Прото-Новгород…

Петр Золин
доктор исторических наук, профессор

Доктор исторических наук, профессор Петр Михайлович Золин считает полезным при праздновании 1150-летия Великого Новгорода обратить внимание и на многотысячелетние традиции заселения Новгородской земли, на археологические датировки населенных пунктов не только России. Этому посвящены книги автора «Протогорода Великой Скифии», «Письмена Великой Скифии» и другие работы ученого, который активно публикуется и в Интернете (адреса ряда сайтов указывают поисковые системы). Автор признает, что в новаторских исследованиях неизбежны ошибки и неточности, спорные положения, которые можно уточнять лишь при коллективных обсуждениях. И к этому он готов на форумах нашего сайта.

К 1150-летию Новгорода


Прото-Новгород…

Любимая горожанами газета «Новгород» с 21 сентября 2006 г. ведет цикл статей, посвященных юбилею города, материалом «Год 859. От начала времен». Упоминалась легкая рука (не мысль) академика Тихомирова. Указывалось на практическое безмолвие письменных свидетельств  о «первых десятилетиях новгородской истории». Как аргумент цитировались английские историки С.Франклин и Д.Шеппард: «Осторожность никогда не вредит, если речь идет о ранней истории Руси». Осторожность не вредит истории любой страны, включая и каменный век самой Англию. Правда, есть полезное на Руси – например, выражение: лучше недо бдеть, чем перебдеть…

Историки В.Я. Конецкий и Е.Н.Носов (ныне член-корр. РАН) почти четверть века назад в добротной книге «Загадки Новгородской округи» (Л.: Лениздат, 1985. — 120 с., ил.; 25 тыс. экз.) определили Новгород одним из древнейших и красивейших городов нашей страны. Одним, но не первым… Городам России у Азовского и Черного морей, Каспия по 2 – 3 тысячи лет официальной истории.

Да и по оценкам авторов, Новгород возник и превратился в могучую столицу Северной Руси не на безлюдных пространствах Приильменья, а среди освоенной густонаселенной области. Тысячами живых нитей город был связан с питавшей ого округой. Многочисленные поселения, величественные курганы, языческие святилища и клады, — немые свидетели этого. Приведены слова Н. К. Рериха о крае:

« Все, что покоится тут же среди нас. Для чего не надо ездить на далекие окраины: не  нужно в далеких  пустынях искать (включая и пустыни Ирака-Шумера: П.З.), когда, бездны еще не открыты в срединной части нашей земли. По новгородскому краю все прошло …».

Для Рериха по краю «прошло все культурное» (понятно, оставив следы археологических культур разных эпох, начиная с первых поселенцев послеледниковья). А вот для кого-то эпические Словен и Рус (обилие упоминаний в литературе, Интернете) в это не вписываются. К сожалению, в частности, Конецкий и Носов историю  древнего ландшафта края начали со второй половины I тысячелетия нашей эры. Хотя затем сами себя не раз и поправляли.

Ведь естественный ландшафт края в основном сформировался хотя бы в результате таяния Валдайского ледника 11 – 13 тысяч лет назад. Валдайские возвышенности на глубину в десятки и сотни метров – результат послеледниковых осыпей. На несколько метров послеледниковые слои определяют и низменные участки Новгородской земли. 

Да и послеледниковый ландшафт Поозерья за тысячи лет заметно менялся. Различные половодья, ветра, снега и льды пригладили послеледниковые холмы, снесли в Волхов значительные части обрывистых берегов у Коломцов, Юрьева, Городища, Перыни.

Авторы справедливо сетовали: «Время безжалостно стерло многие следы жизни наших далеких предков. Под распашкой (а чего же только учитывать «распашку», а не заросшие неоднократно лесами поля и болота ?: П.З.)  исчезли остатки поселений и курганов. Забылись дедовские предания о священных урочищах и старых могилах. Немногие сейчас, к примеру, помнят о камне, называемом «Медведица», который лежит у самого шоссе, ведущего из Сергова в Новгород, около деревни Гвоздец. Эта  громадная замшелая гранитная глыба, что вообще редкость для этих мест, с выбитыми на ней в языческие времена (а эти времена идут с палеолита: П.З.) лунками для каких-то ритуальных целей,  еще несколько поколений назад вызывала суеверный страх  и  почитание».

Камней-следовиков от языческих времен в округе Приильменья – сотни. Но исследования их – по сути – свернуты. А ведь наиболее древние из «следовиков» хранят память о первых поселенцах края, еще до времен Словена и Руса.

