Обратный путь аргонавтов (страница2)

Именно таким методом пользовался Виктор Паранин, создавая свою «Историю варваров». С этой целью он проанализировал тексты античных и более близких к нам авторов — историков и писателей, географов и путешественников, философов и ученых. Разброс этих авторов по годам громаден. От IX в. до Р.Х. и до VI в. нашего времени: Гомер и Гесиод; Анаксимандр, Гекатей и Эсхил; Геродот; Гиппократ, Демокрит и Ксенофонт; Аристотель, Александр Македонский и Клеарх; Аполлоний Родосский, Клеанф и Эратосфен; Гиппарх и Полибий; Посидоний и Страбон; Плиний и Помпоний Мела; Плутарх и Тацит; Аппиан и Птолемей; Евсевий и Евпатий; Зосима; Иордан и Прокопий Кесарийский... Нy, и в этот ряд следует поставить многие другие имена, даты, а также схолии, то есть ученые комментарии более позднего времени…».

Вместе с Параниным он считает, что Меотийское («материнское») озеро не следует путать с Меотийским морем (Азовским). Меотийское озеро лежало западнее Меотийского моря, можно различать Западную (озеро) и Южную (море) Меотиду.

«Меотийское озеро лежало на западных склонах Среднерусской возвышенности (Рипейских гор) и простиралось с севера на юг от Балтики через леса Полесья и русло Днепра-Борисфена к Черному морю. Западная Меотида подпитывалась северными водами как Балтики, так, вероятно, и Белого моря и, в свою очередь, питала этими водами как Понт Эвксинский (то есть Черное море), так и «Маре Нострум» (то есть Средиземноморье).

У озера Меотиды была и другая функция: оно было удачным водным путем, который способствовал плаваниям древнего северного «морского народа» в южные европейские края и, соответственно, наоборот — путешествиям народов южных по направлению к северу».

Версия – понятно – не бесспорная. Но требующая внимания – и в реальной истории России продуктивная.

Исследователей поражает, что античные тексты и более поздние схолии (комментарии) к ним, рассказывающие о титанах, Аполлоне, Прометее, атлантах, Ио, Геракле, о походах аргонавтов, об Ифигении и Артемиде, об Ахилле и ряде других героев древнегреческих мифов, а также о древних племенах и народах (гипербореях и колхах, таврах и аорсах, аланах и халивах, савирах и амазонках) - все они тем или иным образом имели отношение к северным землям.

Согласно античным воззрениям, Каспийское море воспринималось древними как «залив Северного океана». Под этим «Северным океаном» (часто — просто Океаном) нередко подразумевалось нынешнее Балтийское море, ибо через проливы и Северное море Балтика соединялась с Атлантикой. В свою очередь, Каспий соединялся с Балтикой через полноводную Волгу, достигавшую северной части Меотиды, а также восточной части Финского залива. Именно в силу этого обстоятельства древние авторы называли Волгу «проливом Каспийского (Джурджанского) моря».

Суммируя многочисленные данные, А.М.Шарымов предложил следующую хронологию Северо-Запада России. Здесь он сослался и на свою серию очерков «Из истории Приневья», опубликованных журналом «Аврора» в № 9, 10—1994; 4, 6, 8, 10—1995 и 3, 6—1996 8).

Правда, по его версии цивилизационные процессы идут с 25 тыс. до н.э. из Центра Европы на Урал и в Сибирь. А по современным этногенетическим, археологическим и другим данным уже около 40 – 30 тыс. лет назад Европейская часть России (Костенки, Сунгирь и т.п.) сама была мощным цивилизационным центром.

Под давлением доминирующих версий о финно-угорской подоснове заселения всего Северо-Запада России Шарымов допускает появление здесь одних финно-угров с 12 тыс. до н.э., хотя это были народы поздненостратического содружества.

Уже несколько тысяч лет назад к земле, лежавшей «севернее дуновения Борея», устремлялись взоры промысловиков и завоевателей, в частности - и юго-западной Европы.

Наряду с другими исследователями автор не проходит мимо интересных сюжетов в отечественной истории, но мне необходимо скорректировать его версии.

«В XXIV в. состоялся мифический поход из скифского Причерноморья на север князей Славена и Скифа. Пропутешествовав почти 40 лет, князья, по сведениям Иоакимовской летописи и древнерусских хронографов, прибыли к Ильменю, где в 2360 г. основали город Славенск».

Скифские князья Словен и Рус искали новые земли 14 лет. Иоакимовская летопись о них не говорит. «Древнерусские хронографы» - это около сотни поздних летописных списков преимущественно 17 века. Основание Словенска и Русы – по спискам – датируется 2395 г. до н.э.

Фараон Сесострис (Сенусерт) в 19 в. до н.э. покорял Причерноморскую Скифию, но не Меотиду у Балтики.

«В XII в. экипаж легендарного «Арго», согласно позднейшему сообщению Аполлония Родосского, совершил поход по восточноевропейским водным артериям, проплыв водными путями будущего Озерного края и Приневья, после чего, по одним схолиям, спустился к Причерноморью по Meотиде, а по другим — обогнув Европу и проплыв по Средиземноморью, — вернулся в Грецию...» 

