Где Святая София…
Петр Золин
доктор исторических наук, профессор

Фотографий этого чудесного архитектурного памятника России – старейшего из столь крупных сохранившихся,  в Интернете сотни. Многие сделаны с любовью, так что лучший очень трудно и выбрать. Мне, лично, понравился образ и свет этого снимка. Большое спасибо автору (замечу, снимок повторяется только здесь – в образовательной некоммерческой статье).

Персональный сайт Ольги Якименко (немало других интересных работ).

Еще в школьные годы меня интересовало, почему первый христианский храм в городе назван не Богородины, не Спаса, не Троицы… И какие конкретно новгородцы говорили: «Где святая София, тут и Новгород»?!

Ныне в Интернете можно прочесть следующее. Когда суздальский князь Ярослав Всеволодович закрыл в Торжке дорогу на Новгород, и новгородцы лишились привозного хлеба, начался голод. Князь Мстислав Удалой пришел на помощь Новгороду, и в 1216 году перед походом против Ярослава произнес на вече взволнованную речь: "Пойдемте, братья! Поищем мужей своих, вашу братью; возвратим волость вашу. Да не будет Новый Торг Новгородом, ни Новгород Торжком, но где святая София, тут и Новгород!".

Правда, запись в летописи все же под Въ лЂто 6723 [1215].

«Князь же Мьстиславъ створи вЂцЂ на Ярослали дворЂ: «и поидемъ, рече, поищемъ муж своихъ, вашеи братьи, и волости своеи; да не будеть Новыи търгъ Новгородомъ, ни Новгородъ Тържькомъ; нъ къде святая София, ту Новгородъ; а и въ мнозЂ богъ, и въ малЂ богъ и правда1».(Лишь ) Въ лЂто 6724 [1216]. МЂсяця марта в 1 день, въ въторник по чистЂи недЂли, поиде князь Мьсти/л.83об./славъ на зять свои 2 Ярослава с новгородци,

Это повторяет и младший извод новгородской летописи:

«Князь же Мьстисла.въ створи вЂце 42 на ЯрославлЂ В 43 дворЂ и рече 44: «поидемь 45, поищемъ мужии 46 своих. а вашеи братьи 47, и волости 48 своеи 49; да не будет Новыи Торгъ 50 над Новымгородомъ Ж, ни Новъгород под Торжькомъ 51; нь 52 гдЂ святая СофЂя 53, и 54 ту и Новъгород; а въ мнозЂ богъ, и в малЂ богъ и правда».

В лЂто 6724 [1216]. МЂсяца марта въ 1 день, на 55 память святыя Марьи ЕгиптянынЂ 55, вторник 56 по чистои недЂли 57, поиде князь Мьстиславъ на зять свои, на Ярослава с новгородци 58, а в четверток побЂгоша къ Ярославу 59 преступници 60 кресту: цЂловали бяху 61 крестъ честныи ко 62 Мьсти-славу со 1 всими 2 новгородци 3».

Это есть и в Воронцовском списке:

«Князь же Мстиславъ сотвори вече на ЯрославлЂ дворЂ и рече: «поидемъ, поищемъ мужеи своихъ, а вашеи братии, и волостеи своихъ; да не будетъ Новыи торгъ надъ Новымъгородомъ, ни Новъгородъ подъ Торжкомъ; но гдЂ святая София, ту и Новъгородъ; а во мнозЂ богъ, и въ малЂ богъ и правда.

Справедливо отмечено, что это слова не каких-то абстрактных новгородцев (а все же князя ) и новгородскими историками

Очень коротко об авторе изречения.

Мстислав (в крещении Феодор) Мстиславич Удатный (Удалой) (? - около 1228), великий князь галицкий, а затем князь торческий. Сын новгородского князя Мстислава Ростиславича Храброго. Княжил в Торопце, Торческе, Треполе, Новгороде Великом, Галиче, снова в Торческе. Был крупным полководцем. Умело боролся с половцами, венграми, поляками, совершил удачный поход на чудь. В 1216 (после изречения о Софии) разгромил в Липецкой битве сильное войско владимиро-суздальских князей. В 1223 стал инициатором и одним из главных руководителей похода русских войск против монголов (был женат на дочери половецкого хана Котяна , который и  сообщил зятю о появлении нового грозного врага). В сражении на р. Калке потерпел тяжелое поражение от монгольского войска и бежал с поля боя. Мстислав в 1227 г. уступил Галич своему зятю венгерскому королевичу Андрею, а сам перешел на княжение в Торческ, где и умер, приняв перед смертью схиму.

