Птолемей о «Новгородской земле»…

Петр Золин
доктор исторических наук, профессор

Археология все убедительнее показывает разнообразие жизни на Новгородской земле примерно за тысячу лет до условной даты образования Новгорода, что ныне и отмечается. Надо сказать, что это разнообразие отчасти подтверждают и античные письменные источники. Просто эти источники надо знать и уважать, если есть уважение к реальной истории Отечества.

Многие важные этно-географические реалии Северо-Запада России, включая и Новгородскую землю (где ныне и Санкт-Петербург), по состоянию на начало 2 века нашей эры (около 19 веков назад) отразил выдающийся географ античности Клавдий Птолемей (жирно – ононимы 2 века н.э., связанные со средневековой Новгородской землей). Он использовал богатейшие фонды Александрийской библиотеки в Египте, через три века сгоревшей. Поэтому десятки (если не сотни) сведений о позднеантичной Восточной Европе (да и всей территории России) сохранились только в его фундаментальном труде.

Ниже в комментариях моя нередко полемическая позиция (П.М.Золина) в принципиальных случаях обозначена синим цветом (все уточнения по Интернету); популярная версия Юлиана Кулаковского – красным. Данные Птолемея (тексты обильны в Интернете) важны и для истории России в целом, что отчасти отражает и статья в рамках своих возможностей. Обстоятельные пользователи сети (включая новгородцев и гостей города) особо чтят наукообразность, поэтому обилие деталей и дословное цитирование – преимущественно для них.

П.В.Шувалов в работе "География" Птолемея: карты и рукописная традиция» (Жебелевские чтения-3. Тезисы докладов научной конференции 29–31 октября 2001 года. СПб., 2001, c. 46-54 ) указал на современные представления о труде античного географа.

Ученые все убедительнее доказывают, что во время близкое к Птолемею возникло две редакции "Географии": X и W. По мнению Поляшека (Polaschek, 1965) эти редакции являются двумя разными изданиями текста: кодекс X был экземпляром первого издания (авторской рукописи) текста, но содержал ещё и дополнительные пометы Птолемея, внесённые туда в процессе подготовки второго издания. X была текстом второго издания (не путать с печатными - книжными, многотиражными), незаконченного и подготовленного скорее всего уже вскоре после смерти Птолемея. Двум изданиям, возможно, соответствуют два набора карт, сохранившихся в разных рукописях "Географии": соответственно B и A.

Александрийская редакция W, созданная на основе папирусного экземпляра, содержала текст (книги I-VIII) и набор карт (набор A). Карта мира содержала данные восхода, которые вошли затем в таблицы W и OZ. Эта карта, по мысли добротно изучавшего географический труд немца Шнабеля, была затем утрачена и на место её была создана новая. Известно, что некий "механик" Агафодемон примерно к 180 г. создал карту мира и приложил её к сочинению Птолемея.

Дошедшие до нас 26 региональных карт набора A восходят, по версии Шнабеля, к Птолемею, однако имеют изменённую градусную сетку. Не ясно, когда оигинальная градусная сетка была утеряна. Виньетки же вокруг названий знаменитых городов восходят к самому Птолемею. Между Птолемеем и вариантом W Шнабель предполагал множество промежуточных звеньев, считая, что между концом II-го (написание текста прото-W) и IV-VI-м вв. (создание с W списков P и D, послуживших основой для дальнейшего текстологического развития) текст многократно переписывался, и экземпляры II - III вв. не дожили до VI в.

Ныне считается, что во II-VI вв. существовали эталонные библиотечные экземпляры Птолемея. Возникавшая в других списках порча текста не накапливалась, отсюда не происходило и существенного изменения текста. Весьма вероятно, что в Александрии (Египет) в VI в. ещё сохранялся весьма близкий к оригиналу текст "Географии", - если только к моменту гибели главной библиотеки в 415 г. вероятно существовал экземпляр текста вне данной библиотеки. Экземпляры сочинений Птолемея, сделанные хорошими переписчиками, вероятнее всего, имелись и в столичных библиотеках, в частности в Константинополе. Текст Птолемея на греческом был мало популярен в преимущественно латинской (по официальному языку) Римской империи: на него ссылаются чаще позднеантичные авторы конца IV-VI вв., знакомые именно с греческим (Маркиан из Гераклеи, Папп из Александрии, Кассиодор и др.).

С текста W в позднеантичный период были сделаны - по крайней мере - две копии, пережившие период «тёмных веков» (VII-VIII вв.): D в Константинополе христианским переписчиком и P. При этом в обоих случаях в текст вкрались некоторые ошибки. D была пергаментным кодексом размером около 58 ґ 42, 5 см. с текстом в две колонки. Скорее всего D к IX в. уже лишилась по какой-то причине текста VIII книги вместе с содержавшимися в ней 26 региональными картами. Кодекс же P был написан на пергаменте в одну колонку и сохранил до IX в. весь текст и все карты.
D породила семь семей византийских минускульных рукописей. Самые ранние из сохранившихся рукописей группы D датируются первой половиной XIII века. В рукописях этой группы вслед за D отсутствовали VIII книга и набор из 26 региональных карт. Поэтому в некоторых рукописях группы D этот недостаток позже был компенсирован заимствованиями из параллельной традиции r или X, в частности, в U из r и в o из OZ. В последнем случае заимствованные вместе с текстом книги VIII и правкой для книг II-VII региональные карты оказались иной редакции (т. е. набор из 64 карт), и заимствованы они были не из книги VIII, а из книг II-VII, где они были распределены в редакции OZ.

