Следы Словена и Руса
Петр Золин
доктор исторических наук, профессор

(эти могут помнить – а этим не дано…)

Неизбежность этнической памяти от глубин языка в палеолите (на десятки тысячелетий) давно доказывают очень профессиональные лингвисты, историки, мифологи и другие специалисты. Зарубежные и отечественные. К примеру, еще в ХХ веке Владимир Яковлевич Пропп (1895 -1970, Ленинград), Борис Александрович Рыбаков (1908 – 2001, Москва), Елеазар Моисеевич Мелетинский (1918 – 2005, Москва) или ныне активно работающий Юрий Евгеньевич Березкин (Санкт-Петербург) с его знаменитым каталогом эпических и иных фольклорных  сюжетов от палеолита

Речь не об этих объективных исследователях, а речь о доминирующих и поддерживаемых соответствующими СМИ представлениях - не очень справедливых или крайне несправедливых к россиянам, особенно русским.

К сожалению, они упорно обрезают и реальные корни всеобщей истории Новгородской земли. Образно говоря, даже – к примеру, - представить не могут допустимость палеолитического или мезолитического Приильменья на земном глобусе.

Как-то так во всемирной и доминирующей в общественном сознании россиян науке получается, что одним народам положено иметь - в форме мифов, легенд, сказаний - многотысячелетнюю память хотя бы о направлениях передвижений пращуров, каких-то ярких событиях и героях . Архаичным этносам Африки, Океании или индейцам Америки, некоторым народам Сибири и т.п. Финно-уграм или тюркам. Понятно, индийскому, китайскому или еврейскому народам. Жителям Англии хотя бы со времен неолитического Стоунхенджа. Армении почти от всемирного потопа. И еще есть сотни примеров…

Другим – к примеру, словено-русам – никак не допустимо. Ах, у них в сотне летописных списков (за века до записей фольклорных былин) есть какое-то позднелетописное Сказание о Словене и Руссе ?! Сказки все это -  недостойное внимания вранье. Вот Древняя Русь примерно от Рюрика – этого для россиян, особенно русского народа, и хватит. И многим россиянам, понятно и новгородцам, к сожалению, хватает… Ведь иных обоснованных мнений СМИ подавляющим большинством им просто не дают.

Взяв первый том известного труда Николая Михайловича Карамзина, неизбежно любой читатель начинает  с разделов

1. О народах издревле обитавших в России. О славянах вообще

2. О славянах и других народах составивших Российское государство

3. О физическом и нравственном характере древних славян

А в первом томе Сергея Михайловича Соловьева еще конкретнее и подробнее.

Глава первая

Природа Русской государственной области и ее влияние на историю. - Равнинность страны. - Соседство ее с Среднею Азией. - Столкновение кочевников с оседлым народонаселением. - Периоды борьбы между ними. - Козаки. - Племена славянские и финские. - Славянская колонизация. - Значение рек на великой равнине. - Четыре главные части древней России. - Озерная область Новгородская. - Область Западной Двины. - Литва. - Область Днепра. - Область Верхней Волги. - Путь распространения русских владений. - Область Дона. - Влияние природы на характер народный.

Глава вторая

Постепенное распространение сведений о Северо-Восточной Европе в древности. - Быт народов, здесь обитавших. - Скифы. - Агатирсы. - Невры. - Андрофаги. - Меланхлены. - Будины. - Гелоны. - Тавры. - Сарматы. - Бастарны. - Аланы. - Греческие колонии на северном берегу Понта. - Торговля. - Характер азиатского движения.

Глава третья

Славянское племя. - Его движение. - Венеды Тацита. - Анты и сербы. - Движение славянских племен, по русскому начальному летописцу. - Родовой быт славян. - Города. - Нравы и обычаи. - Гостеприимство. - Обращение с пленными. - Брак. - Погребение. - Жилища. - Образ ведения войны. - Религия. - Финское племя. - Литовское племя. - Ятвяги. - Готское движение. - Гунны. - Авары. - Козары. - Варяги. - Русь. (и т.д.)