Мстислав Удатной (Удалой) и Даниил Галицкий. Памятник Тысячелетию России

Стоит напомнить, что дочь этого Мстислава – Феодосия – мать самого Александра Невского.

И все же почему храм Софии?! Только ли христианский образ это?!

В ностратическом словаре есть созвучные корни : № 188. (sab-) «Семь» (ИЕ, АА, Этр); № 193. (s(w)ak[h]s(w)-) «Шесть» (ИЕ, Кар); № 444а. (?a-) Частица, указывающая на удаленный предмет (ИЕ, Кар, Ур, Др, Алт, Этр); № 168. (s(y)aw-) «Быть сухим, засушливым, увядшим» (ИЕ, Кар, АА); № 196. (saw-) «Вздыхать, пыхтеть, задыхаться, глубоко дышать» (ИЕ?, Кар, АА); № 190. (saw-) «Пить, глотать» (ИЕ, Кар, АА); № 187. (san-) «Воспринимать, чувствовать» (ИЕ, АА); № 195. (saħ-) «Исследовать, рассматривать, стараться выяснить, пытаться понять, обдумывать» (ИЕ, АА, Алт); № 198. (siħ-) «Разделять на (равные) части, делить» (ИЕ, Кар).

Значительно большее число корней можно привлечь отсюда

Понятно, что из приведенных наиболее привлекательны трансформации ностратического корня (saħ-; идущего к будущим индоевропейцам, афро-азиатам, алтайцам, включая тюрков) со смыслом «Исследовать, рассматривать, стараться выяснить, пытаться понять, обдумывать» (с учетом – к примеру – частица (?a-), указывающая на удаленный предмет (ИЕ, Кар, Ур, Др, Алт, Этр). Безусловно, есть и иные варианты выхода на ностратику (раннее созвучие-смысл) Софии как мудрости. Но это уже дело опытных специалистов по ностратике.

Пойдем к реалиям поближе. В статьях Балто-финно-славяне…; Бораны, боруски, Бравлин-Буревой, Бронницы, Бярмия...; Венемаа; Волхов – ящер…; Глубины слов; Истоки языческих культов (по академику Б.А.Рыбакову); Кривия (Кривейя); Палеолит Приильменья…; Приильменье – истоки Словенска-Новгорода: места, языки, этносы…; Порог Борея; Прото-Новгород…; Сказание о Словене и Русе и городе Словенске из Хронографа 1679 года; Следы Словена и Руса; Современные этногеографические представления  и других кратко показаны современные этногенетические представления.

В частности, отмечено, что индоевропейцы преимущественно расходились с региона низовий Дона и Волги. Отсюда явно выходила и часть пращуров греков, вынося в Грецию северные мотивы индоевропейских мифов. Уран (Урал) – небо. Рея  (Ра, Волга) – река. Зевс – жизнь. Крон (Хрон) – Неман (Балтика – море Крона)… И т.п. По пути исхода потянулась ономастика Дон (Танаис) – Днепр – Днестр – Дунай (Истр) и т.п.

Исход греков по языку

Если данная версия лингвистов справедлива, то можно искать в греческих мифах какие-то архаичные следы памяти хотя бы о Приазовье и низовья Дона (античного Танаиса).

Академик О. Н. Трубачев в работе «TEMARUNDAM "MATREM MARIS". К вопросу о языке индоевропейского населения Приазовья.» (Indo-Arica в Северном Причерноморье. - М., 1999. - С. 9-14)  сделал важные замечания.

