Раннесредневековая точка на карте (страница 8)

В поисках решения вопроса о происхождении носителей культуры сопок исследователи искали прототипы этим погребальным памятникам. О поисках их в Верхнем Поочье сказано выше. Седовым высказано предположение, что предки словен новгородских, продвигаясь в Приильменье, пересекли земли балтских племен, от которых и был позаимствован обычай сооружения курганных насыпей. Этому могло способствовать и то, что в процессе славянской миграции пришла в движение и часть балтов, осевшая вместе со славянами на северо-западе Русской равнины [153]. Но, к примеру,  А.Н.Башенькин отметил и волго-донские вкрапления в позднеантичные культуры жителей Новгородской земли, включая и праславян.

В настоящее время может быть предложено и иное решение происхождения словен ильменских и их ранних погребальных памятников. Археологические материалы Среднего Повисленья, Неманского бассейна и других балтских территорий не фиксируют каких-либо следов крупной миграции населения в восточном или северо-восточном направлениях в VII в. или на рубеже VII и VIII вв. Поэтому допустимо предположение, что славянская племенная группировка, известная позднее как словене новгородские, появилась на северо-западе Русской равнины в более раннее время, мигрируя в общем большом переселенческом потоке самого конца IV или начала V в., вызванном отмеченными выше климатическими катаклизмами. 

В.В.Седов успел отметить и открытие И.В.Ислановой в Удомельском Поозерье (верховья Мсты) особой культурной группировки славян, представленной материалами поселения и могильника Юрьевская Горка. Это землячество около середины I тыс. н.э. в одном из регионов сопок проявляется, прежде всего, по керамическому материалу. Новым явлением для Удомельского Поозерья стали жилища с печами-каменками в углу и глиняные биконические пряслица. Грунтовой могильник, открытый около поселения, включал захоронения по обряду трупосожжения на стороне, помещенные в неглубокие округлые ямки. Собранный при раскопках поселения и могильника вещевой инвентарь (наконечник дротика, звенья трехчастных удил, пряжка с расширением язычка, спиралька и бронзовая обоймица), как отмечает исследовательница, ориентирован, прежде всего, на западно-балтские древности, но основные материалы указывают на славянскую принадлежность этих памятников. 

За все эти дорюриковские детали новгородцы должны сказать В.В.Седову только огромное спасибо. Жаль, уже ушедший из жизни академик-патриот, фронтовик, этого не услышит.

Вместе с тем при всех спорах придется признать, что со времен глубокой античности на будущей средневековой Новгородской земле тысячи лет шли сложные этногенетические, этноязыковые и этнокультурные процессы. В этих процессах первенства у современных народов нет, так как происходили трансформации ностратических общин, еще долгое время единящих пращуров этих народов. Славяне доказали свои преимущества лишь привлекательностью своего языка для полиэтничного общения. Они – вероятно - сохраняли и ратное влияние в Восточной Прибалтике, идущее от античных венедов. И консолидировали народы значительной части Восточной Европы на противодействие агрессивным южанам, да и на завоевания части южных благодатных земель – единых для многих народов по гаплогруппам.

Русь(северные архонства; Русский каганат и т.п. )с начала средних веков по примеру античной Скифии продолжала натиск в Европе и Азии. И действовали уже давно не племена (хотя бы со времен Скифии 7 – 6 вв. до н.э., тем более позднеантичных венедов), а княжения и царства.

Если в начале VI в. напор северян вел к императорству Виталиана, то в начале VII в. подобный натиск от Дуная сделал императором Фоку (602-610 гг.), возможно, из славян или близких им групп. 

«Русский хакан» еще в 601 г., захватив в плен 12 тыс. воинов императора Маврикия, требовал выкуп по драхме (меньше стоимости овцы) за человека. А в 602 г. «хакан послал Апсиха с войском уничтожить племя антов, как союзников ромеев». Анты, контролировавшие земли почти до Днепра и Дона, исчезают из источников. Но «часть варваров перешла к ромеям», приведя и нового императора.

Фока с помощью северян убил стратига Коментиола, громившего князя славян Ардагаста, сверг и уничтожил Маврикия и его окружение. Но противники славян через несколько лет сделали императором армянина Ираклия (610-641 гг.), происходившего из округи бывшего Вандало-аланского королевства в Африке. В заговоре участвовал и патриций Криспа, муж дочери Фоки. Фока скрывался от заговорщиков в храме и одними из последних его слов были: «А разве он будет царствовать лучше?» Лучше не получалось у многих...

Монета Фоки 

Ираклий решил уйти от северного натиска подальше — перенести столицу в Карфаген. Корабли уже загрузились казной и сокровищами, но патриарх привел императора к алтарю собора Софии и потребовал клятвы «жить и умереть среди (своего) народа». 