Согласимся с авторами: «Забылось и исчезло многое. Но даже те археологические  памятники,  что  дошли до нас или известны по отрывочным сведениям любителей старины прошлого столетия,  дают  наглядное представление  о  заселенности этих мест на заре русской истории».

Правда, не стоит зарю реальной отечественной истории (включая и русскую, тем более – российскую) путать почти с полднем, «средневековьем».

Еще в начале Х1Х века один из первых археологов-славистов 3. Д. Ходаковский, впервые обратил внимание па археологические памятники в районе Новгорода. Раскопал знаменитую сопку в деревне Волотово, насыпанную благодарными новгородцами, по преданию, над могилой легендарного князя славян — старейшины Гостомысла. Раскопал, но существенных находок не сделал. А вот образ Гостомысла из новгородской истории стал постепенно выпадать. Одна из попыток его реанимации предпринята в книге И.Я.Фроянова «Мятежный Новгород».

Авторы процитировали часть важнейшей фразы многих признаваемых наукой летописей: «Словене же седоша около озера Илмера и прозвашася своим именем...». И добавили, что так русский летописец XI века поведал современникам о расселении самой северной группы восточных славян. «Большего он не знал. И уже для него эти события терялись в глубине веков и смутно проступали, овеянные легендами и преданиями».

Правда, В.Я. Конецкий и Е.Н.Носов не привели продолжение фразы-формулы :« … И сделаша градъ и нарекоша и Новъгородъ». И все это до описания пути «из варяг в греки» (по сути, пути с мезолитических времен между округами Черного моря и Балтики, чему обилие археологических и античных письменных подтверждений).  До хождений апостола Андрея к славянам, где окончательно утвердился Новгород. До упоминаний Кия с братьями, аваров-обров 6 – 7 веков… А если бы привели - потребовалось несколько страниц потратить на пояснения.

Местными – до славян – в науке упорно считаются финские племена, хотя в таком упорстве – всего лишь одна из научных версий. Когда около 6 тысяч лет назад послеледниковое Приильменье стало пригодным для заселения, сюда с разных мест устремились сравнительно развитые народы (уже с керамикой, луком и стрелами, с разнообразием домостроительства и хозяйственной жизни). Легенда о Словене и Русе подчеркивает, что округа истоков Мутной (затем Волхова) из озера Мойско (позже Ильменя) была около 44 веков назад свободна для заселения. Да и по летописям, славяне, сев у Ильменя, никакие «финские племена» не затронули. Никого не подсидели…

Авторы начала Прото-Новгорода описывают так:

«Древнейшие археологические памятники, открыты вблизи  Новгорода, датируются  IV—III  тысячелетиями до нашей эры и относятся к эпохе нового каменного века — неолита… Поселения охотников и рыболовов располагались непосредственно у водоемов, на невысоких всхолмлениях. Материалам для изготовления орудий труда служили камень, кости и дерево. Это были кремневые наконечники стрел и копий, скребки для обработки шкур, костяные проколки и гарпуны». Легко опознается на берегах Волхова керамика неолита - поверхность черепков почти сплошь покрыта ямками в сочетании с отпечатками гребенчатых штампов.

Неолитические поселения известны в урочище Коломцы при истоке Волхова, на правом берегу, при впадении в озеро речек Прость (там «славянское» селение фиксируют с 8 века) и Ракомка, на Рюриковом городище, в Холопьем городке напротив Кречевиц и во многих других местах».

Кто абсолютно доказал финно-угорский или иной этнический характер этих поселенцев ?! Известны следы культуры, близкой к волосовской, но очень спорны любые однозначные этнические привязки этой культуры. Ныне наука отказывается от жестких этнических привязок археологических культур (эти культуры чаще отражают близкие технологические уровни развития на определенных территориях ряда этносов, особенно в регионах частых миграций). Нет и бесспорных лингвистических доказательств – тысячи лет на землях Приильменья сказывались традиции ностратического содружества.

Авторы констатировали: «Во II тысячелетии до нашей эры в Приильменье проникают новые группы населения, знакомые со скотоводством. Вместе с ними начинают появляться первые предметы из металла. Могильник данного населения был случайно обнаружен при земляных работах на правом берегу Меты и у подножия Бронницкой горы в 1910 году.

Символы реальной древней эпохи - тщательно отполированные каменные топоры с длинными обухами и сверлеными отверстиями для насаживания на рукояти. Подобные находки встречены во многих пунктах Новгородской области, в том числе у деревни Новая Мельницэ да реке Веряже и в Ракоме. Топоры служили и  боевым оружием. И тогда к топору звали «русь, чудь и всих языцей».