В частности, Меотида ( Меотийское озеро, Азовское море) «обозначалось как 'мать моря', 'кормилица моря'. Единственно верную этимологию названия Μαιωτις 'Меотида': μαια 'мать, кормилица', ср. еще греч. μήτηρ (του) Πόντις 'мать Понта' - о Меотийском озере, хорошо знали и правильно объясняли (от притока избыточных пресных вод, изливающихся в Черное море) еще в древности. В этой греческой номенклатуре для нас проступают местные туземные следы».

Меотида – (многотысячелетняя) мама. Это , думается, справедливо. Археологи найдут немало тому оправданий.

Ученые и дотошные любители истории давно обращают внимание на созвучие ононимов Мети́да (др.-греч. Μητις [Ме́тис] — «мысль, премудрость») — в древнегреческой мифологии богиня мудрости, океанида, дочь Океана и Тефиды;

 и Меотида (Материнская, Азовское море; греч. Maiotis, лат. Moeotis) - название Азовского моря у греков и римлян, возможно, связанное с именем обитавшего возле него племени меотов, хотя ученые не исключают и обратного.

Возможно, созвучие случайное. Вероятно – и символичное.

По греческому эпосу, Метида (Метис) – (первая) супруга Зевса.

По некоторым версиям, дочь Эреба (Мрака) и Нюкты (Ночи).Она помогла Зевсу вывести из утробы Кроноса (Хронус – Неман; источник, «хорон») проглоченных тем своих детей — братьев и сестёр Зевса. Понятно; приготовила волшебное зелье, а выпив Кронос изрыгнул сначала камень, а потом и наследников.

Уран и Гея нашептывали Зевсу, что Метида родит мальчика, кто свергнет «Главу Олимпа». Красвица принимала различные образы, чтобы избежать страстного Зевса, но тот все же улучшил момент. А когда женщина забеременела, проглотил ее – и как бы все проблемы.

Рождение Афины: Гефест раскалывает голову Зевса. Чернофигурная керамика.

Голова Зевса вскоре стала раскалываться от всяких мыслей. Божество попросило подчиненного Гефеста расколоть ему, Божеству, голову. Подчиненный кузнец просьбу выполнил. И вся сияя из головы Зевса (Жизни) явилась Афина – премудрость божья.

Интернет наполнен подробностями об Афи́не (Ἀθηνᾶ, есть написание Афинайя, микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: Афана Потния, «владычица») — богине справедливой  войны и мудрости, наиболее почитаемой богине Греции, давшей имя античной столице (там было много выходцев из Скифии, включая Приазовье). Афину признавали богиней знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности.

По некоторым версиям, Афина и Прометей (Промысел) поставили «производство» людей на поток. Прометей лепил фигурки из глины. Афина оживляла их, прикрепляя бабочку – душу. Отлетала бабочка – и человек вновь превращался в прах.

Именно вместе с Прометеем Афина обучила людей строить здания и города.

Допускается, что в мифе о Метиде и Зевсе отразились ранние представления о мудрости как сочетании стихийного женского и мужского организующего начала; Афина уже не дочь непосредственно Метиды, а преимущественно Зевса; в этой Победительнице соединилась мудрость матери и отца.

Культ Зевса, Афины, Геракла и других античных героев развивался в Северном Причерноморье и севернее Кавказа задолго до нашей эры. Археологических свидетельств этому, включая античные монеты – сотни. От Зевса и дочери Борисфена (Днепра; вероятно – русалки) родился основатель основных родов скифов Таргитай. По другой легенде, отцом трех родоначальников скифов был Геракл, а матерью – полудева-полузмея. Змея – тоже один из символов мудрости. Но для Афины более характерен образ Совы, что по онониму созвучен Софии.

 Источники: olgaolga7.narod.rusofia.home.nov.rulitopys.org.ua,  www.bibliotekar.ruhronos.km.ruwww.toropets.net,  www.cnsr.ru, ru.wikipedia.org, www.nostratic.rugoogle.ruameshavkin.narod.ru, www.philology.ruwww.gerodot.ru, www.durov.com, aratta.vinnitsa.com www.hellados.ru

 Страницы: 1, 2, 3