Раннесредневековая точка на карте (страница 2)

А глубины объединяющих многие народы гаплогрупп современная наука учитывает все тщательнее. По женской генетической линии пращуры славян близки всем европеоидам , идущим от гаплогруппы N около 35 – 50 тыс. лет назад. 

Важна для славян и их родичей мужская гаплогруппа R, что сформировалась около 35 тыс. лет назад южнее Кавказа. 

 

Гаплогруппа R1a (M17) проявилась уже на юге Русской равнины примерно 10-15 тыс. лет назад. Допускается, что носители этой гаплогруппы одним из первых несколько тысяч лет назад приручили лошадь, на их базе сформировался, в частности, славянский этнос. Ареал распространения от Исландии (викинги) до Индии (каста брахманов), современный центр гаплогруппы находится на территории Польши . Гаплогруппа стала маркером распространения курганной культуры, которую, в свою очередь, большинство авторитетных исследователей на сегодняшний момент считают ядром протоиндоевропейской культуры (Курганная гипотеза). Экспансия индоевропейцев способствовала миграции гаплогруппы R1a в Иран и в Индию, где порядка 30 % мужчин в высших кастах являются её носителями. Родственная пращурам славян и славянам гаплогруппа R1b (красный цвет) распространена в наибольшей степени на западе Европейского континента. Особенно высок процент её носителей среди народов Британского архипелага, испанцев, басков.

Вместе с тем надо прекрасно осознавать, что и другие гаплогруппы в составе единого человечества славянам родичи. 

Очевидно, что по этногенетике славяне в составе европеоидов, как и другие преимущественно европеоидные народы, начинают свою этническую историю примерно со времен 35 – 50 тыс. лет назад по материнским линиям, а несколько позже – и по мужским. Костенки и Сунгирь – яркие памятники формирования европеоидов, включая и пращуров славян, но не только. Здесь неизбежно есть этногенетика будущих финно-угров и тюрков, северных семитов, да и других европеоидных групп. Но в тех же Костенках встречено захоронение человека с африканскими чертами. Да и есть у некоторых погребенных азиатские («монголоидные») черты. П. Золин. Россияне позднего палеолита

Округа Великого Новгорода в любые периоды времени – условно лишь точка на глобусе. Приильменье – истоки Словенска-Новгорода: места, языки, этносы… Только в этом случае можно понять, что история Новгородской земли – это история не одних славян и их пращуров, а это история – и славян и их пращуров. И эти славяне – вероятно, как венеды - с античности играли заметную роль в формировании полиэтничного союза «Русь, чюдь и вси языци». Этот союз включал в 4 веке в состав своей державы король Скифии и Германии Германарих. Этот союз входил и в состав державы Аттилы.  Аттила и Хольмгардия. Когда на раннесредневековой Новгородской земле появлялись первые сопки и активизировались раннесредневековые славяне, вместо скифов и сарматов славяне, да и росы-русы,  все чаще упоминаются в иноземных источниках. Например, в трудах Захария Ритора.

Автор одного из списков его работы, повторявшей и развивавшем данные Птолемея, около 555 г. отметил. За «Каспийскими воротами» к северу от Кавказа «в гуннских пределах» (Прокопий относил славян-споров к гуннам) живут народы «анвар, себир, бургар, алан, куртаргар, авар, хасар, дирмар, сирургур, баграсик, кулас, абдел, ефталит — эти 13 народов, живут в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием. В глубь от них [живет] народ амазраты и люди-псы, на запад и на север от них [живут] амазонки, женщины с одной грудью; они живут сами по себе и воюют с оружием и на конях. Мужчин среди них не находится, но если желают прижить, то они отправляются мирно к народам по соседству с их землей и общаются с ними около месяца и возвращаются в свою землю… Соседний с ними народ ерос (хрос и т.п.), мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей. Дальше на восток у северных краев еще три черных народа».

Конечно, это компиляция из разных античных источников. Но отчасти они восходят к библии - «гог эрец гамагог нэси рош». Интернет заполнен трактовками этого сюжета из Изекииля. 

Можно взять библейский словарь.

РОШ (глава): Быт 46:21 - один из сынов Белы, сына Вениаминова, упоминаемый только в означенной цитате. Иез 38:2-3, 39:1 - обычное употребление этого слова по Евр значит: глава, вождь, но оно употребляется также для означения народа, в каковом смысле составляет собственное имя. Оно встречается в Еврейском тексте означенных цитат и под ним разумеется Скифский народ, жилище коего полагают на с. Тавра, около Каспийского и Черного морей. По мнению некоторых, здесь разумеется Русский народ, как один из трех народов, над которым был вождем Магог, тогда как над двумя другими начальствовали Мешех и Фувал.