Стоявшие во Фракии авары и славяне предложили заключить мир и отметить это торжествами на ипподроме под Царьградом. Римская знать явилась туда во всей роскоши. «Ипподром был внезапно окружен скифской кавалерией, которая втайне пробралась туда форсированным маршем; наводивший ужас свист хагановой плети подал сигнал к нападению...» Гераклий (Ираклий) спасся на быстром коне, привязав к руке корону (диадему).

Ираклий с сыновьями 

Северяне отвели за Дунай 270 тыс. пленных, сколько обычно захватывали славяне и в середине VI в. Император вынужден был подарить хакану  за нейтралитет 200 тыс. золотых монет. Он сменил «императорскую одежду на простое одеяние кающегося и воина», поручил детей верным людям, разрешил патриархату и сенату действовать самостоятельно и даже «сдать столицу» при явном превосходстве неприятельских сил. Опорной базой Ираклия стала Киликия.

До 619г. прошло «некоторое время, и государь племени гуннов прибыл вместе со своими архонтами и дорифорами в Византий , прося императора посвятить его в таинства христиан». Допускают, что это приходил царь Гостун (Орган) вместе со своим племянником Кубратом, перстень которого найден археологами в Перещепинском кладе под Полтавой. Посвященные в таинства получили императорские дары и звания (Орган — сан патрикия), благосклонно отпускались «в гуннскую страну».

 

Перстень (Кубрата?) с монограммой (из клада ). Золото, литьё, щлифовка. Диаметр кольца 2,6 см., диаметр щитка 1,6 см. Монограмма на перстне, составленная из букв греческого алфавита (есть варианты), может быть прочтена как "Кубрата патрикия".

Как и подобные монограммы, напоминающие буквы глаголицы на позднеантичных эмалях и других предметах, медиевизм крайне не любит этот замечательный перстень и весь царский клад. (С. В. Рябчиков. Интерпретация нескольких сарматских изображений и надписей

Племянник царя, Куврат (Кубрат) был воспитан в Царьграде и стал другом Ираклия. Акция укрепляла позиции империи в округе Дона , где христианизацию в 527 г. пытался проводить и царь гуннов Горда. Имя Кубрата иногда связывают и с Кубанью.

Около 622 г. Ираклий оставил часть войск защищать Царьград, осаждаемый со всех сторон; вторую треть во главе со своим братом Федором направил против персов, а с третьей отборной частью пошел на Кавказ. Хазары, которых называли иногда и турками, прорвались через Дербент в Персию. Горели многие города и селения, персы и их союзники, включая дружины Адраига, попадали в плен.

Северяне-язычники, служившие Персии, еще до этого вновь оскорбили «гроб Господен». В ответ отборные тысячи Ираклия разрушили Табарму (Ормию) у озера Урмия, где были святыни северян со времен Урарту и даже раньше. Округа слыла родиной самого Заратуштры (Зороастра).

 

Раннесредневековые тамгообразные знаки. Распространенные и на Руси

Вариант ранней руницы

Под Тифлисом Ираклий встретил Зиевила, второго человека после кагана Хазарии. 

Зиевил отдал императору в помощь 40 тыс. воинов. Ираклий снял «со своей головы венец, возложил его на голову турка; (после пира) даровал ему всю пиршественную утварь, имперские одежды (и подобное )». Обещал даже в жены дочь Евдокию, при одном взгляде на изображение которой «турок воспылал любовью к оригиналу и еще больше склонился к союзу». Силы севера продолжали творить историю.

Власти Византии трепетали перед ними. И без экономической мощи в политике северянам было не обойтись.

Царь персов Хосров (упоминается в летописях) тоже набрал новое войско из «иноземцев, граждан, рабов и людей всякого рода». К этому войску Саиса, теснившего Федора, добавили 50 тыс. из отборных войск Сарвара. Армада получила название «носители золотых копий» и пошла на Кавказ. Сарвар с остальным войском двинулся на Царьград, чтобы штурмовать его вместе с аварами, славянами и гепидами, веками защищавшими западные рубежи Скифии (Сарматии). 

Монета Хосрова 

Ираклий зимой 625 г. под натиском персов отошел с отборной византийской армией из Кавказской Албании (округа Азербайджана) в «страну гуннов» — округу приазовской Болгарии, будущую русскую Тмутаракань. Преследовавшие его персидские войска сбились в пути и попали в болота, какими с античных времен славилась округа Меотиды (Приазовья).29 июня 626 г. «скифские союзники», 30 тыс. «варваров» в авангарде Аварии прорвали длинную стену и загнали жителей Царьграда в центральную часть. Всего на штурм пришло во главе с «русским каганом» около ста тысяч ратников. Огромные полчища Сарвара топтались у Халкедона, напротив Византия. 

