Обратный путь аргонавтов (страница 5)

Суммируя версии, комментаторы заключают:

«…В общих чертах представить в следующем виде эволюцию перипла «Аргонавтики»: Гесиод, Гекатей, Пиндар и Антимах (поэт V в. до н. э., автор «Фиваиды» и «Лиды») направляли аргонавтов из Фасиса в Океан (с допущением пути через Танаис и Рипы), из Океана в Африку (в Египет или в Ливию), оттуда вновь в Средиземное море. Несколько позже возникла (и представлена Тимагетом – географом, жившим в III в. до н. э. и послужившим источником для Аполлония Родосского) версия о возвратном пути по Истру (Дунаю), предусматривающая, – вернее, рационалистически объясняю щая, – присутствие аргонавтов в Италии. Против этой версии, с позитивными географическими данными в руках, восставали Эратосфен и Артемидор Эфесский – последний уже во время, близкое к тому (на рубеже II–I вв. до н. э.), когда истоки Дуная стали доступны для эллинистической науки благодаря римским завоеваниям.

Источник: Apollonii Argonautica emendavit, appar. crit. et prolegomena adiecit R. Мerkel. Scholia vetera e codice Laurentiano edidit H. Кeil. – Lipsiae, 1854; Apollonii Rhodii Argonautica / Rec. R. Merkel. Lipsiae, 

1913; В. В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // ВДИ, 1947, №3. Ср. другие версии перевода: Г. В. Штоль. Мифы классической древности / Пер. с нем. Покровского и Медведева.  Т. I. – М., 1865: 157–198; Переиздание: M., 1899; Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод, введение и примечания Г. Ф. Церетели. – Тбилиси, 1964; Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Изд. подгот. Н. А. Чистякова. – М.: Ладомир; Наука, 2001. 

По наущениям авторитетов некоторые «юные дарования» с упорством сводят понятие Рипейских гор к Уральским горам, да и дают о горах крайне скудную информацию. В итоге Рипы предстают какой-то незначительной информационной ерундой. Если это возвышенности водораздела Балтики и Каспия (с Черным морем), то это все же округа Валдайской возвышенности.Трудно отдать археологические культуры эпических гор Рип (ныне Валдайской части Русской возвышенности, средневековых Алаун, Ревениц) каким-то одним языковым семьям типа индоевропейцев и финно-угров, так как в последние несколько тысячелетий явно и многократно здесь смешивались охотники и собиратели, земледельцы и скотоводы, скитальцы и «постояльцы» (с разнообразным домостроением).
Важно, что индоевропейский элемент времен послепотопных «волн» заселения округи гор Рип (Риф, Рипеев, Рифеев и т.д.) уже был. Индоевропейский эпос вел с Рип истоки Ра (Волги), Танаиса (Дона), Борис-фена (Борея потока). Рипы – вероятный след и ностратического языкового союза, существовавшего около 8 – 12 тысяч лет назад. И поэтому по созвучиям античные варианты названия гор имеют свои разнообразные трактовки для финно-угров и северных семитов, тюрков и индоевропейцев (особенно германцев, балтов и славян). 
Славянские Рыбы (с тяготением к смыслу слова «рыпаться»), Репы (со смыслом - «скользкие», «грязные»), Репей («приставучий», «досаждающий») и другие славянизмы – понятно, не одни они - тоже имеют право на трактовку смысла имени гор.
Культуры среднего неолита округи 8 – 5 тысяч лет назад представлены по книге известного российского археолога С.В. Ошибкиной (рис.6: есть и другие версии, отчасти отраженные нашими сборниками «Русь до Руси»). Она достаточно подробно отражают и возможности исторической памяти от эпических глубин [Ошибкина С.В. Искусство эпохи мезолита // Искусство каменного века. М.: Наука, 1992. С. 7-40]. 
 Ранняя дата для верхневолжской культуры - 7240 лет назад, поздняя - 5430 лет назад. Для ямочно-гребенчатой - ранняя дата - 6040 лет назад, поздняя - 4550 лет назад (т.е. примерно завершается временем Словена и Руса). Для волосовской (с активным использованием янтаря, особенно прибалтийского) - ранняя дата – 5065 (условно близка временам послепотопной «Руси, чюди и всих языцей), поздняя - 3840 лет назад (времен дальних походов потомков Словена и Руса ;см. подробнее: Золин. Протогорода Великой Скифии. 2004. С.15 - 23). 
 По мнению Ю.Б.Цетлина, зоны перекрытия между культурами отражают периоды сосуществования этих культур (Цетлин Ю.Б. Периодизация неолита Верхнего Поволжья. Методические проблемы. М.: Инст. археологии РАН, 1991. 193 с.).
У истока Борис-фена, текущего из округи Рип (Оковского леса летописей, гор Нервиев поздней античности) и была вся стать жить богу северного ветра Борею (иногда по созвучию в нем указывают и Перуна, ищут сходства грозных Перуна и Борея: оба небожители, летают, устраивают грозы и бури, связаны с северными индоевропейцами и т.п.). 
Так на горах Рипах и возникал эпический «терем Борея» («ложе Борея», позже греки локализовали его и поближе к Фракии), за которым была уже Гипер-Борея (Крайний Север) и жили гипер-бореи (гиперборейцы), обитатели позднеантичной Бярмии и позднесредневековой Перми.