Памятники эпохи неолита и раннего металла (по В.Я. Конецкому и Е.Н.Носову) :

1 — Холопий   городок;   2 — Робейка;   3 — Городище;   4 — Коломцы;   5 — Стрелка;    6 — Просты    7 — Ракомо;    8 — Васильевское;    9 — Горошково;    10 — Еруново; а — поселения; б—находки каменных боевых топоров (на самом деле, только на территории самого Новгорода с Х1Х века таких топоров найдено около 20, частью хранятся в новгородском музее; такие топоры делались со времен неолита).

Взаимоотношения пришельцев с местным населением были сложными и, скорее всего, далеко не мирными. Но именно с этого времени у населения Приильменья начинают распространяться навыки ведения хозяйства (а до этого хозяйства у них не было?!), в первую очередь скотоводства и металлургии. Остатки таких поселений открыты по реке Веряже, у деревень Еруново, Горошково, Васильевское, и на реке Прость»…

Так речь идет о периоде около 35 – 40 веков назад, связанном с фатьяновцами, которых относят к северным индоевропейцам – общим предками германцев, балтов и славян. Стоит подчеркивать – именно, -  и славян.

Постепенно происходят изменения в приемах изготовления лепной керамики. Меняется форма горшков — они становятся более плоскодонными — и характер орнаментации. Поверхность украшается отпечатками ткани или их имитацией. Наряду с открытыми поселениями появляются укрепления (городища). Ближайшее к Новгороду такое городище находится на Бронницкой горе.

Правда, когда мне в 2004 г. в ряде публикаций довелось подчеркнуть особое значение Бронниц в истории Приильменья, на лицах некоторых «спецов» появились скептические усмешки. Долг платежом красен. Ухмыльнемся и мы такой упорной фразе :

«Накануне славянского расселения обитатели Приильменья говорили на языках финно-угорской группы. Об этом свидетельствует ряд заимствованных ими, несколько измененных в соответствии со славянским произношением, названий рек и озер. Так, Ильмень (древнерусское— Ильмер) обозначает в финно-угорских языках «озеро, определяющее состояние погоды» (по-фински «илма» — воздух, погода, а «ярв» — озеро). Название Меты происходит от финского «муста», что означает «черная». Вишера, которая, кстати сказать, имеет тезок в Пермской области и Коми АССР, по мнению некоторых авторов, переводится как «водный поток».

Названия таких крупных рек, как Ловать, Шелонь, Волхов, по мнению видного финно-угроведа  А. И. Попова, имеют славянское происхождение.

Летописцы в XII веке по существу ничего не знал о населении, предшествовавшем здесь славянам. Ведущая роль славянских племен в историческом развитии Приильменья была обусловлена более прогрессивной системой их хозяйства.

Летописец не знал, а вот археологи (при поддержке соответствующих лингвистов) окончательно знают… Беда лишь в том, что топонимы на «Ильм» распространены от Германии (Ильменау) до Аляски (Илиамно). И они – вероятнее всего – отражают следы ностратического и более ранних уровней содружества языков, с почитанием ильма-вяза как символа плодородных почв и богатых угодий для охоты и рыбалки. Тем более Ильмень (слово типа «ставень», «плетень») – это не Ильмо-ярви (как бы финно-угрофилам не хотелось). Вишера у Мсты неизбежно напоминает польскую Виселу (Вислу; античную Вистулу). Места – это не «муста» (черная), так как в средние века округа называлась Помостьем. На Мсте княгиня Ольга в 947 г. определяла места (селения, укрепления) погостов и сборов даней. Округой зажиточных княжеских «мест» (поселений) берега реки веками и оставались.

Авторы приводят карту раннеславянских памятников Приильменья, где половина соответствует более ранним поселениям в тех же местах.

По данным археологов, славянские племена принесли в лесную зону Восточной Европы устойчивый тип земледельческого хозяйства, сложившийся в местах их прежнего обитания — более южных и юго-западных районах (земель «сколотов», как сами себя задолго до нашей эры называли скифы). Но земледелие известно коренным обитателям  Приильменья еще в  I тысячелетии до нашей эры. Это была подсечная система земледелия, основанная на непременном выжигании леса, при которой пахотные орудия не использовались.

