Роксоланы
Петр Золин
доктор исторических наук, профессор

В статьях о Новгороде Статьи о Новгороде в разделе История и культура этого портала мне не раз довелось отмечать причерноморские и более южные связи многотысячелетней истории Новгородской земли, начиная хотя бы с расхождения гаплогрупп и исхода эпических Словена и Руса.

Неизбежно какие-то цари (греки их называли василевсами) были у северных народов задолго до нашей эры. Геродот на 6 век до н.э. указывал своих царей у андрофагов и невров, будинов и меланхленов. Меняло почти тысячу лет царские династии Боспорское царство Приазовья. В начале нашей эры здесь стала властвовать династия Рескупоридов, имевшая тронное имя Тиберии Юлии. Имя подозрительно созвучно наиболее развитым ужным народам Руси «тиверцам и уличам», славным своими античными городами, сохранившимися до средневековья.
Вот цари Приазовья со времен восстания Савмака (109 г. до н.э.)

Династия Митридата

  • Митридат VI Эвпатор, р.134 до н. э., сын Митридата V Эвергета, басилевс Понта 123 до н. э.—63 до н. э., архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 107 до н. э.—63 до н. э.
  • Митридат VII, сын Митридата VI Эвпатора, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 107 до н. э.—81 до н. э., басилевс Колхиды 85 до н. э.—81 до н. э.
  • Махар, сын Митридата VI Эвпатора, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов, басилевс Колхиды 81 до н. э.—
  • Фарнак II, сын Митридата VI Эвпатора, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 63 до н. э.—47 до н. э.
  • Динамия, дочь Фарнака II, архонтисса Боспора и Феодосии, басилисса всех Синдов и Меотов 47 до н. э.—11 до н. э.

Династия Асандра

  • Асандр, муж Динамии, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 47 до н. э.—17 до н. э.

Династия Полемона

  • Полемон I, сын Зенона, муж Динамии, басилевс Киликии 40 до н. э.—37 до н. э., басилевс Понта 37 до н. э.—8 до н. э., архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 14 до н. э.—8 до н. э.

Династия Асандра

  • Тиберий Юлий Рискупорид I Аспург, сын Асандра, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 8 до н. э.—37
  • Митридат VIII, сын Рискупорида I Аспурга, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 38—45
  • Тиберий Юлий Котис I, сын Рискупорида I Аспурга, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 45—62
  • Тиберий Юлий Рискупорид II, сын Котиса I, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 68—93
  • Тиберий Юлий Савромат I, сын Рискупорида II, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 92—123
  • Тиберий Юлий Котис II, сын Савромата I, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 123—132
  • Тиберий Юлий Реметалк, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 131—154
  • Тиберий Юлий Эвпатор, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 154—170
  • Тиберий Юлий Савромат II, сын Реметалка, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 174—210
  • Тиберий Юлий Рискупорид III, сын Савромата II, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 210—228
  • Тиберий Юлий Котис III, сын Рискупорида III, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 227—234
  • Тиберий Юлий Савромат III, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 229—232
  • Тиберий Юлий Иннтимей, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 238—242
  • Тиберий Юлий Рискупорид IV, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 242—276
  • Тиберий Юлий Рискупорид V, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 242—276
  • Тиберий Юлий Фарсанз, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 242—254
  • Тиберий Юлий Савромат IV, сын Рискупорида IV, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 275—318
  • Тиберий Юлий Тейран, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 275—278
  • Тиберий Юлий Хедосбий, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 278—285
  • Тиберий Юлий Фофорс, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 285—309
  • Тиберий Юлий Радамсад, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 309—322
  • Тиберий Юлий Рискупорид V, сын Савромата IV, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 318—341
  • Тиберий Юлий Рискупорид VI, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 322—337
  • Тиберий Юлий Савромат V, сын Рискупорида V, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 341—
  • Тиберий Юлий Дуптун, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов —402

Если эти личности не отражены Википедией, подробности о них есть на других сайтах Интернета. Интерес вызывают цари, личное имя которых соответствует этнониму древнего народа Подонья – Савроматы. Эти басилевсы – явные европеоиды. Да и их отцы именовали себя Рескупориды (Рискупориды; BACIΛEΩC РHCKOYПOPIС). Такое имя давали Савроматы и своим детям.

Давно отмечена близость царского знака Рескупоридов – типа трезубца - и княжеского знака Рюриковичей. Рескупориды стремились непосредственно контролировать стратегически важное для всей Сарматии Подонье, тогда как Рюриковичи первоначально делали ставку на Приильменье , Поволжье и Поднепровье.

От РHC к РOYC путь сравнительно небольшой. Но так как он не оставляет камня на камне от неонорманистских построений истории России – этот путь как бы табуизирован. Хотя, как помним, дядя Аттилы в начале 5 века имел имя Роас (Руас, Ругила), тем как бы отчасти представляя себя наследником династии Рескупоридов. Гунны боготворили Приазовье

Посвятительная надпись Савромату П Фанагория (Тамань)


«В добрый час. Происходящего от предков царей, великого царя Тиб[ерия] Юлия Савромата [его статую], сына царя Реметалка, друга цезаря и друга римлян, благочестивого, любящего свое отечество, пожизненного первосвященника августов, благодетеля отечества и основателя, Юлий Менестрат, архикойтонит (постельничий), своего бога и владыку почета ради [поставил]»

Мраморный постамент под статую оказался в округе Фанагории самой крупной по размерам находкой. Его высота 1,47 м. На верхней площадке постамента сделаны углубления для ног. Фигура стояла, опершись на прямую левую ногу, тогда как правая была согнута и отставлена назад. Правой рукой царя опирался на посох, для которого в переднем левом углу поверхности постамента было сделано небольшое углубление. В верхней части лицевой стороны постамента была вырезана десятистрочная надпись. Под самой надписью в довольно высоком рельефе дано изображение быка. Разъяренное животное привязано веревкой к кольцу, его туловище обвязано лавровым венком. Очевидно, бык приготовлен для жертвоприношения.