По мысли Дилке (Dilke, 1985, 1987), карты, ставшие прототипом для карт кодекса U (первая половина XIII в. по Шнабелю), были созданы в конце XIII в. по инициативе Максима Плануда: про него известно, что он жаловался на невозможность найти набор карт Птолемея, что потребовало от него создание нового набора. По мысли Дилке, карты эти были воссозданы Планудом по имевшемуся у него тексту Птолемея заново. От них якобы и произошли все имеющиеся у нас наборы из 26 карт (DLKF и r, производная от V). Однако ещё Шнабель отрицал возможность выводить карты набора A (т. е. 26) непосредственно из текста соответствующих рукописей. К тому же известно, что ещё до Плануда существовали наборы из 26 карт к тексту Птолемея: в кодексе Х1 (Vat., 191, вторая половина XIII в.), не имеющем карт, в конце имеется приписка переписчика, свидетельствующая, что в материнском кодексе (x?) было 27, а не 26 карт.

Далее подробности в работе П.В.Шувалова. Они особенно важны для историков, которые вместо тщательного изучения данных Птолемея стараются их всячески искажать и игнорировать. По сути, ради всемерного обрезания и отечественной истории.

Набор из 64 региональных карт (редакция В) достоверно восходит к семье SOAZ и не исключено, что - через семью X - к самому Птолемею.
Известно о существовании птолемеевских карт в арамейской и греческих версиях у арабов ещё в конце VIII в. (Хорезми) и в X в. (Масуди, ум. 956). Любопытно, что арабский текст (Const. Arab., 2610) Птолемея снабжён набором карт, собранных как из редакции A, так и B.
«Скепсис же некоторых исследователей по поводу дошедших до нас птолемеевских карт основан либо на простом гиперкритицизме, либо на неправильном понимании текста Птолемея, либо же на невнимательном чтении немецкого текста Шнабеля (да и просто - средневековедам эти сведения крайне не нужны). Дополнительным основанием для скепсиса служит и устаревшее представление о многократном переписывании и копировании карт вместе с текстом на протяжении II-VIII вв. На самом же деле существенное развитие текста и карт могло происходить только в период IX-XII вв.

Рассуждения же о том, что античному миру не было свойственно представлять пространство как карту, чрезвычайно интересны и перспективны для изучения подсознания современного и античного человека и общего развития картографии в античности, - однако они мало что могут дать в конкретном случае с Птолемеем: общие закономерности не всегда имеют обыкновение проявляться на оригинальных личностях. Поэтому рассуждения, построенные на принципе ex silentio, о том, что мы знаем якобы только о картах Агафодемона и Марина Тирского, ничуть не обязывают нас поверить в отсутствие других карт. Показательно, что тот же авторитетный Дилке сам до конца не верит в то, что у Птолемея карт не было».

* Работа выполнена при поддержке РГНФ. Грант № 000100228а; «Восточная Европа по географии Клавдия Птолемея»).

Крайне не любят русофобы Птолемея – в частности – и за то, что по позднеантичным данным Уральские горы (преимущественно Римнические, где Римнис – река Урал или Яик) – это явно не Рипы (Рипейские). Например, Яндекс этому (что Урал не Рипы) посвящал в январе 2009 г. всего 4 страницы.

Приуралье Новгородской земли на начало 2 века н.э. (верхний левый уголок карты)

Есть при этом и еще одна боль для средневековедов. Геродот указывал о появлении примерно в регионе Северного Урала северных скифов – переселенцев из Южной Скифии. Северный Урал отчасти предстает Гиперборейскими горами. Птолемей более чем через пять веков после Геродота указывает в этих местах аланов-скифов. Это примерно округа Бярмии, ныне Перми. Край ярких археологических находок, которые у многих археологов все еще предстают как «древности чуди» (финно-угров). А на самом деле – это в немалой степени древности потомков полиэтничных скифов и аланов; характерные черты скифо-сарматского звериного стиля. Подобные находки выявлены для поздней античности Новгородской земли и А.Н.Башенькиным.

Чтобы не создавать себе проблем, если нет возможности замалчивать Птолемея вовсе, всемирный (и наш любимый) официоз зачастую обращает внимание только на данные Птолемея по Европейской Сарматии.
Эти данные не игнорируют и новохронологи, только старательно избегают античных корней таких данных.

Сведения античного географа интересовали отечественных историков хотя бы со времен В.Н. Татищева «История Российская часть первая. Глава пятнадцатая. Сказание Клавдия Птоломея Александрийского». Но он рассматривал все карты Птолемея, связанные с территорией будущей России. И это более правильно. Здесь и огромные возможности для изучения античной ономастики России. Поэтому слово самому Василию Никитичу (все уточнения по Интернету).