Не будем повторять дальнейшее содержание этой книги - принципиальной для осмысления начал заселения Приильменья. Но и специалисты указывают, что точкой отсчета объективно являются 4 – 3 тыс. до н.э. Именно 3 тысячелетия и касается Повесть о Словене и Русе. Чем не повод, вспоминая Повесть, отметить 4400 лет хотя бы индоевропейскому заселению края ?! 

1 — Холопий городок; 2 — Хутынь; 3 — Деревяницы; 4— Родионово; 5 — Ушерсно; 6—Волотово; 7—Кириллов монастырь; 8—Нередица; 9—Городище; 10 — Перынь; // — Прость; 12 — Воцкое; 13 — Ракомо; 14 — Береговые Морины; 15 — Моисеевичи; 16—17 — Георгий; 18 — Васильевское; 19 — Гвоз-дец; 20 — Любоежа; 21 — Горошково; 22 —- Заболотье-Еруново; 23 – Сергово; а – городища, б – селища, в – сопки, г – святилища, д – клады, е – культовый камень

На нынешних гербах Великого Новгорода и Новгородской области стоят медведи – символы многотысячелетнего бога Велеса. Большая Власьевская  (до переименования – Чернышевского, здесь здание Администрации Великого Новгорода и Новгородской Думы, - ранее горкома КПСС) и Малая Власьевская улицы (до переименования -  Солецкая), хранят память о церкви Власия, которая  встала на месте языческого святилища Волоса-Велеса. Известна новгородцам и Волосова (Мерецкова) улица, в начале средних веков выводившая к святилищу. Медведи возвышаются и на гербе Старой Руссы, на ряде других местных гербов России.

Князь Олег 11 веков назад при договоре с Византией вместе с дружиной «по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир" (ПВЛ). Клятва предков по Русскому закону во имя мира Волосом (наряду с Перуном)  – должна бы и нас должному почтению к этому образу учить.

Конечно, культ Власия не полностью преемственен Волосу, но Власий (властный) -  тоже покровитель «скота» (паствы). Культ Волоса-Велеса (хозяина дикой природы) уходит в прошлое на десятки тысячелетий. В глубинах каменного века рождался и утверждался он. На схеме талантливого новгородского археолога М.В. Шорина ( Вопросы классификации культовых камней / КСИА, 1991. - № 205. - С. 77-82; Культовые камни Приильменья (по материалам Новгородской области). // Археологические вести. Вып. 5, СПб., 1998) отмечены основные места культовых камней Приильменья.

Какие-то из этих камней имеют возраст в 4 – 5 тысяч лет. А иным всего несколько веков. Понятно, хватает и камней со следами совсем недавнего времени. Черные кружки – древние камни-следовики. Подобные – как «следы Геракла» - указывал на землях будущей Руси почти 25 веков назад Геродот. Квадратики – камни с выемками. Треугольники – почитаемые естественные камни, без следов обработки. Крестики – камни с крестами.

Остальные – камни со знаками разных типов. Ныне их известно много больше, чем отразила данная карта. И всегда возникает вопрос. А были ли в округе Новгорода петроглифы – сюжетные древние рисунки и надписи, выбитые или вырезанные на камне?! Ведь они могут нести важнейшую информацию о мировоззрении первых обитателей нашего края.

Вероятно, честь открытия реальных петроглифов Приильменья принадлежит – с помощью строителей химкомбината - кандидату исторических наук, доценту НовГУ Борису Донатовичу Ершевскому (светлая ему память). Выявленный им в округе «Акрона» памятник ныне находится в первом зале Новгородского музея. Если это «новодел», то давно бы его автор разоблачил себя. Однако технология вырезания-выбивки контуров, хаотичность композиции, типы фигур и ряд других черт – многое говорит в пользу многотысячелетней  древности произведения «новгородского художника» неолита.

Подлинность петроглифа неолита Приильменья подтвердил доктор исторических наук, всемирно известный археолог Отто Николаевич Бадер. С ним выразили согласие и иные специалисты. Но как-то серьезного внимания находка не вызвала. Хотя «уточки (гуси) неолита» (похожие на петроглиф камня) представлены здесь же в музее на керамическом сосуде из Коломцов (неолитическое селение 3 тыс. до н.э. на правом берегу у истока Волхова, напротив Перынского Скита).

На территории будущей средневековой Новгородской земли выявлены тысячи петроглифов, особенно на берегах Онежского озера и Белого моря. Они иногда различаются по технике, но чаще изображают эпизоды охот, промысла 

Беломорские петроглифы Охота на лося

Правда, кому-то эти следы искусства реальных древних (не «древнерусских») людей не нравятся. И варвары уничтожают выдающиеся памятники прошлого. Так осенью 2002 г. на полуострове Кочнаволок Онежского озера в Карелии значительная часть петроглифов была повреждена неким острым предметом, а рядом высечены свежие надписи. По оценкам экспертов, большая группа петроглифов утрачена как предмет экскурсионного показа.