Надпись сообщает, что статуя, стоявшая на постаменте, посвящена боспорскому царю Савромату II. Здесь использована самая полная официальная титулатура, известная для боспорских царей. Надпись датируется временем царствования Тиберия Юлия Савромата II, который правил на Боспоре с 173/4 по 210/11 гг. В послемитридатовскую эпоху новые правители Боспора, начиная с Фарнака, пытались отстоять в течение какого-то времени независимость своего царства и даже расширить его границы. Однако очень быстро стало ясно, что противостоять могуществу Рима практически невозможно, поэтому между ними сложился определенный паритет.

С одной стороны, Рим не смог превратить Боспор в свою провинцию, поскольку эти территории слишком удалены от Средиземноморья и трудны для управления. Рим был, очевидно, согласен пойти на определенные уступки в вопросе об относительной независимости Боспора при условии контролирования им варварских передвижений вдоль северного побережья Понта.

Начиная с середины II в. н.э. боспорские цари получали от римской администрации ежегодные субсидии на эти цели. Варварская же угроза была, по всей видимости, велика. На протяжении I–II вв. боспорские надписи сообщают о ряде побед над скифами и другими варварами. Не случайно Боспор был едва ли не единственным среди восточных царств, который так никогда и не вошел в состав какой-либо римской провинции.

Наряду с Рескупоридами и Руасом на роль античных «русских» имеются и иные претенденты – особенно роксоланы и росомоны. Сразу отметим, что мощная государственность на землях средневековой Руси веками была и до утверждения за этими землями ононима Русь – во многом в память о библейском Росе (Роше).


Античных источников, подтверждающих это, все больше.
Лишь в последние годы Интернет стал активнее публиковать памятники отечественной античной письменности, тесно связанныве с досредневековой историей России. Это касается не только Фанагории.

В частности, в одном только в Херсонесе (Севастополе;  Корсуни, где крестился Владимир), ныне в музее-заповеднике немало добротных античных надписей: Декрет в честь Диофанта; Надпись в честь императора Зенона; Присяга граждан Херсонеса; Декрет в честь историка Сириска; Постамент статуи Агасикла; Проксения послу Митридата Евпатора; Декрет в честь послов Гераклеи; Постамент статуи Аристона; Договор с царем Фарнаком I; Список победителей в состязаниях; Надпись о взимании подати; Фрагмент декрета о крепости Напит; Надпись о сооружении ворот; Посвящения богине Немесиде; Надпись об освобождении Калос Лимена; Декрет в честь императора Марка Аврелия; Декрет в честь Гая Юлия Сатира; Проксения синопейцу; Стихотворная эпитафия на стеле Ксанфа; Надпись на стеле врача; Стихотворная эпитафия Ойнанфы; Краткие эпитафии

Даже по этим античным документам ясно, что историки античного прошлого народов на землях России имеют в прямом смысле слова фундаментальные источники – каменные плиты с надписями. В общей массе в округе Крыма и Приазовья их сотни и тысячи.
Обратим внимание на один из таких исторических источников.

Этот мраморный постамент от античной статуи, разбитый на две части, найден в 1878 г., а в 1898 г. перевезен в Эрмитаж и хранится там в настоящее время. Датируется концом II в. до н.э. Судя по положению ног статуи, декрет был вырезан не на лицевой (как до сих пор считали), а на тыльной стороне постамента; на лицевой же, обломанной части плиты, вероятно, находилась почетная надпись типа: Совет и Народ Херсонеса - полководцу Диофанту. Эта формула в Великом Новгороде звучала бы как решение  Совета господ и Вече.

Декрет граждан Херсонеса (Севастополя) в честь Диофанта – победителя ревканалов (2 век до н.э., хранится в Эрмитаже) перевод с древнегреческого В.В.Латышева, комментарий Э. И. Соломоника

«(перечисление влиятельной знати Херсонеса...), Сын Зета (так звали и одного из сыновей бога северного ветра Борея), предложили:
так как Диофант, сын Асклепиодора, синопеец (Южное Причерноморье) , будучи нашим другом и благодетелем, а со стороны царя Митридата Евпатора (основной противник Рима в 2 – 1 вв. до н.э., некоторое время властвовал и в Приазовье) пользуясь доверием и почетом не менее всякого другого, постоянно является виновником блага для каждого из нас, склоняя царя к прекраснейшим и славнейшим деяниям; будучи же приглашен им и приняв на себя (ведение) войны со скифами, он, прибыв в наш город, отважно совершил со всем войском переправу на ту сторону;
когда же скифский царь Палак внезапно напал на него с большим полчищем, он, поневоле приняв битву, обратил в бегство скифов, считавшихся непобедимыми, и (таким образом) сделал то, что царь Митридат Евпатор первый поставил над ними трофей; подчинив себе окрестных тавров и основав город на (том) месте, он отправился в Боспорские местности и, совершив в короткое время много важных подвигов, снова воротился в наши места и, взяв с собою граждан цветущего возраста, проник в середину Скифии.

Источники: ru.wikipedia.org, museum.com.ua, pism.pl, gipanis.ru, trinitas.ru, chersonesos.org, iananu.kiev.ua, chersonesos.org

Страница 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7