Где Святая София… (страница 2)

 

Афина. Приазовье. 4 век до н.э.

Софи́я, Прему́дрость (у греков Σοφια «мастерство», «знание», «мудрость», еврейское. חכמה; ностратические варианты отрабатываются), понятие в античной и средневековой философии, иудаизме и христианстве, выражающее особое представление о мудрости или олицетворенная (воплощенная) мудрость. Всем известны – к примеру – античные софисты. У Гомера София - разумное умение в творчестве; а у Аристотеля - "знание о сущности", о "причинах и источниках".

В иудаизме и христианстве – это олицетворенная мудрость Бога (но и Афина для греков играла аналогичную роль). Представление о Софии как о "Премудрости Божией" получило особое развитие в Византии и на Руси. В ряде религиозных представлений – это космическое (часто женское) существо, содержащее в себе начала и идеальный прообраз мира. Аналог Тары в буддизме , Матери Книги в исламе и т.п.

Рассуждая о символике Софийского собора в Новгороде, нельзя забывать о многотысячелетних корнях этой символики.

Если в ветхозаветной традиции понятие Премудрости - женское начало в Боге, то позже это девственное порождение верховного Отца, до тождества к Нему близкая: «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя», вышедшее «из уст Всевышнего». Для примера дается и образ Афины — вечной девственницы, появляющейся из головы Зевса; так как ,по устойчивой схеме мифа, мудрость принадлежит деве.

София в околобиблейской традиции во многом напоминает Афину. Предстает она как «художница», по законам божественного ремесла строящая мир; в ее природу - космогонической Софии -«художницы» - входит «веселие». Раввинистической и позднее гностической мысли известно и понятие «падшей Софии» — Ахамот.

 София сближалась со славами типа re'shith и arhh — обозначениями «начала» — в смысле основания, первоначала, материнского лона изначальности. Специфику Софии составляет женственная пассивность, сопряжённая с материнской многоплодностью, её «веселие», а также глубинная связь не только с космосом, но и с человечеством , за которое она заступается. Если по отношению к Богу София — пассивно зачинающее лоно, «зеркало славы Божией», то по отношению к миру это — строительница, созидающая мир, как плотник или зодчий складывает дом как образ обжитого и упорядоченного мира, огражденного стенами от безбрежных пространств хаоса; дом — один из главных символов библейской Премудрости .

 София - Премудрость божья.

Христианство со времен Андрея усваивало личностное понимание Софии. Ориген описывал её как хотя и «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого», но в то же время как «одушевлённое и как бы живое». В раннюю эпоху представление о Софии сближалось с ликом Христа-Логоса ( Иисус Христос как «Божия сила и Божия премудрость»), а затем и с третьей ипостасью Троицы — Духом Святым (понятие женского рода в семитических языках и близкое Софии в аспектах игры, веселья, праздничности). Многое подчёркивает и иные аспекты Софии, связанные с идеей человеческой общности.

В латинской христианской традиции «София» вытесняется почти синонимическим обозначением мистически понятой «Церкви», и поэтому собственно «софилогии» католическая традиция почти не знает. Иначе происходило в Византии, где образ Софии вырос до символа главного теократического принципа, и на Руси, куда христианство пришло под знаком именно Софии. Митрополит Илларион описывал крещение Руси как приход именно «Премудрости Божией», т. е. Софии; Софии были посвящены построенные в XI в. три главные русские церкви — Киева, Новгорода и Полоцка.

Так ностратический корень, обозначавший размышления и знания, вырос во вселенский символ, способствовавший преобразованию средневековой Руси на новых мировоззренческих началах.

«Повесть временных лет» так описывает очень важное событие в истории Руси и Новгорода, где отчасти раскрывается и средневековая символика Софии:

«И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь (Херсонес; Севастополь; Крым), город греческий, и затворились корсуняне в городе (около 790 г. от Херсонеса до Сурожа-Судака проводил новгородский князь Бравлин; крещен в храме Софии Сурожа). И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город.

Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: "Если не сдадитесь, то простою и три года". Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял.

И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: "Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока". Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: "Если сбудется это, - сам крещусь!". И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу". И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя".

Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: "Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи". И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: "Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе". Ответил же Владимир: "Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня". И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти, говоря: "Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть". И сказали ей братья: "Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же".

И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего". Услышав это, Владимир сказал: "Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский". И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: "Теперь узнал я истинного Бога".

Условное место крещения Владимира в Крыму

Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата - за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят - в Василеве, а другие и по-иному скажут. Когда же Владимира крестили и научили его вере христианской, сказали ему так: "Пусть никакие еретики не прельстят тебя, но веруй, говоря так: "Верую во единого Бога Отца Вседержителя, творца неба и земли" - и до конца этот символ веры.

Источники: www.archikerch.narod.ru, supotnitskiy.ru, upload.wikimedia.org, www.pravoslavie.ks.ua

 Страницы: 1, 2, 3