И вот об этом – связанном с «владениями Борея» и горами Рипами - поподробнее. Вероятны ли следы обитанию людей палеолита на Северо-Западе России ?! Многое тысячами фактов говорит за то, что да.

И гипер-бореи (крайне северные; сверх северные) неизбежно заставляют задумываться собственно о Борее.

Или о вероятных языках того времени.

Отечественным дореволюционным ученым многие нынешние достижения археологии, антропологии, этногенетики, глоттохронологии и других наук не были известны, но они доказывали многотысячелетнее прошлое Отечества тщательных изучением мифов, сказаний и античных источников. 

Одним из таких ученых был академик

Василий Васильевич Латышев [29.7(10.8).1855, с. Диево, ныне Рамешковского района Калининской области, — 2.5.1921, Петроград] – (по энциклопедическим версиям) русский филолог-классик, эпиграфист и историк. С 1893 г. вице-директор департамента министерства народного просвещения. Член Петербургской АН (1893). Из его трудов наибольшее значение имеют «Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье» (т. 1—2, 4, 1885—1901; переиздание ВДИ: 1947 – 1949; указатель 1950) и изданные в оригиналах и с русским переводом «Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе» (т. 1—2, в. 1—5, 1893—1906; переиздан русский перевод в «Вестнике древней истории», 1947—49). Автор ряда книг и большого числа статей по различным вопросам древней истории (главным образом Северного Причерноморья), эпиграфике, византийской агиографии и др. С 1900 участвовал в работе Археологической комиссии.  

Был создателем и бессменным редактор «Известий археологической комиссии». Можно к этим словам немало и добавить. Но Латышев – один из ярких символов добротных знаний дореволюционной российской науки о многотысячелетних глубинах отечественной истории. Таким ученым вдалбливать мысль, что все в отечественной истории начиналось примерно от Рюрика – было бы неудобно и неприлично. Поэтому имена уровня В.В.Латышева в памяти нашего нынешнего официоза и не всплывают. У «науке в законе» – иные ориентиры.

Академик Василий Васильевич Латышев [ 1855, с. Диево, ныне Рамешковского района Тверской области, —1921, Петроград]

По современным представлениям, языки подавляющего большинства людей современного типа рождались в регионе, отмеченном на карте преимущественно синим цветом. Около 15 тысяч лет назад огромное пространство планеты было содружеством сравнительно близких языков, среди которых обширные земли занимала евразийская прасемья. В ней были вкрапления дене-кавказской прасемьи, единящей – к примеру – пращуров народов округи Кавказа, Алтая и Китая.

Есть несколько версий о выделении индоевропейцев в составе «голубых» (евразийцев). Вариант их начального формирования в 6 – 5 тыс. до н.э. на просторах у Дона и Волги является одним из самых привлекательных для науки, хотя учета требуют и иные версии.

Чаще суть проблемы в том – севернее или южнее Черного моря началось формирование индоевропейцев. Но тогда все версии объединяет формула – первые индоевропейцы начали формироваться в округе Черного моря и Каспия несколько тысячелетий назад. И за последующие тысячелетия их потомки оказались самыми удачливыми в освоении планеты. Общение народов планеты в целом ныне обычно идет на индоевропейских языках. И у этих языков сохраняется многотысячелетняя этногенетическая память, важная и для всего человечества.

Сталкиваясь со времени издания брошюры «Юрьева» (1979 г.; там и были только намеки) с агрессивным неприятием официозом фактов дорюриковской истории России, автор этих строк понял, что официозной истории (и ее заказчикам) такие и подобные факты крайне не нужны. Тогда и были задуманы циклы «Славно», «Русь до Руси», «Сто новгородских сел», «Энциклопедия Новгородской области» (в общей сложности более 50 выпусков в 1989 – 1996 гг.), - пусть в Новгороде и области хотя бы накапливалась фактологическая база против диктата медиевизма. Влиятельный медиевизм быстро заметил угрозы – и дискредитация (преимущественно устная) работ и личности Золина  (и подобных ему) становилась тотальной. Всяких провокаций хватало. Но и была поддержка Александра Владимировича Корсунова, Михаила Михайловича Прусака, Михаила Денисовича Скибаря и еще ряда влиятельных новгородских администраторов. Помогали и представители малого бизнеса.

После выхода в 1997 г. совместным с В.М.Кандыбой книг «Реальная история Руси: истоки русской духовности» и более информативной «История и идеология русского народа» (2 тома, даже на название этой последней книги как бы наложено табу) ярость медиевизма потеряла меру. Нападать лично «светилы» стеснялись – не раз попадали впросак фактологический. Поэтому бросали в «информационный бой» молодых и амбициозных учеников и зависимых людей. Наиболее яро выразил позиции своих наставников и авторитетов года два назад молодой новгородский археолог (понятно, у него было немало справедливых замечаний, но по частностям). Непосредственно ему, а через него – и авторитетам, пришлось на агрессивность в Интернете в том же Интернете и ответить.

