Обратный путь аргонавтов

Петр Золин
доктор исторических наук, профессор

Поздравление посетителям портала 

со старым Новым 7517 Годом 

П.М.Золин

 

 

Первые морские путешествия первобытные люди совершали десятки тысяч лет назад – на плотах,  на всевозможных плетениях из разных растений, на льдинах и т.п. В частности, это доказывается появлением ранних людей современного типа на островах Тихого и Индийского океанов. Мифы об отважных судоходах и их подвигах известны многим народам мира.  Разные уровни памяти, представленные разными эпическими героями, сохранились и в знаменитом мифе об аргонавтах.

 

Лоренцо Коста « Корабль аргонавтов » Первая треть 16 века 47 x 58 см  Дерево, темпера Падуя. Городской музей 

Прометей, похитивший для людей у богов огонь, и мудрая Афина помогают экипажу «Арго» построить корабль. Люди овладели огнем хотя бы сотни тысяч лет назад. И десятки тысяч лет назад уже имели богов, связанных с огнем – типа славянского Сварога. Прометей – Промысел, бог изобретений, что способствуют совершенствованию хозяйственной жизни людей многие тысячи лет. 

Здесь не будем увлекаться отвлекающими подробностями, а пойдем поближе к истории Северо-Запада России. Включая – понятно – Великий Новгород, но не исключая и Санкт-Петербург, округа которого тоже имеет многотысячелетние корни заселения.

Писатель и журналист Александр Матвеевич Шарымов (отв. Секретарь журнала «Аврора»; 1936 - умер 17 марта 2003 года ) сделал то, что должны бы были сделать ответственные ленинградские историки. Он суммировал важные сведения досредневековой истории края. 

 

«Предыстория Санкт-Петербурга. 1703 год .Книга исследований».

Первые главы.

I. Озерный край... Приневье II. Первые сто семьдесят веков

III. С точки зрения древних авторов IV. Рухс-асы идут на север

V. От легенд к истории

 

В Озерный край он включил и бассейн Ильменя, что делали задолго до него и другие исследователи. Правда, не указал реку Лугу. Да и водная система Великая – озера – Нарва тоже к региону имеет отношение.

Первые 170 веков края автор начал со времен спада Валдайского оледенения. 

Геологических и затем археологических событий той поры известно все больше. Еще в 1878 г., описывая неолитические стоянки человека на Ладоге, геолог и археолог Александр Александрович Иностранцев обратил внимание на то, что остатки этих стоянок были перекрыты позднейшими донными отложениями. Уровень Ладоги на протяжении нескольких последних тысяч лет явно подвержен как трансгрессиям (подъемам), так и регрессиям (спадам) вод.

Наступление и отступление воды влияло на перемещения послеледниковых людей. Но заселение края в благоприятные времена они не прекращали. Это были общины поздненостратического содружества, из которого постепенно около 8 – 7 тыс. до н.э. выделялись индоевропейцы и финно-угры , южнее – тюрки и северные семиты…

Балтийское море – продукт многотысячелетнего сложного взаимодействия льда, воды и суши. 

Схема главных этапов послеледниковой эволюции Балтийского моря (по Демелю): схема «а» — Балтийское ледниковое озеро;схема «б» — Иольдиевое море (по имени моллюска Ioldia arctica);схема «в» — Анциловое озеро (по имени чашечной улитки Ancylus fluviatilis);схема «г» — Литориновое море (по имени улитки Littorina littoraea). Нынешняя стадия эволюции Балтийского моря, продолжающаяся уже более двух с половиной тысячелетий, именуется Миа (по имени песчаной раковины Mia arenaria).

А.А. Иностранцев указал на стоянку (поселение) древнего человека на берегу Ладоги, где среди прочих следов неолитической деятельности найден и «ладожский челн»: лодка-долбленка ( Иностранцев А.А. Доисторический человек каменного века побережья Ладожского озера. СПб., 1882. С. I7I–I75). 

Челн – однодеревка («моноксил» русов, что в средние века отмечали византийцы)  с двумя переборками, что являло достаточно высокую культуру судостроения обитателей Приладожья несколько тысяч лет назад. Судно было сделано из одной породы дерева: это отчасти и предохраняло от рассыхания. Корма была более тяжелой, что делало челн остойчивее при опасных плаваниях по неспокойной Ладоге. 

Есть сомнения в древности ладожского челна, но не стоит забывать о его связи с неолитическим археологическим комплексом. Да и не одним этим челном неолит России славен.

Среди челнов-однодеревок Восточной Европы к эпохе неолита-бронзы достаточно уверенно относят несколько находок. Это долбленые суда, найденные и поднятые на Дону близ с. Щучье Воронежской обл. в 1954 и 1956 гг.  Лодки длиной 7,5 м и 6,23 м выдолблены из стволов дуба каменными топорами. С внутренней части бортов имеются парные отверстия,  в которых крепились сиденья для гребцов. Горизонтальные парные деревянные петли по бокам носа и кормы в одном случае и вертикальные одиночные в носовой и кормовой частях в другом предназначались для перемещения лодки по мелководью, волоком, для вытаскивания на берег. Радиоуглеродная дата (более 4000 лет) получена и для третьей донской находки - 1993 года. К древнейшему периоду отнесен и примитивный челн, найденный в 1953 г. на высохшем оз. Сарнат в Латвии археологом Л.В. Ванкиной (3800 лет). В целом челны типа «донского неолита» (или «ладожского типа») доживают и до средних веков, активно используются как «моноксилы» (однодеревки).

Средневековое судостроение в Юго-Восточной Руси (бассейны Десны и Оки) по археологическим источникам. 

Государственный исторический музей (Москва). Челн. (3 тыс. до н.э.). Найден в пойменных отложениях р. Дон у села Щучье (Воронежская область). Сделан из целого дуба. Имеет длину 7.55 м

«Аргонавты» или не аргонавты, но хотя бы с 3 тыс. до н.э. пращуры россиян на реальных долбленках плавать умели. Многочисленные петроглифы Северо-Запада России активное судоходство этих пращуров тоже подтверждают. Сохранившимся челнам повезло. А множество им подобных сгнило или сгорело, отчасти использовалось и как «погребальные ладьи».

Эти факты крайне не любят медиевисты («средневековеды»).  Надо признать, что средневековье – продолжение многотысячелетнего традиционного общества, а не «нечто исключительное в самом себе». Это касается раннего судостроения и судоходства.

В главе « С точки зрения древних авторов» Александр Матвеевич Шарымов  отчасти повторяет сведения, собранные в книгах географа Виктора Ивановича Паранина « Историческая география летописной Руси», вышедшей после смерти автора «Истории варваров» (1998, 200 экз.) и других. Крамола для «ученых в законе» таких исследователей как Паранин в том, что они крайне убедительно показывают многотысячелетнюю историю нашего Отечества.

А.М.Шарымов справедливо отметил: «Мы не располагаем сегодня набором бесспорных исторических фактов…

Конечно, кое-что подсказывает археология. В других случаях подспорьем служат легенды, предания и мифы, скандинавские саги и руны, образцы поэзии скальдов, изредка — транспонированные в прошлое обрывки древних исторических и летописных сведений. Однако, анализируя эти данные, надо постоянно помнить о сугубо легендарном их происхождении, что, правда, вовсе не дает права безоговорочно исключать их из нашего литературно-художественного и культурно-исторического обихода. Наведение тут «порядка» — дело не только довольно условное, но и значительное, увлекательное и полезное.

Источники: donsmaps.com, rarog-kursk.narod.ru, gorchev.lib.ru, macca.ru, ru.wikipedia.org

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6