Палеолит Приильменья…
Петр Золин
доктор исторических наук, профессор

В ряде статей портала – на основе современных научных достижений - мною показано, что современные подходы к всеобщей истории требуют начинать прошлое любых территорий с геологических глубин. А историю людей на этих территориях –  понятно - со времен появления здесь именно самых первых людей.

Когда в округе Приильменья могли появляться первые люди ?! Еще искать и искать… Изучать и исследовать…

Вместе с тем допустимо, во времена, к примеру, палеолитических Костенок на Дону или Сунгири (окраина Владимира). Около 30 тыс. лет назад и более. Порог Борея показывает одну из карт-схем, когда ледник в ту пору отступал почти до Скандинавии.

А затем вероятные следы палеолитических земляков новгородцев скрыли последниковые осыпи. Чтобы добраться до палеолита Русской равнины (Восточной Европы), надо нередко копать значительно глубже новгородского культурного слоя. Даже в центре России. Вот хотя бы пример Костенок под Воронежем.

Зададим неожиданный вопрос. А было ли в пору палеолита нечто вроде «высшего образования» той поры ?! И в чем оно могло выражаться ?!
Вероятно, в сравнительно высоком для своего времени уровне культуры, общего развития людей.

Высшее образование в каждую историческую эпоху было свое. А.И.Богомолов даже энциклопедически подчеркивал: « В странах Древнего Востока (Китай, Египет, Вавилон, Ассирия и др.) за много тыс. лет до н.э. возникли школы разных уровней; в школах высшей ступени молодежь изучала произведения философов и поэтов, включая некоторые сведения о законах природы, небесных светилах, минералах, растениях, животных и др.» (БСЭ.Изд. 3-е. Том 5. М., 1971. С.553; немало опубликованных работ этого плана у автора данных строк, в т.ч. и в Интернете).

Ныне доказывается, что «школы разного уровня» возникали не только в странах Древнего Востока у людей разумных со времен позднего палеолита – в высшие попадали наиболее талантливые юноши и девушки, успешно прошедшие обязательные инициации («полное среднее образование с начальным профессиональным » той поры). Эти – талантливые – зачастую происходили из палеолитической элиты (семей вождей, волхвов-шаманов и т.п.), хотя в полигамных семьях слишком жестких градаций не было.

К этапу вероятного «новгородского палеолита» относятся поздние слои стоянок: Молодова V, Кормань IV - на Днестре; стоянки Юровичи, Бердыж - в бассейне Днепра; группа стоянок Костенки и Гагарино - на Дону. Следы этого времени содержат культурные слои расположенных намного севернее (56°с.ш.) палеолитических стоянок Сунгирь и Русаниха - в бассейне Оки, а также сравнительно недавно открытые археологом П.Ю.Павловым стоянки Заозерье и Гарчи I - в бассейне Камы, где ведутся комплексные исследования; Бызовая - на средней Печоре (64°с.ш.). В конце брянского времени и сразу после него люди появились на стоянках Хотылево II (на Десне), Авдеево (на Сейме), Зарайск (на Оке). 

Схема расположения стоянок разных этапов позднепалеолитического расселения и растительный покров максимума поздневалдайского оледенения (типы растительности приведены [5]). 1 - границы ледниковых покровов; 2 - субарктические луга; 3 - тундровая растительность с участием остепненных сообществ; 4 - перигляциальная лесостепь с участием тундровых элементов; 5 - перигляциальная степь в зоне многолетней мерзлоты; 6 - перигляциальная степь в области глубокого сезонного промерзания; 7 - область морских трансгрессий; 8 - граница зоны многолетней мерзлоты; 9 - стоянки позднеледниковья; 10 - стоянки максимума оледенения; 11 - стоянки добрянского и брянского времени.

Да, от Сунгири, Зарайска, Хотылева до округи Ильменя – несколько сотен километров. Но ведь не тысячи ?!  И могли появляться на священных горах Рипах люди, облик которых известен по палеолитическим памятникам Русской равнины. Да, разные по облику люди. Вероятно, высшего образования для своего времени.

  

Россияне Костенок (под Воронежем на Дону. 30 – 25 тыс. лет назад)

Кстати, на элиту была рассчитана и «высшая школа» Ярослава Мудрого при еще деревянном Софийском соборе в Новгороде. Ведь в нее в 1030 году собрали около 300 детей попов и старост – от храмов и церковных общин в городе и на погостах Новгородской земли. Тогда средняя нагрузка была примерно 1 преподаватель на 6 юношей или 12 девушек. Для образовательного государственного учреждения (под патронажем самого великого князя, которого иногда именовали и царем) требовалось не менее 25 педагогов – знатоков грамматики, математики, богословия и ряда иных наук. И такие преподаватели были, что дальнейшее развитие Великого Новгорода разнообразно подтверждает. Например, по уровню образования, особенно женского, школа Ярослава на века опередила образовательную систему почти всей остальной Европы. Это явно был – говоря современным языком – своеобразный университетский комплекс непрерывного образования, начиная с семейных и приходских школ. И самые глубокие отечественные корни таких комплексных подходов можно искать за многие тысячелетия до Ярослава Мудрого.

Палеолит и на землях нынешней России требовал, чтобы перспективная  молодежь изучала важные для родов и племен сказания и ритуалы, известные на данное (палеолитическое) время сведения о законах природы, небесных светилах (первобытная космогония ныне имеет все больше археологических подтверждений), минералах (из них, например, можно было делать краски), растениях, животных и многом другом.

По данным Геродота, скифы сами себя называли сколотами, вели свой главный царский род хотя бы с середины 2 тыс. до н.э. от Коло-ксая (внука или сына самого Зевса). Давно замечено, что «сколот» подозрительно созвучен индоевропейской «сколе-скуле-шуле». Так что скифы изначально оказывались людьми одной «школы» - высшей школы всей отечественной истории со времен палеолита.

Точки отсчета для истории языка, экономики и педагогики – конечно - меняться будут. Наука углубляет, уточняет и нередко в корне меняет свои достижения. Но в ближайшее время хотя бы средней точкой отсчета будет оставаться почти для любой страны на планете период 25 – 40 тысяч лет назад. Это поздний палеолит, когда – например, - для изготовления одного орудия труда из камня человек производил уже 50 – 250 корректирующих ударов. А не несколько – как в раннем палеолите.

Ныне достижениями российских палеолитологов (специалистов по древнему каменному веку; не путать с политологами) отвергнут безраздельно господствующее в науке представление о примитивном бродячем и кочевом образе жизни палеолитического населения Европы и Северной Азии даже в условиях последнего оледенения 30 – 17 тысяч лет назад. Уже в ту пору сравнительно развитые домохозяйства пращуров-земляков россиян играли существенную роль в жизни «хомо сапиенс».

Источники: www.trinitas.ru, www.kunstkamera.ru

Страница: 1, 2, 3, 4, 5