«История и идеология русского народа» от этого не стала популярней (замалчивать – по сути, - стали еще больше). Игнорирование античных пластов отечественной истории в официозе отчасти даже усилилось. Ведь на стороне официоза (и неизбежно стимулируя его) выступают основные религии светской по Конституции России. Иудаизму в принципе многотысячелетние истоки Великой Скифии, особенно допотопные, не нужны. Так ведь от Каина до раннего Кия додуматься могут. Христианству и исламу тоже особо «донашеэрие» ни к чему. Дохристианские и доисламские факты не в святой канве тотальной религиозной пропаганды в нынешней АТЕИСТИЧЕСКОЙ (СВЕТСКОЙ) РОССИИ. И поэтому «духовные власти» явно против многотысячелетних реалий отечественной истории – те реалии сеют смуту всеобщего познания в умах правоверных.

Многотысячелетняя округа гор Рип (ныне частью Валдайских; водораздела Каспия, Черного моря и Балтики) не раз меняла всякие культы и веры. Но хотя бы несколько тысячелетий здесь торжествовало язычество влиятельных волхвов

Если индоевропейцы, действительно, в 4 – 3 тыс. до н.э. расходились по свету во многом с берегов Дона и Волги, то они неизбежно уносили с собой и эпическую память о здешней округе.

 

Если версия об исходе индоевропейцев от низовий Волги и Дона верна, то немалой частью пращуры будущих греков – и аргонавтов – «ранние казаки», кентавры. От низовий Дона в 3 тыс. до н.э. они уходили на юго-запад, обогащая эпос южных народов яркими преданиями о гипербореях и Аполлоне (христианство очень многое переняла из его культа), кентаврах и многом другом (это реальная наука: Гиндин Л.А. Население Гомеровской Трои. - М.: Наука, 1993. Гиндин Л.А. Пространственно-хронологические аспекты индоевропейской проблемы и "карта предполагаемых прародин шести ностратических языков" В.М. Иллич-Свитыча) 

(нашим дубоносовым и дуболобовым «в законе» что не указывай, им любая наука, если перечит их дубовым представлениям, не наука…)

Примерно в 1987 г. в журнале «Турист» мною опубликована небольшая статья «Северный путь героев». Она указывала на то, что более ранние версии сказания об аргонавтах хранят память о хождениях ранних индоевропейцев в округу гор Рип – на нынешний Северо-Запад России. Лунявые ухмылки официоза понятны – «придурь Золина», какие там аргонавты. Давно уличал и уличаю свой любимый официоз, что фундаментальный свод античных источников по отечественной истории академиком В.В.Латышевым (повтор дореволюционных изданий: ВДИ.1947 – 1949; затем и публикации этих источников полностью, но раздельно) мои любимые критики в упор не знают. А рассуждать с умным видом любят.

Обычно античная и, следовательно, европейская литература начинается с Гомера ("Omhroz), который жил, вероятно, в IX-VIII вв. до н. э. Приписываемые ему эпические поэмы «Илиада» (и «Одиссея» («Όδυσσεία») содержат первые образные сведения о северо-восточной окраине тогдашней ойкумены. Так, в «Илиаде» (XIII, 4—6) упоминаются некие северные гиппемолги (букв. — «доители кобылиц»), «питающиеся молоком». Последующая традиция, начиная с греческого поэта Гесиода (ок. 700 г. до н. э. ), отождествляет гиппемолгов со скифами-кочевниками, у которых кобылье молоко составляло основу питания. В «Одиссее» имеется также упоминание киммерийцев, которые были соперниками скифов в Северном Причерноморье:

«Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами — ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется назад к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными» (Гомер, «Одиссея», XI, 12-19; цит. по: SC. Т. I. С. 300).

Здесь и далее просьба вновь находить соответствующие иллюстрации в Интернете. Их – обилие.

Так это явное описание полярной ночи, известное по эпосу шумеров и других древних народов, что наш официоз крайне не любит. Хотя научных констатаций такого плана все больше.

То есть в греческом эпосе есть указание на то, что участники Троянской войны на судах могли выходить на очень далекий север. Более 3 тысяч лет назад. 

Конечно, уже древние комментаторы «Одиссеи» не были уверены (а ученые до сих пор спорят), имеет ли это описание пути Одиссея в преисподнюю отношение к Северному Причерноморью (возможна западносредиземноморская локализация «киммерийской» части путешествия Одиссея). Интересно, однако, что примерно в то же время (VIII—VII вв. ) киммерийцы (Gi-mir-ra-i, Gomer, Gamirra) и скифы (Aškusa, Aškenaz) появляются в библейских и ассирийских источниках как северные кочевники, угрожающие своими набегами южным странам.

Источники: proza.ru, trinitas.ru, lants.tellur.ru, ameshavkin.narod.ru, gornitsa.ru, prometeus.nsc.ru,

napoleone.narod.ru, expert.ru, upload.wikimedia.org, archive.libfl.ru, gorchev.lib.ru, russika.ru

Страницы: 1, 2, 3456