Рипы – водораздел бассейнов Азовского моря, Каспия и Сарматского океана (Балтики).

 

Что вытекает из греческого эпоса ?!

Борей - бог северного ветра (допускают, того же корня-смысла, что и Буря, Буран; новороссийская «Бора»), сын Астрея и Эос, внук титанов Крия (в частности, созвучие славянским Край и Крыша) и Гипериона. Он - брат Зефира, Нота, Эвра (одного из «создателей» Восточной Европы, точнее Евразии), Эосфора и звезд, отец Зета, крылатых Зета и Калаида, Клеопатры и Хионы (мать - Орифия). Изображался могучим, крылатым и бородатым мужчиной. В аллегориях четырех времен года символизировал Зиму (лютую, отсюда - отчасти - и являлся ранним Дедом Морозом).

По мере закрепления пращуров греков на землях нынешней Эллады, указывался обитающим во Фракии (округа Болгарии) - среди холода и мрака. Обладал даром превращения в коня, а основными землями одомашнивания лошадей около 6 тысяч лет назад наукой признаются – напомним, - просторы Скифии.

Кстати, лошадка – символ Сунгири – известна северянам около 25 тысяч лет назад. Да и затем символика коня на землях будущей России имеет разнообразное развитие. Есть изображения лошадей на стенах Каповой пещеры на Урале около 15 тысяч лет назад. 

Астрей (Острей) - "звездный" - сын титана Крия и Эврибии, брат Перса и Палланта, муж Эос, отец звезд, ветров (Борея, Зефира, Нота и Эвра) и Эосфора. Астрея (Острея) - "звездная" - богиня справедливости, наблюдающая за правосудием, защитница правды и враг обмана. Дочь Зевса и Фемиды, одна из шести ор, сестра Ауксо, Талло, Карпо, Эйрены и Эвномии. Первоначально жила среди людей, но покинула землю ради высоких Небес, т.к. была не в силах исправить порочность земного мира. Превратилась в зодиакальное созвездие Девы. Нередко отождествляют с северной богиней Дике. 

Дике (Дикэ) - одна из шести ор, богиня Справедливости, наблюдающая за правосудием, защитница правды и враг обмана. Дочь Зевса и Фемиды, сестра Евномии и Эйрены. Изображалась в виде молодой девушки с плодами в руках. Спутница Афродиты (Венеры). Первоначально тоже жила среди людей, но покинула землю ради высоких Небес, т.к. была не в силах исправить порочность земного мира. Превратилась так же в зодиакальное созвездие Девы. Ее нередко и отождествляют с Астреей. Дике созвучен ононим Лаодика – гиперборейка, упоминаемая Геродотом

О родичах Борея существуют целые книги. Новгородские берестяные грамоты обильны ономастикой на "бор"

Сам Борей изображался в виде сильного мужчины с бородой и длинными волосами, летящего на огромных крыльях. Кроме указанных детей от браков с эринией и гарпиями у него было богатое лошадиное потомство (не для одного Георгия Победоносца). После гибели персидского флота, двигавшегося на Грецию, афиняне воздвигди ему алтарь. В римской мифологии ему дали новое имя  - Аквилон - подобный по своей быстроте полету орла (от aquila - орел). Так что «двуглавый орел» российского герба с одной стороны Борей, а с другой стороны – вероятно – и Перун (или Хорс – коршун).

Защищенные Бореем, гипер-бореи жили в свое удовольствие.

Геродот /V в. до н.э./ сообщал, что поэты Гомер /ок. II тыс. до н.э./ и Гесиод /VIII-VII в. до н.э./ первыми молвили миру о "счастливом северном народе - гипербореях", живших за Рифейскими /иногда их связывали и с Уральскими горами, но оттуда не текут Борисфен, Танаис и Ра / горами во владениях бога северного ветра Борея, т.е. на крайнем /гипер/ севере /борее/. 

"Они совершенствуются в справедливости, не употребляя в пищу мяса, но питаясь древними плодами" /Гелланик/; "живут на краю земли под охраной Апполона, не зная войны" /греческий поэт Ференик/. А вот строки из оды Пиндара о счастливой жизни этого народа, приносящего славные жертвы Творцу: "Там идут бесконечные праздники, слышатся гимны, которые радуют сердце Аполлона, и смеется он... Культ муз не чужд гипербореям, отовсюду хоры молодых девушек собираются на ... сладкие звуки флейт, и, увенчанные золотым лавром, они предаются радости праздников. Это святое племя не знает ни болезней, ни слабости возраста. Живут они далеко от тяжких трудов и сражений ..." (Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. "От Скифии до Индии". М., 1983; это признанная наукой книга).

