Роксоланы (страница 6)

«Они (аланы) не имели никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения, и в судьи они до сих пор выбирают лиц, долгое время отличавшихся военными подвигами». Это еще один кивок в сторону казаков, известных позже.

Около 375 г. гунны  вторглись в «земли тех аланов, которые сопредельны с гревтунгами (степняками, «полянами») и обыкновенно называются танаитами (донскими, «казаками»), многих перебили и ограбили, а остальных присоединили к себе на условиях мирного договора; при их содействии они с большей уверенностью внезапным натиском ворвались в обширные и плодородные владения Эрменриха (Германариха; правил Скифией и Германией в 351-376 гг.: П.З.), царя весьма воинственного, многочисленными и разнообразными подвигами храбрости наведшего страх на соседние народы».(30)  Именно при Германарихе (Яромире) держава «русь» (росомони; как потомки роксоланов), «чудь» (тиуды) и «вси языци» (васи, меренс, морденс; это отметил в VI в. готский исто­рик Иордан, происходивший из алан) уже ярко заявляла о себе.

Аланы-танаиты фактически – на условиях мирного договора – присоединялись к гуннам, содействовали их победе над обширными и плодородными владениями Эрменриха (где находят привлекательные для себя созвучия и «армяне»). Они влияли на власть в огромной державе, умело поддерживая «хуннов» (великанов) Баламбера и Рутилу (Руя), продолжавших традиции царских скифов. При их натиске росомони нашли повод выступить против Яромира, который в возрасте около 110 лет окончил жизнь самоубийством или умер после ранения росомонами.

«После, его смерти новый царь Витимир несколько времени сопротивлялся аланам, полагаясь на других гунов, которых он деньгами привлек на свою сторону; но после многих поражений потерял жизнь в битве, подавленный силой оружия».(31) Заботу же о его малолетнем сыне Видерихе приняли князья алан Алафей (Алатей) и Сафрак, которых иногда считают готами или союзниками готов. Этот сюжет тоже в официозной истории России не очень популярен, так как подчеркивает существенную рольалан в великих событиях всемирной истории.

Это версия авторов (свидетелей событий) конца IV в., а гето-алан Иордан в VI в. считал, что Германарих у Дона частью перебил и частью покорил эрулов (герулов; допускают: одну из групп «гелонов») царя Алариха.  Гелуры входили в политэнос алан, были активными участниками тотального натиска Скифии на Рим вШ-1У вв. н.э. От рук скифов у Дуная или Дона в 251 г. погиб со своими войсками император Депий, до него примерно также погиб и император Бальбин. Народы Скифии, используя и свою агентуру в империи, взаимодействуя с народами Германии, способствуют смещению и назначению нескольких римских императоров. Аланы и другие этносы частью составляют ударную силу римской армии. Необходимость учитывать возрастающий в геополитике фактор Скифии вызвала появление с 325 г. новой имперской столицы —Византия (Константинополя), да и определяла превращение христианства в официальную имперскую религию (среди алан и других скифских народов было уже немало христиан).

Позже Аларих известен как везигот, певкин и т.п., начинающий путь к новой ратной славе от низовий Дуная. Одно время он служил Феодосию Великому. Ему могло быть в 395 г., в год смерти Феодосия, 25-45 лет. Если было 45, то не исключается, что именно его разгромил Германарих в 375 г. у Дона. Войска Алариха, которому служили и аланы, взяли Рим 24 августа 410 года. Войти в непокорный город помогли агенты, которые объединялись вокруг боярыни Провы (культ Провы позже был заметен у западных славян) .(32)  Версия об историческом исходе дружин Алариха к Риму от Дона является одной из  правдоподобных. Умер Аларих года через два после взятия Рима, примерно в возрасте 42-62 года.

По версии Иордана, власть от Германариха принял король Винитарий. Он сражался не с аланами, а с антами короля Божа (антов включают в число славян). Около 380 г. готы разгромил антов, распяли  Божа с сыновьями и 70 боярами: «для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покоренных». За антов отомстил король гуннов Баламбер (Валамир; Велемир у Г.В.Вернадского). Вероятно, в округе верховий Днепра, у «горы Алан», он убил Винитария и взял в жены его племянницу Вадамерку. Готы подчинились Велемиру и его наследникам, включая великих скифских царей из гуннов Рутилу и Аттилу.

