Речь Аттилы на Каталаунских полях 451 г. (страница 5)

Изучение отечественной философской мысли времен Гуннии – интересная задача для исследователей отечественной духовности.

Как и лик Аттилы, лик Льва Великого является плодом художественных реконструкций без надежных обоснований.

Папа римский Бенедикт XVI встретился 5 марта 2008 года с верными в ватиканской базилике; далее, в зале Павла VI. Понтифик произнес катехезу и приветствовал различные группы верных из Италии из других стран мира.
В своей речи на итальянском языке, продолжив цикл катехез об Апостольских Отцах, Папа остановился на личности святого Льва Великого.

И в частности сказал:

Времена, в которые жил Папа Лев, были очень трудными: бесконечные варварские набеги, постепенное ослабление на Западе имперской власти и длительный социальный кризис заставили Епископа Рима – то же самое произойдет с еще большей очевидностью полтора века спустя, во время понтификата Григория Великого – принять на себя важную роль также и в гражданских и политических событиях.
Это естественно способствовало росту значения и престижа римского Престола. Один эпизод из жизни Льва особенно знаменит. Он восходит к 452 году, когда Папа, вместе с римской делегацией, встретился в Мантуе с Аттилой, предводителем гуннов, и убедил его отказаться от продолжения военного нашествия, в результате которого уже были разрушены северо-восточные регионы Италии. И таким образом он спас остальную часть полуострова. Это важное событие вскоре стало знаменательным, и остается эмблематическим знаком миротворчества, совершенного Понтификом.

Но, к сожалению, не столь успешным был исход другой папской инициативы, имевшей место три года спустя, и остающейся, тем не менее, знаком мужества, которое все еще поражает нас: дело в том, что весной 455 года Льву не удалось воспрепятствовать тому, что вандалы Генсериха, подошедшие к воротам Рима, наводнили незащищенный город и грабили его две недели. Тем не менее поступок Папы, – который, беззащитный и окруженный лишь своим духовенством, вышел навстречу захватчику, чтобы просить его остановиться, – спас Рим от сожжения. Папа также добился, что базилики Святого Петра, Святого Павла и Святого Иоанна, – в которых нашло убежище часть терроризированного населения, – не будут подвержены разграблению.

Состоявшийся в 451 году, с участием трехсот пятидесяти епископов, (Халкидонский) Собор был самым важным, имевших место до того времени в истории Церкви. Халкидония представляет собой уверенный финиш трех предыдущих вселенских соборов о христологии: Никейского Собора 325 года, Константинопольского Собора 381 года и Эфесского Собора 431 года. Уже в VI веке эти четыре Собора, изложившие веру древней Церкви, даже сравнивали с четырьмя Евангелиями: так утверждает Григорий Великий в знаменитом письме (I,24), в котором приказывает "принимать и почитать, как четыре книги святого Евангелия, эти четыре Собора", потому что на них – поясняет далее Григорий – "как на квадратном камне возвышается строение святой веры". Халкидонский Собор, – отвергая ересь Евтихия, отрицавшего истинно человеческую природу Сына Божия, – утвердил соединение в Его единой Личности, без смешения и без разделения, двух природ, человеческой и божественной.

Эта вера в Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека утверждалась Папой в важном доктринальном послании, адресованном епископу Константинопольскому, так называемом Tomo a Flaviano, которое, будучи оглашенным в Халкидонии, было принято присутствовавшими епископами красноречивым возгласом, о чем сохранилась запись в документах Собора: "Святой Апостол Петр глаголет устами Льва!", – вырвалось в один голос у соборных Отцов.
Особенно из этого выступления, и из других, сделанных во время христологического спора тех лет, явствует со всей очевидностью, как Папа остро чувствовал ответственность Преемника Петра, роль которого в Церкви уникальна, поскольку "одному единственному апостолу поручено то, что всеми апостолами начато", – утверждает Лев в одной из своих проповедей в праздник святых Петра и Павла (83,2). И эту ответственность Понтифик сумел осуществить, на Западе, как и на Востоке, вмешиваясь в различные обстоятельства с благоразумием, твердостью и ясностью посредством своих писаний и своих легатов. Таким способом он показывал, как осуществление первенства Рима было тогда необходимо, – как оно необходимо и сегодня, – чтобы действенно служить общению, характерной черте единой Христовой Церкви.  © Copyright 2008 - Libreria Editrice Vaticana

Да, Аттиле столь хвалебные речи не посвящают. Эпос десятков народов это сделал много раньше.
Но помнить мудрость Аттилы и в российской истории смысл есть. От низовий Дона и Кубани родичи Аттилы свое прошлое вели, гордились родной землей.

Как помним, эпос связывает времена Аттилы и с нашей Хольмгардией

А были ли выходцы из Хольмгардии в войсках Аттилы под Парижем – покажет время, наборы археологических находок, новые источники, современное осмысление старых массивов.

Василий Васильевич Левашов (, граф (1833), генерал от кавалерии (1833), генерал-адъютант (1817) был с 15 июля 1813 г. — шефом Новгородского кирасирского полка. В кампанию 1814 г. вместе с новгородцами участвовал в боях при Бриенн-ле-Шато, Труа, Арси-сюр-Об, Фер-Шампенуазе, при взятии Парижа.

Так что в целом путь в этом западном направлении индоевропейцы и их союзники из Восточной Европы, включая и Новгородскую землю, проходили многократно. Надо тщательнее включать историю Новгородской земли, как и соседних территорий, в многотысячелетнюю историю Отечества, да и всего мира. И фактов для этого объективного включения с каждым годом исследований все больше.

Источники: mytomsk.ru, vikilu.dekumukia.ru, ru.wikipedia.org, artlib.ru, catholic.uzchron.eduhmao.ru, proza.ruarheologi.livejournal.com

Страница 1, 2, 3, 4, 5