29 июля подошел на «моноксилах», известных ладьях и Руси IX — XI вв. , флот словено-русов. Пешие славяне были вооружены копьями и одеты в латы. Флот 3 августа попытался начать переправу персов, но византийцы смогли потопить почти все ладьи. Дружины кагана не помогали натиску, армяне и авары даже добивали оставшихся в живых словено-русов. Славянское большинство войск стало отходить, тем заставив «проклятого кагана следовать за собой». Убитых после боя сжигали. Византийцы находили среди погибших и женщин-славянок, воительниц.

Соседи Руси знали, что это был поход именно державы словено-русов, наследовавшей славу Скифии. Грузинский перевод 1042 г. рассказа греческих очевидцев событий 626 г. назывался «Осада Константинополя скифами, кои суть русские». А в самом переводе подчеркивалось, что «скифы были русские, государь которых назывался хаканом». Традиция такого названия русских князей сохранялась веками. Хосров и Ираклий устойчиво упоминаются в русских летописях в связи с натиском «белых угров» и аваров-обров, воевавших против славян и мучивших дулебов.

Упоминание «скифов кои суть русы» на 626 г., затем правителя Дербента Шахриаре в 644 году, сказавшего: "Я нахожусь между двумя врагами: один - хазары, а другой - русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием. И будем удерживать их, чтобы они не вышли из своей страны" и т.п. – сокрушительные удары по концепции Руси от варягов и Рюрика. Но политикам  и православным властям Рюрик как основатель все еще нужен.Могущество державы северян и интересы семитской элиты потребовали создания новой тотальной идеологии, способной вдохновлять семитскую бедноту и близкие ей группы, включая и часть славян, на великие завоевания во славу бога и на благо элиты.

Мухаммед в 622 г. бежал в Медину. Антисеверный аспект ислама частью привлекал и византийскую знать.Византия в опоре на северян, включая и народы Кавказа, начала громить Персию, что в 628 г. привело к свержению Хосрова II, который упоминается в арабских версиях легенды о Словене и Русе, иранских вещей той поры много найдено на землях Руси.Персия за пять лет после Хосрова II сменила десяток царей. Относительной стабильности в 632-652 гг. добился Йездегерд III, но при нем значительную часть Персии завоевали арабы, вышедшие и на Кавказ. Исламская угроза усиливалась. 

Сестра императора Мария и магистр Аниан в 634 г. выкупали у хакана Аварии византийских заложников. Авария пыталась тогда удерживать свое влияние и у Дона. «В это время Куврат, племянник Органа ..., восстал против хакана аваров и, подвергнув оскорблениям, изгнал из своих земель бывший при нем от хакана народ. А к Ираклию Куврат посылает посольство и заключает с ним мир, который они хранили до конца своей жизни. В ответ Ираклий послал ему дары и удостоил его сана патрикия» (по сути – архонта, князя, это и зафиксировал перстень). Болгария к 680 г. доводит свое влияние до низовий Дуная и Волги (в округе будущей Казани), ряда земель Руси, но теряет ряд территорий у Дона и Кавказа под давлением Хазарии. Русь пробивалась на юг иногда с помощью Аварии и Болгарии, была мощным соперником Хазарии за влияние у Каспия.

Еще раз напомним. Около 644 г., по арабским данным, один из правителей Дербента признавался: «Я нахожусь между двумя врагами: один — хазары, а другой — русь, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними кроме здешних людей никто не умеет...» На западе славяне создали государство Само, забравшее в 623-658 гг. часть земель Аварии. Славяне в самой Византии организовали мощное движение во главе с князем Пребундом (Первудом), имя которого близко имени скифского царя Аргунта 244 г. Элита Византии чувствовала себя в Царьграде неуютно.После Ираклия правил в 641-668 гг. Констант II Погонат, тоже стремившийся под давлением северян перенести столицу на Запад. Он был убит на Сицилии, а войска и часть элиты провозгласили императором Мизизия, которого действиями поддерживал и Пребунд. Болгары и славяне активизировались у Дуная.Казнив Мизизия, императором в 668-685 гг. стал Константин IV, которому славяне и другие северные наемники в 674-678 гг. помогли отразить натиск арабов на Византию и заключить на тридцать лет выгодный мир. Другие славянские группы входили в арабские войска и начинали давление на Африку и Запад Европы, где славяне добирались и до берегов Рейна. Но основным направлением натиска на империю оставалось от севера.

Источники: trinitas.ru, ru.wikipedia.org, grants.rsu.ru, kroraina.com, krotov.info, traditio.ru

Страница 1234567, 8, 910