Вот знаменитые канонические сюжеты о Гоге и Магоге, князе Роше из глав 38 – 39 книги пророка Иезекииля (6 век до н.э.?, запись веками позже).  

1 И было ко мне слово Господне: 

2 сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество 

3 и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! 

4 И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами (северяне, действительно, в 6 веке до н.э. уже использовали доспехи и мечи),

5 Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, 

6 Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою. 

7 Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем. 

8 После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно. 

9 И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою. 

10 Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое предприятие 

11 и скажешь: "поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно, - все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей, - 

12 чтобы произвести грабеж и набрать добычи, наложить руку на вновь заселенные развалины и на народ, собранный из народов, занимающийся хозяйством и торговлею, живущий на вершине земли ". 

13 Сава и Дедан и купцы Фарсисские со всеми молодыми львами их скажут тебе: "ты пришел, чтобы произвести грабеж, собрал полчище твое, чтобы набрать добычи, взять серебро и золото, отнять скот и имущество, захватить большую добычу?" 

14 Посему изреки пророчество, сын человеческий, и скажи Гогу: так говорит Господь Бог: не так ли? в тот день, когда народ Мой Израиль будет жить безопасно, ты узнаешь это; 

15 и пойдешь с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное. 

16 И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их. 

17 Так говорит Господь Бог: не ты ли тот самый, о котором Я говорил в древние дни чрез рабов Моих, пророков Израилевых, которые пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них? 

18 И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей.

Или вот следующая глава:

1 Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! 

2 И поверну тебя, и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера, и приведу тебя на горы Израилевы. 

3 И выбью лук твой из левой руки твоей, и выброшу стрелы твои из правой руки твоей. 

4 Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым. 

5 На открытом поле падешь; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог. 

6 И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я Господь. 

7 И явлю святое имя Мое среди народа Моего, Израиля, и не дам вперед бесславить святаго имени Моего, и узнают народы, что Я Господь, Святый в Израиле. 

8 Вот, это придет и сбудется, говорит Господь Бог, - это тот день, о котором Я сказал. 

9 Тогда жители городов Израилевых выйдут, и разведут огонь, и будут сожигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы и копья; семь лет буду жечь их. 

10 И не будут носить дров с поля, ни рубить из лесов, но будут жечь только оружие; и ограбят грабителей своих, и оберут обирателей своих, говорит Господь Бог. 

11 И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова. 

12 И дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю. 

13 И весь народ земли будет хоронить их, и знаменит будет у них день, в который Я прославлю Себя, говорит Господь Бог. 

14 И назначат людей, которые постоянно обходили бы землю и с помощью прохожих погребали бы оставшихся на поверхности земли, для очищения ее; по прошествии семи месяцев они начнут делать поиски; 

15 и когда кто из обходящих землю увидит кость человеческую, то поставит возле нее знак, доколе погребатели не похоронят ее в долине полчища Гогова. 

16 И будет имя городу: Гамона. И так очистят они землю.

17 Ты же, сын человеческий, так говорит Господь Бог, скажи всякого рода птицам и всем зверям полевым: собирайтесь и идите, со всех сторон сходитесь к жертве Моей, которую Я заколю для вас, к великой жертве на горах Израилевых; и будете есть мясо и пить кровь. 

18 Мясо мужей сильных будете есть, и будете пить кровь князей земли, баранов, ягнят, козлов и тельцов, всех откормленных на Васане; 

19 и будете есть жир до сытости и пить кровь до опьянения от жертвы Моей, которую Я заколю для вас. 

20 И насытитесь за столом Моим конями и всадниками, мужами сильными и всякими людьми военными, говорит Господь Бог. 

21 И явлю славу Мою между народами, и все народы увидят суд Мой, который Я произведу, и руку Мою, которую Я наложу на них. 

22 И будет знать дом Израилев, что Я Господь Бог их, от сего дня и далее. 

23 И узнают народы, что дом Израилев был переселен за неправду свою; за то, что они поступали вероломно предо Мною, Я сокрыл от них лице Мое и отдал их в руки врагов их, и все они пали от меча.

Одна из кратких трактовок - это Эсхатологическая битва (Иез 38-39). Пророк Иезекииль первым ввел в Писание тему эсхатологической битвы. Конец времен ознаменуется последним великим сражением между верными и врагами Царства Божия (ср. Откр 19:19). Иными словами, это Царство не дается праздным, а, подобно земле обетованной, требует борьбы и усилий (ср. Мф 11:12). Имена врагов народа Божия взяты пророком из преданий о воинственных царях и племенах севера (Гог — мидийский царь Гигес, Рош — царь Урарту Руса, Мешех и Фувал — племена Кавказа и Северной Месопотамии). Они символизируют угрозу, идущую из дальних стран. «Некоторые разумеют это в иносказательном смысле о Церкви, о диаволе и о гонениях, которые в разное время воздвигались нечестивыми царями» (свт. И. Златоуст. Обозрение книг Ветхого Завете. Творения, т. IV, с.688).