Изучив труды других видных историков, начиная с В.Н.Татищева или М.В.Ломоносова, мы поймем, что они не оставляли отечественную историю без рассмотрения ее многотысячелетних глубин. Отчасти этим путем в недатированных частях идут даже ранние христианские летописи.

В сумме такое рассмотрение достигает тысяч страниц. Апологеты Рюриковщины упорно отрезают их от российского, включая и новгородское, прошлого.

Русско-американский академик  Георгий Владимирович Вернадский (1888-1973), сын более известного ученого В.И. Вернадского (1863-1945), в 1943 г. – острейший период войны с фашизмом – выпустил том «Древняя Русь». И там историю Руси он справедливо повел от палеолита. С глубин в десятки тысячелетий.

При этом затем выпустил в 1948 г. том «Киевская Русь», где явно отделил «древнерусское» средневековья от реального древнерусского времени. Кстати, вынужденный по заказу директивных органов спешно обосновывать псевдодату рождения  Новгорода в 859 г. (чтобы в 1959 можно было оперативно отметить круглый юбилей) академик Михаил Николаевич Тихомиров вместе с тем поддержал такую реальную «Древнюю Русь» Вернадского.

Сам Михаил Николаевич слишком много знал, чтобы не учитывать хотя бы разные датировки основания Новгорода. И в своей фундаментальной научной работе, в ее втором издании, указал время основания города на Волхове так:

«Новгород - (по одним сведениям был основан в незапамятное время, по другим - в 862 г.)»  Где здесь 859 год ?!

С незапамятными – без конкретизации, - он несколько слукавил. Речь конкретно идет чаще всего о 2395 г. до н.э. - по вариантам летописного Сказания о Словене и Руссе.

Переход к производящему хозяйству несколько тысяч лет назад явно вел к увеличению плотности населения у Черного моря и Каспия. Сказание о Словене и Руссе здесь достаточно объективно.

И возникли, по вариантам Сказания, между этносами и родами той поры распря и междоусобие, много крамолы из-за тесноты селений и недостатка земли. Тогда княжили Рус, Словен, Болгар, Коман, Истер и их родич Мешех. Из этих племен вы­родком был каган Сыроядец (андрофаг-людоед у  Геродота).

Болгар, Коман, Истер (Дунай и Днестр) символизируют в легенде землю исхода словено-русов, которая указывается в округе Дуная летописями и другими источниками. Период примерно соответствует перенаселенности региона к концу трипольской культуры. Она была определенным продолжением культур Винчи, Лепен, Караново, Тэртери и других нижнедунайских, отметившихся свой письменностью.

Период 3000 – 2400 лет до н.э. обнаруживает существенное  усиление перезаселенности округи для того уровня технологий, возможностей обеспечения больших групп людей пищей. Пути на север сородичей Словена и Руса могли быть разные, но наиболее вероятно направление будущего «пути из варяг в греки» (хотя для 14 лет хождений по мукам достижим и путь по Танаису-Дону).

Аргументы против допущения памяти о таких миграционных процессах в Сказании о Словене и Русе ?!

- Никаких. Мы просто ему не верим, наши наставники и авторитеты его историком не считают.

У них есть неопровержимые аргументы против ?!

- Они об этом никогда не «парились» и не «парятся»…

От себя добавим, их ученики и апологеты тоже – вероятнее всего – по этим сюжетам «париться» не будут.

Вот так – без «парилки» - авторитеты и их ученики и выносятся окончательные суждения. Нас много больше – мы правы. Демократия, однако. Диктат большинства в обыденной жизни, понятно, возможен. Но это - не реальная наука. Наука – постоянное суммирование, сопоставление и накопление новых исследуемых фактов. Пусть даже и одним человеком или несколькими увлеченными людьми.

Рис. 1. Карта-схема. Наиболее вероятные Пути Словена и Руса от Черного моря по предполагаемым зонам распространения фатьяновской и близких  культур.