«А. Система Птоломеева. Коперниканская. Клавдий Птоломей есть первый действительно географ, ибо хотя прежде его весьма многие географические описатели были, как выше положены Геродот, Страбон, Плиний, и у них великое число писателей упоминаемо, из книг которых весьма мало нам осталось, но сей потому первым почесться может, что он первую систему мира положил, хотя та ныне и коперниканскою опровергнута.
Второе, согласующееся с наблюдениями астрономическими градусов широты и долготы описание земли сочинил; хотя многое с настоящим и лучше теперь известным весьма несходственно, да это не в погрешности его наблюдений, которые он никакого способа чинить на всех местах не имел, но погрешность рассказывателей о расстояниях, и, не имея лучшего способа, принужден был им верить и потому, вычисляя градусы, класть. (это важное объяснение несоответствия координат Птолемея и современных карт).
Он жил во втором веке после Христа при императоре Антонии Мудром и умер в 147 году. О его ландкартах (географических), которые Пеутингер сохранил и в Галандии напечатал, не знаю, подлинно ли его или по его описанию после кем сочинены. И хотя оные едва малое сходство с настоящими положения представляют, однако ж к изъяснению древности весьма полезны, гл. 16, н... Из описания же его выбранное и переведенное и кое-где мною изъясненное представляю».

В.Н.Татищев обратил внимание на ряд важных моментов в данных Птолемея.

Стр. 134, гл. 15, таб. Азии IV В С. Россус град (4). Это античный Русополис, известный и веками недалеко от Антиохии задолго до нашей эры. Его существование упорно замалчивают всякие русофобы.

(Приуралье России, его обычно не учитывают)
Раа
р. Стр. 161, Азии таб. 7 ав, Скифия перед горами Имай заключается с западной стороны Сармациею азиатийскою (5), с северной - неизвестною землею (6); с восточной же стороны - горами Имай, которые протягиваются к северной стороне (7) почти по меридиану; с полуденно-восточной стороны - саками, и сакжианами (8), и маргианою по их объявленным линиям к самым устьям Окса реки, текущей в Ирканское море (9). Оттуда частью Ирканского моря к самой реке Раа (10) по следующему описанию. Течение же оной, в которой и граница Скифии и Сарматии (11) находится, 85 гр. д. и 45 с. ш.

С. После реки Раа устья других рек лежат под градусами 87 д., 48.50 ш.
Римнус р. Как Римнь или Римнинус (12) 91 д., 48.15 ш.
Даик р. Даик река (13) 64 д., 48.15 ш.
Яксарт р. Яксарт река (14) 97 д., 48 с. ш.
Политимета р. Кн. VI, гл. 5, Политимета р. устье 103 д., 47.20 ш.
Аспабота гр. Аспабота град (15) 102 д., 44 с. ш.
Окс р. Окса устье (16) 100 д., 43 с. ш.

Аланов горы. Римнические горы. Норош гора. Даикс р. Яксарт р. Тапури. Горы же Скифские, перед Имайскими горами и более к Гиперборейским с восточной стороны лежащие, и к тем, которые называются Аланскими (17), оных границы имеют 105 д., 59 ш. и 118 д., 29.30 ш. Называемые же Римнические (18) имеют границы 90 д., 54 ш. и 99 д., 57.10 ш., от которых произошли Римнь, или Роемн, и иные некоторые, впадающие в Волгу реку, с Даиком рекою совокупившись (19), и Норош гора (20). Ее же части границы 97 д., 53 ш. и 106 д., 52.30 ш. От оной же горы проистекает река Даикс и другие, текущие в реку Яксарт (21). Горы, которые Аспизии называемы, границы имеют градусов 111 д., 55.30 ш. и 117 д., 52.30 ш. От оных же реки текут в реку Яксарт. И те, которые называли Сапурскими или Тапури горы, их границы 120 д., 56 ш. и 125 д., 49 ш. Из сих еще некоторые реки в Яксарт текут, при оных же внизу водянистое положение.

Сиебы горы. Земля неведомая. Аланы общее имя. Агафирсы. Фракийцы. Горы Сиебы, их же границы 121 д. 58 ш. и 132 д. 62 ш., некоторые указывают Анареи горы, коих границы 130 д., 56 ш. и 137 д., 50 ш.; за оными поворот гор Имая, склоняющийся к северу. В сей стране живут скифы анареи (22). К северу, почитай, к самой земле неведомой, обитают общим именем называемые скифы аланы (23), а также сусобены или гусобены и агатирсы (24). Пределом же, ниже их лежащим, владеют сецианы, массеи и сиебы, и возле гор Имая фракийцы.

D. Конадипсас р. Римнийское море. Могулцы. Сасоны. Аспийские горы. Давабо гр.

Будущая Новгородская земля - примерно от вельтов, ставаней и истоков Рубона (Даугавы) до восточных истоков Ра.

 

Более четкое обозначение алтарей Александра и Кесаря. «Сарматы василевсы (и их храмы)» указаны севернее Рип, на территории будущей Новгородской земли.

Источники: centant.pu.ru, trinitas.ru, turokpub.ru, chronologia.org

Страница 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7