Анты в VI в. севернее Крыма и Азовского моря заняли значительную часть тех земель, на которых в 1 - IV в. доминировали аланы и роксоланы. Потомки переселенцев, вышедших из Скифии и ее округи в первые века нашей эры, привели к власти в 364 г. братьев Валентиана I и Валента — родом из Паннонии. Значительные силы римской армии возглавили сармат Виктор, князья «готов» (гетов) Сверид и Колий (еще один предшественник летописного Кия), другие подобные полководцы. С их помощью братья-императоры пытались блокировать новый натиск из Скифии на империю.

Выходец из династии Константина Великого Прокопий обратился «к правителю живущих по ту сторону Истра скифов...» (здесь, у низовий Дуная, ранее отмечались роксоланы), а те прислали ему «в помощь десять тысяч мужественных воинов». Подобное наблюдалось при князе Клоилии в 175 г. до н.э. или в 69 г. н.э., когда натиск роксолан способствовал приходу к власти в Риме Веспасиана Флавия.

Валент в 366 г. разгромил наемников Прокопия. Карательная экспедиция во главе с сарматом Виктором и Аринфеем (аланом?) блокировала возвращение наемников из Скифии назад. Тысячи попали в плен, превратились в рабов и были проданы в города Фракии, куда и ранее просачивались аланы. Весной 367 г. Валент вновь переправил армию через Истр и далеко углубился в Скифию. Построив в 369 г. мост у одного из Новиодунов (Исакчи?), император опять далеко «вторгся в землю варваров». Подобные операции и здесь же проводила с конца V в. Византия, но уже против «гуннов, антов, славян».
Пройдя земли грейтунгов (степняков, полян), соседних аланов, войска Валента натолкнулись на усиливавшееся сопротивление дружин Атан-ариха. На несколько лет был заключен мир, по которому империя отказала скифам-готам в ежегодных поставках продовольствия (а эти поставки гарантировались и при Адриане, и при Константине Великом)(33)  Новое обострение отношений между Скифией (Сарматией, Аланией и т.п.) было неизбежным, особенно после смерти Яромира, силой удерживавшего равновесие в державе «русь, чудь и вси языци».

Войны за власть в Скифии, в которой участвовали «короли» (цари, князья и т.д.) Германарих (Яромир), Аларих, Бож, Балам-бер, Винитарий, Витимир, Алафей (его считают и князем «росо-монов», русов) и иные, выплескивались на земли Византии. В империи со времен Диоклетиана официально существовала провинция Малая Скифия (южнее низовий Дуная; с центром в городе Томы  (домы; «части»), ныне Констанца, где скапливалось праславянское и славянское население. Наемниками элиты славян служили и германцы типа Фритигерна, выходца из Великой Скифии (как позже служили скандинавы Руси и немцы России). Для многих «городов, селений и укреплений» Малая и Большая Скифия имела «одного епископа церквей всего народа». Соран (Сорант), «вождь Скифии», переписывался с Василием Великим (330-379) и способствовал утверждению христианства. Около 369 г. Валент отправил в ссылку непокорного епископа скифов, но вскоре вынужден был его вернуть.(34) Епископом Том в 390-412 гг. был «славянин Теотим», известный церковный писатель и философ. Из окрестных аланских родов позже появился и «готский историк» Иордан.

9 августа 378 г. под Адрианополем (древний Одрис; ныне Эдирне на границе Турции и Болгарии), западнее которого в 242 г. аланы под Филипполем били императора Гордиана III, войска Скифии полностью разгромили отборную армию Валента. Основной успех обеспечила конница алан и готов во главе с Алафеем и Сафраком. В муках погиб сам император Валент, который незадолго до этого, еще в 375 г., вновь выходивший за Дунай к «Валу грейтунгов» (русским «валам Змия и Трояна»). «Гетское оружие» было сокрушительной силой в руках «немирных алан».(35)