Иудеи так образно описывали могучего северного царя, подчинявшего некоторое время около 600 г. до н.э. персов, эфиопов и ливийцев (север Африки) - всех со щитами и в шлемах. Но заметную роль в полиэтносе играл Гомер (киммерийцы от Приазовья) со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие иные народы. История знает, что в 612 – 584 гг. до н.э. приазовский царь Мадий вывел полиэтничные войска Скифии на покорение южных стран. И оставил в памяти южных народов многовековой след. 

Скифский всадник, скифские воины

Подробности можно узнать в том же Интернете. Допускают, что скифы – действительно – могли брать под контроль и север Африки, куда пробивались в 17 веке до нашей эры еще полиэтничные гигсосы (гиксосы

Среди множества предположений относительно этимологии Гога и Магога (а с ними и Роша-Роса), в частности, есть предположение, что название страны Магог возникло из аккад. названия "страны Гугу" -mfit Gugu (Га-Га; отчасти этот ононим продолжается ононимами типа Кав-Каз, Кас-пий и т.п.).  Гог у Иезекииля ассоциируется с царём Лидии Гигесом (Herodot. I 8, 14), что использовал в своих войсках северян и погиб от северян около 650 г. до н.э.  Иудейская учёность эпохи эллинизма и Римской империи отождествляла Магога (соответственно Гога и Магога, отсюда и Роша.) именно со скифами (напр., у Иосифа Флавия 1 век н.э. ), иногда с мидянами и парфянами; а византийцы сопоставляли Гога, «князя Роша», уже с русскими с самого начала средневековья, особенно с 9 века («Рош» транскрибируется по-гречески как Ros). 

Еще Г.В.Вернадский обратил внимание, что патриарх Прокл (434-47 гг.) посвятил одну из своих проповедей гуннскому вторжению [52]. В ней он вспомнил предсказание Иезекииля относительно принца Рош и Мешлех [53]. Возможно, Прокл думал о библейском Рош в присутствии рос или русь (рухс-ас) в армии Роила (Руаса). В этом случае его проповедь должна содержать первое упоминание об асо-славянской рос (русь) в византийской литературе [54]. Противники многотысячелетних корней Роса (Роша) и русов-росов (рухсов, аорсов, роксолан, росомонов, царей Руса, Ругила-Руаса  и т.п.) из кожи лезут вон, чтобы Иосифа Флавия и Прокла игнорировать или искажать. А над Псевдо-Захарием просто посмеиваться. Но тогда все же надо посмеиваться над Иезекиилем, а здесь уже «смеялка» у противников словено-русов отказывает. Были урартские цари Руса, тесно связанные с северянами, задолго до Иезекииля. Урартские города заполнены зачастую тупыми скифскими стрелами – северными деньгами той поры.

Скифские деньги 8 – 7 вв. до н.э.

Средневековые русские гривны тяготели к этому облику.

Средневековые новгородские гривны 

Гривны Южной Руси 

Натиск славян и их союзников на Византию был продолжением периодических за тысячи лет натисков северян «князя Роша» (Гога и Магога) на южан, имевших более комфортные условия для жизни – «теплые края». К началу 6 века почти 60 км западнее Константинополя при императоре Анастасии от моря до моря на 80 км протянулась «Длинная стена». Чтобы удерживать «как набеги варваров со стороны известного Евксинского Понта, Колхиды, Меотийского озера и Кавказа, так и прилив их со стороны Европы». 

Северная угроза для южных империй оставалась со времен Великой Скифии главной. Славяне и их союзники - иногда под именами скифов, гетов, гуннов и т.п. — неоднократно выходили к этим стенам, захватывали различные части Византии. Многие тысячи из них и сам становились византийцами.

У южных рубежей самой Скифии были «города, крепости и гавани, построенные римлянами, когда в этих местах поселялись либо неспособные к службе воины, либо получали оседлость высылаемые государями переселенцы». Волны недовольных и униженных с этих рубежей неизбежно устремлялись на юг. Они являлись с земель будущих России и Польши, их соседей. И все большее число археологических находок подтверждает это. 

Источники: hooperconnections.com, wikimedia.org, trinitas.ru, jesuschrist.ru, bible-center.ru, russika.ru, iisusbog.com, crimeaveb.narod.ru, ossetia.rukrotov.info, kulichki.ru, museum.com.ua, coins.babaev.net, beseder.co.il 

Страница 1, 2, 345678910