"Там жили благоуханные... белые мужи, удаленные от всякого зла.., к чести-бесчестию равнодушные, дивные видом, преисполненные жизненной силы; ...Творцу, распростершему вселенную, они любовно служили... Эти люди отличались величайшей справедливостью и жили гораздо дольше всех остальных смертных - целых тысячу лет. Они питались лишь плодами, но могли сохранять жизненную силу, вообще не вкушая никакой пищи" (это ориентир для беднейших слоев и нынешней России?!).

Плиний Старший /I в. н.э./ также сообщал о гипербореях, поселившихся в лесах и рощах севера и питающихся древесными плодами. При этом утверждал, что именно там находится "точка вращения мира" и солнце заходит лишь один раз в год.

У греков было распространено сказание «Борей и Орифия» (где имя Орифия явно тяготеет к смыслу – живущая, поселенная в округу Риф, Рип). Вот известная трактовка этого мифа Куном:

«Грозен Борей, бог неукротимого, бурного северного ветра. Неистовый носится он над землями и морями, вызывая полетом своим всесокрушающие бури. Увидал однажды Борей, проносясь над Аттикой, дочь Эрехтея Орифию (ее иногда связывали и с амазонками времен Плина и Сколопита; около 40 веков назад: П.З.) и полюбил ее. 

Молил Борей Орифию стать его женой и позволить ему унести ее с собой в свое царство на далекий север. Не соглашалась Орифия, боялась она грозного, сурового бога. Отказал Борею и отец Орифии, Эрехтей. Не помогали никакие просьбы, никакие мольбы Борея. Разгневался грозный бог и воскликнул: 

- Я заслужил сам такое унижение! Я забыл о моей грозной, неистовой силе! Разве подобает мне смиренно умолять кого-либо? Лишь силой должен я действовать! Я гоню по небу грозовые тучи, я вздымаю на море, словно горы, волны, я с корнем вырываю, как сухие былинки, вековые дубы, я бичую градом землю и в твердый, как камень, лед превращаю воду -- и я молю, словно бессильный смертный. Когда я несусь в неистовом полете над землей, вся земля колеблется и содрогается даже подземное царство Аида. И я молю Эрехтея, словно я его слуга. Я должен не молить отдать мне в жены Орифию, а отнять ее силой!

Взмахнул Борей своими могучими крыльями. Буря забушевала по всей земле. Как тростник, заколебались вековые леса, грозно заходили по морю покрытые пеной валы, темные тучи заволокли все небо. Выше гор распростерся темный плащ Борея, и веяло от него леденящим холодом севера. Все сокрушая на своем пути, понесся Борей в Афины, схватил Орифию, взвился и улетел с ней к себе на север (вероятно «крайний», так как «леденящим холодом севера» Фракия обычно не отличалась). 

Там стала Орифия женой Борея. Она родила ему двух сыновей-близнецов, Зета и Калаида. Оба были крылатыми, как и их отец. Великими героями были сыновья Борея, оба они участвовали в походе аргонавтов за золотым руном в Колхиду и совершили много великих подвигов» (Н.А.Кун). 

Мифоведение веками подчеркивает, что Бореады (Зет и Калаид)— крылатые сыновья бога северного ветра Борея и Орейфии, участники похода аргонавтов. Официозным «новгородоведам» до этого дела нет. Отдали не понятно на каких убедительных основаниях Северо-Запад России на тысячи лет «финно-уграм» (при вышеотмеченных сложностях реальных этнических процессов) – и безмятежно спят на этой протухшей «мировозренческой основе». Так Бореадам (Борускам, Боровичам ) места у верховий Мсты, Волги и даже Днепра-Борисфена как бы не остается. Но только для «безмятежных» - во имя чьих-то идейно-политических интересов.

Во Фракии течет река Места, которая по созвучию названия явно напоминает Мсту. Соседняя Фессалия (с Фессалониками-Солунью) созвучна фисса-гетам, которых Геродот помещал на севере Скифии. Где-то здесь обитала и нимфа (русалка) Мистис, которая ночами воспитывала юного Диониса – устраивала ночные мистерии. Мистис тоже отчасти созвучна Мсте. Огромный скифский город Гелон (36 кв. км площадью! Бельск под Полтавой ?) ко временам Геродота раз в три года буйно отмечал праздник Диониса. И явно ему вторили более мелкие населенные пункты северян.

В глубинах эпоса обнажаются и связи Борея с Прометеем. Согласно греческим мифам, именно Прометей дал людям почти все: жизнь, душу, ремесла, огонь, да и налепил массу людей из глины (Афина-София дала каждому бабочку-душу). Вот за похищение огня с Олимпа и, самое главное, за передачу его людям герой и пострадал. Зевс велел приковать Прометея к Кавказу, пустынной скале в Скифии у конца земли. По ряду фактов эт первую "Голгофу" указывают в окрестностях Сочи на горе Фишт.

Источники: gramoty.rurussika.ruru.wikipedia.orgtrinitas.ruqypchaq.freenet.kzunesco.kz 

Страницы: 1, 23456