Адрианопольская битва — одна из вершин яркой славы раннесредневековой Скифии (будущей Руси). Аланы, гунны и готы, иные «великие скифские племена» окончательно вооружились римским оружием и обзавелись породистыми римскими лошадьми. С этого времени смена власти в Византии, да нередко и в Риме, без того или иного их участия почти не происходила. Род алана Флавия Аспара курировал правление императоров Аркадия (сына Феодосия Великого), Феодосия II, Маркиана и первые годы власти Льва Великого, который был до этого почти рядовым под началом Аспара. Лев I с помощью гвардейцев-исаврийцев под началом Зинона (Трасколисия; будущего императора) только в 471 г. вырезал почти весь этот вли­ятельный род. Не пощадил даже своего зятя — Патрикия, сына Аспара. Имя Аспара созвучно имени русскога князя Испора (Избора, отмечаемого примерно на то время и имени Аспа-руса (Аспаруха), создавшего около 680 г. — после исхода от Дона — Болгарию у Дуная, на землях Малой Скифии)  (36)

Аланы от Дуная до Днепра примерно с III в. находили устойчи­вых союзников в вандалах, которых сами германцы относили и относят к славянам, а русский эпос определяет Вандала, как потомка Славена-князя (37) Аланы и их союзники в IV-V вв. во многом диктовали свою волю почти всему раннесредневековому миру.  Политику Аспаров продолжал их родич Виталиан, который мог стать императором Византии в начале У1 века.

Евсевий (348-420) констатировал, что римские провинции между Константинополем и Альпами «опустошают, растаскивают, грабят гот, сармат, квад, алан, гунны, вандалы и маркомаины». Насилуют женщин и «дев божьих», берут в плен епископов и убивают попов: «Ниспровергнуты церкви, у алтарей христовых поставлены в стойла лошади, останки мучеников вырыты из земли...» Страдала не только Европа. Этими силами осаждались «Антиохия и остальные города, которые омывают Галис, Кидн, Оронт и Евфрат». Не арависки (арабы), а именно «северные волки в короткое время обрыскали столь обширные провинции». Они вели натиск по направлениям, какими шли задолго до нашей эры и народы Скифии. Были захвачены «все Галлии», восточному натиску подчинялась Испания, где в память о вандалах и аланах, готах и иных выходцах из Скифии закреплялись названия типа Авдалузии, Каталонии и подобные.(38)

Противостоявшие империи аланы и вандалы прорвались в Африку, где в 429-534 гг. существовало их королевство с «королями вандалов и алан» (почему-то называемое только Вандальским). Грабили Рим в 455 г. вандалы и аланы, но «вандализмом» запомнились лишь первые. Жители королевства не столько «растворились в местном населении»(39), сколько большинство возвращались в Европу и округу Черного моря, обогащенные немалым историческим опытом. Первым королем вандалов был Визимир, погибший в 337 г. в битве с готами на реке Марош. Последним — король вандалов и аланов Гелимер, переселявшийся с соратниками в 534 г. ближе к Царьграду.

Аланы частью подвергались германизации, через века воспринимались Западом, как свои, что и привело к популярности там имени Алан, Ален, Алон и подобных. Но многие оставались на исторической родине и многие сюда вернулись. Около 550 г: они контролировали и почти всю округу Кавказа до Каспийских ворот (Дербента), нередко поддерживали Иран, искали выгоду в борьбе с Византией.

Однако другие аланы в 549 г. за 300 фунтов золота соглашались изгнать персов из Лазики на Кавказе. Здесь их поддерживали славяне-наемники, служившие Византии. Аланский царь Саросий (Сародий) в 555 - 556 гг. познакомил аваров с византийским послом в Лазике Юстином. Так формировался новый союз против врагов империи, а многие аланы все чаще сливались со словено-русами.(40)

Слыть аланом было звучно и престижно. Еврейские надгробия 706 г. в Крыму сохранили имена Моисея Алана, Иосифа Алана, Гоила Алана... И все же среди алан оказывалось все больше христиан. Аланским городом признавалась Сугдея (Судак, Сурож), где в храме Софии около 790 г. принял крещение новгородский князь Бравлин(41) Аланская надпись Х в. тяготеет к греческому и славянскому языкам и алфавитам. Аланы фактически представляли интересы славян на Кавказе, как затем это делали и казаки.