В Маловишерском районе нашей области у приезжих вызывает удивление огромный гранитный булыжник. В нем, как в глине, выдавлены следы человеческой ладони и стопы ноги небывалых размеров (о подобном как «следе Геракла» упоминал Геродот еще 25 веков назад). Если присмотреться , то на следах можно обнаружить и линии, какие свойственны любому человеку. Лежит камень в лесу, километрах в восьми от дальней деревни Сосницы в глухом нехоженом месте. Видимо, поэтому камень вновь стал почитаем сравнительно недавно. Это констатация новгородских журналистов.

Подобный камень был недалеко от деревни Подгорье. На нем имелись как бы следы всего живого, что есть на земле - даже след слона-мамонта, в котором, как говорят, в любую погоду сохранялась вода. Камень считался чудодейственным, около него всегда встречались паломники. И был взорван в начале 60-х с санкции властей, так как якобы вносил смуту в умы людей. Местные жители пытались отстоять святыню, но путь преградила милиция. А затем люди вывозившие остатки камня вскоре все погибли при странных обстоятельствах.

М.В.Шорин осторожно предположил, что культ камней на территории северо-запада России зародился в начале эпохи раннего металла (это около 4 – 5 тыс. лет назад) и время от времени возрождался вплоть до эпохи позднего средневековья. Но какова роль подобных камней в палеолите ?! А чем могильные камни и иные каменные памятники не продолжают отчасти культ ныне ?! И неправомерно связывать культ камней с какой-либо одной культурой и искать этническую окраску, особенно на поздней стадии. Все эти камни считались либо святыми, либо «нечистыми» (лешими, бесовскими).
Если обратить внимание на расположение культовых камней по краям болотистых низин (камень «Азота» из этого типа), то очевидно. Они вставали на границе между освоенной человеком и неподвластной ему землей. Там, за камнем, начинается глухой лес или топкое болото, которым владеет Лесной Хозяин (Лесовик, Леший, Дедушко).

Имя Дедушко, употребляемое для обозначения хозяина леса, указывает на связь его с культом предков и местом их обитания - загробным миром. Таким образом, в вертикальной проекции за камнем находится Ирий, "тот свет" или "тридевятое царство" волшебных сказок.

Связь многих камней с Волосом (Велесом) просматривается в их названиях: Быки, Волос, Волат, Вол, Воласень, Вор, Дед, Дедов камень, Змеев камень, Леший камень, Медведь, Медвежья голова. Камни с названиями, произошедшими от противника Волоса (Велеса) - Перуна - крайне немногочисленны: Перун, Громовой камень. Это обстоятельство и указывает на большее значение Волоса (Велеса) для мест распространения культовых камней. Это его преимущество в лесной полосе Восточной Европы подтверждается и исследованиями народного фольклора, имеющего многотысячелетнюю память.

Если первые камни-следовики в честь Велеса появлялись на Новгородской земле почти 5 тысяч лет назад, то стоит новгородцам должным образом отметить (к примеру, на фольклорном празднике) хотя бы начало культа, следы которого – по сути - закреплены на местных гербах. И это торжество можно связать с 4400-летием эпического основания Великого Словенска (ныне Новгорода) и Русы (ныне Старой Руссы) у Ильменя.

По десяткам позднесредневековых летописных списков, скифские князья Словен и Рус основали небольшие городки у Словенского моря в 2395 г. до нашей эры. От следов первых поселений, «первых колышков» (Коломцов) – теоретически и практически - и можно вести историю населенных пунктов Приильменья. Археологических подтверждений обитания сравнительно развитых пращуров-земляков в ту пору на нашей земле все больше. Туристических и иных выгод от юбилея можно получить массу. Волоса (с учетом нынешних новгородских гербов и улиц) стоит и в ХХ1 веке знать и чтить.

А подробности 4400-летия дают все поисковые системы Интернета, начиная с Яндекса. Так что отмечая директивное 1150-летие Новгорода – не подвергая сомнению пользу от таких торжеств , вполне можно отметить – хотя бы информационно - и более чем втрое внушительный юбилей Словенску Великому и Русе. Да могут поддержать праздник и Боровичи – хотя бы как «терем Борея», античного бога северного ветра, своим могуществом напоминавшего Перуна.