а — культуры шаровидных амфор и шнуровой керамики; б — культуры ладьевидных топоров Прибалтики; в — неис­следованная зона; г — двинско-ильменская группа; д — сред-неднепровская культура; е — московско-клязьминская груп­па; ж — верхневолжская группа; з — окско-деснинская груп­па; и — нижнеокская группа; к — вятско-ветлужская группа; л — балановская группа (средневолжская)

По Сказанию, четырнадцать лет (не 40, как Моисей) обходили незаселенные страны. Наконец (в 2395 г.), вышли к великому озеру, что братья назвали Мойско, а затем Илмером — во имя сестры их Ирмери. Волхование повелело им быть жителями этих мест. Старший брат Словен с ро­дом своим и подданными поселился у реки, названной Мутной, а затем Волховом. Поставили град и назвали по имени князя — Словенск Великий. Он встал полтора поприща (версты) от истока реки из озера. Затем много позже именовался Новград Великий. И от того времени новопришельцы, скифы, начали именоваться славянами. И зовутся ныне славянами, хотя прежде были скифы (сколоты).

Реки и иные водоемы были для любых мигрантов наиболее надежными ориентирами и путями десятки тысячелетий. Символика воды у многих народов, включая около 5 тысяч лет назад и трипольцев,  была достаточно развита.

Рис. 2. Керамика позднего периода культуры Триполье-Кукутени с символами воды (1), солярными знаками (2—7)  и сценами охоты (9—11) 1, 11 — Среднее Поднепровье (по В. В. Хвойко); 2, 5 — Шипенцы Б; 3, 9, 10 — Варваровка VIII; 4 — Жванец; 6 — Раковец; 7 — Кукутени-Четэцуя IV; 8 — Томашовка (Энеолит СССР. М.:Наука, 1982. С. 303). Возможно, сосуд 1 даже отражал представления об истоках Борисфена (Днепра) в горах Рипах, где жил Борей.

Возможно, сосуд 1 (рис. 2) около 30 веков до н.э. даже отражал представления об истоках Борисфена (Днепра) в горах Рипах, где жил Борей. Подобное изображение встречена и на сосуде из Майкопского кургана (0к. 23 века до н.э.; рис. 3). Подобное и было ориентиром для хождений на север Словена и Руса. То есть были устойчивые мировоззренческие представления о сакральной привлекательности Севера со времен «палеолита Приильменья» (вероятно, близкого достижениям достижениям Костенок и Сунгири). Тем более, технологии изготовления керамических и металлических сосудов приходили на север преимущественно с юга.

Рис. 3. Карта (изображение с Майкопского серебряного сосуда, 43 века назад, времен войн северян с Нарамсином и Саргоном Древним), возможно, отражающая представления о горах Рипах и реках, впадающих в Меотиду (Азовское море). По Танаису (Дону) в античности проводилась граница между Европой и Азией. Майкопский царь, вероятно, воевал в Аккадом.

Знаковая культура трипольцев была достаточно богата, даже если учитывать неполный перечень знаков на керамике ( и фигурки птиц там явно присутствовали – см. рис. 2). Мне довелось сравнительно подробно рассказать об Майкопском  изображении (     Золин ,П. М.  Одна из самых древнейших<карт> земель России/          География в школе. 2003 . N 6. - С. 11-20

Исторические сказания обычно концентрируют многотысячелетнюю память народа, чему немало доказательств. Геродот почти 25 веков назад привел несколько эпических версий о происхождении сколотов-скифов. Затем известно немало античных преданий о началах народов и городов на землях нынешней России. Русские летописи , как известно и по публикациям на портале, относят появление языческого союза «Русь, чюдь и вси языци» ко временам сразу после потопа. А создание славянами Новгорода у Ильменя упоминают до рассказов о хождении апостола Андрея с учениками по землям будущей Руси. То есть – не позднее 1 века нашей эры.

По мере христианизации Великой Скифии византийцы, а затем и иные народы, стали именовать северную державу Росия – в память о библейском князе Росе (Роше). Арабские и персидские источники фиксируют отдельные сюжеты сказания о Словене и Русе в 9 – 11 веках, более тысячи лет назад. Хотя для народов, бывших соседями словено-русов задолго до семитов, для Руси использованы названия Венемаа и Венейя, Кривия и иные.

Источники: www.ruthenia.ru, www.kulichki.com, www.magister.msk.ru, korolenko.kharkov.com

Страницы: 1, 2, 3, 4