Татаро-монголы в 1222 году первоначально разбили алан, а лишь в 1223 г. смогли сокрушить русских на Калке. Вновь в 1235 г. было решено «обратить победоносный меч на головы вождей русских и асских...», в последних якобы только  и трансформируются аланы.(42)

Сумма фактов однозначно доказывает, что возникший еще до нашей эры полиэтнос алан был индоевропейским по языку и этническому облику (высоки, белокуры, нередко голубоглазы). Его различные землячества за века сливались с самыми разными народами, обосновавшимися в Европе, Азии и Африке. Аланы Кавказа были лишь одной из устойчивых архаичных последних групп, хранивших память о славе всего огромного полиэтноса. Спасибо  осетинам, что они напоминают всем россиянам о значении алан в отечественной истории. Славяне, финно-угры, иные нынешние полиэтносы о своей аланской составляющей в этногенезе почти забыли.

Византийский писатель Евстафий в XII в. суммировал достаточно большой круг сведений и знал многовековые традиции истории, включая и глубокое прошлое алан. Поясняя труды географов начала нашей эры, он подчеркивал, что к северу от Дуная веками жили «германцы, сарматы, геты, бастарны, неизмеримые землей даки, аланы, тавры или росы, живущие около Ахиллова бега (Крым), меланхлены, гиппемолги, невры...»

Близость алан и словено-русов (как роксолан, их князем считался и Сафрак в IV в.) осознавалась византийцами все устойчивее. Евстафий повторил и общеизвестную в античной науке версию: «Алан — горный хребет в Сарматии, от которого (вероятно), получило название племя аланов, которых Дионисий называет сильными и многоконными»(43) Нахождение «горы» определялось трудами Птолемея.

Аланы, безусловно, сыграли определенную роль в этногенезе и осетин (самоназвание — ирон; русское — ясы; где больше допустима память об античных языгах, союзниках роксолан). Византия в средние века вступала в контакты с аланами обычно в Приазовье и на Кавказе, но нет никаких убедительных доказательств, что те аланы однозначно были только будущими осетинами.

Корни абсолютизации равенства «аланы = осетины» (при учете всемирной роли алан в первые века нашей эры), вероятнее всего, лежат в политике, а не в реальной науке. Они с советских времен частью определяются и версией об осетинских истоках рода И.В.Сталина. Великий Иосиф должен бы происходить из очень великого и древнего народа, который наука как бы недооценивает... Лучше алан для роли такого народа трудно и найти. Алан Сталин — символ символов.

Представляется, что энциклопедические статьи об аланах ныне и в перспективе больше ненаучно писать без учета приведенных в данном кратком материале данных. Могучий полиэтнос, действительно, заслуживает более всеобъемлющей трактовки и учета всей суммы сведений.

И открыв (даже через Интернет) справки и энциклопедические статьи об аланах на всех языках мира (начиная с английского), сразу можно понять, какие факты этногенеза и политической истории алан упорно замалчиваются и искажаются – в пользу какой политики и геополитики (Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. СПб., 1997. С. 253 – 305; ссылки). Аланы – лишь один из примеров многовековых искажений античной и раннесредневековой отечественной истории, прошлого земель и народов будущей России.

Понятно, что в данном случае мы стараемся подчеркнуть вероятный полиэтничный савроматов и сарматов, роксоланов и алан. Допустимы и иные версии, но не стоит допускать их однозначного доминирования.

Украина славит Роксолану (Анастасию Лисовскую), родившуюся в городе Рогатин в 1505 году. Ее отец Анастасии был священником и запойным алкоголиком. Детство Насти прошло обыкновенно для детей священнослужителей того времени – за чтением Священного Писания, молитв и акафистов, а так же некоторой светской литературы. В пятнадцатилетнем возрасте она была похищена крымскими татарами и продана в турецкое рабство, а точнее в горем к турецкому султану Сулейману Великолепному. Там она оказала существенное влияние на султана и его семью.

Роксоланы во время Первой дакийской войны Траняа, 101-102 гг. н.э.

Источники: tripod.com, avorhist.narod.ru, ru.wikipedia.org, annals.narod.ru, iratta.com, anafemat.narod.ru, vestnik.vsu.ru, c-cafe.ru, kazan.ho.uaproza.ru, sarmat.clan.su

Страница 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7