Обратный путь аргонавтов (страница 3)

Официозно (со всякими оговорками, противоречащими бездне фактов археологии) признается, что самые ранние сведения о Северном Причерноморье — лишь неясные и случайные данные, в большинстве своем легендарного характера, которые связаны с греческими мифологическими преданиями о северной стране киммерийцев, о блаженных гипербореях, живущих на крайнем севере, о стерегущих золото грифонах и одноглазых аримаспах, о походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном и о колхской царевне Медее, помогшей Ясону, о Прометее, прикованном к скале на Кавказе, и т. д. 

Так почему же эти сюжеты и мотивы были необычайно популярны в греческой и римской литературе и изобразительном искусстве ?! Отчего они разрабатывались или упоминались в огромном числе литературных произведений на протяжении всей античности [в драме, поэзии, прозе, реторике и других жанрах; ср. трагедию великого греческого драматурга Эсхила (525-456 гг. до н. э. ) «Прометей Прикованный», где действие происходит на Кавказе, или драму Еврипида (480—406 гг. до н. э. ) «Ифигения в Тавриде», разыгравшуюся в Крыму] ?! Греки помнили свою индоевропейскую прародину ?!

Официозно (со всякими оговорками, противоречащими бездне фактов археологии) признается, что самые ранние сведения о Северном Причерноморье — лишь неясные и случайные данные, в большинстве своем легендарного характера, которые связаны с греческими мифологическими преданиями о северной стране киммерийцев, о блаженных гипербореях, живущих на крайнем севере, о стерегущих золото грифонах и одноглазых аримаспах, о походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном и о колхской царевне Медее, помогшей Ясону, о Прометее, прикованном к скале на Кавказе, и т. д. 

Так почему же эти сюжеты и мотивы были необычайно популярны в греческой и римской литературе и изобразительном искусстве ?! Отчего они разрабатывались или упоминались в огромном числе литературных произведений на протяжении всей античности [в драме, поэзии, прозе, реторике и других жанрах; ср. трагедию великого греческого драматурга Эсхила (525-456 гг. до н. э. ) «Прометей Прикованный», где действие происходит на Кавказе, или драму Еврипида (480—406 гг. до н. э. ) «Ифигения в Тавриде», разыгравшуюся в Крыму] ?! Греки помнили свою индоевропейскую прародину ?!

Почти четверть века доказываю для меня, лично, уже банальность. Иалмен, участник Троянской войны, переселился с остатками соратников и флота к низовьям Дона (там и у Волги обилие всяких ильменей-лиманов, мелких озер). Его вместе с братом Аскалафом (царем Орхомена) включали и в число аргонавтов. 

Ильмень (Илмер) имеет ностратические корни, в частности – может означать место почитания «мужа Ила» (плодородного, обильного и т.п.). И в иной частности, Прометей и Ахилл (как глава вышедших из Приазовья индоевропейцев) признавались задолго до нашей эры царями Скифии.

Напомню 2 главу «Илиады»:

Но аспледонян и всех, Орхомен населявших Минейский,

Были вождями Ареевы дети, Иалмен с Аскалафом, —

Их родила Астиоха, Акторова дочь; потаенно

В верхнем покое царева жилища стыдливая дева,

Свидясь с Ареем могучим, упала в объятия бога, —

Тридцать они кораблей привели к берегам Илиона…

Жители паств Орхомена, лугов, окружающих Фенос,

Рипы, Стратии, напору всех ветров открытой Эниспы,

Арей – бог скифов. Астиоха – имя типа Настюха (гиперборейка Гипероха упомянута у Геродота). Фенос – это созвучие Веносу. Рипы – они и на севере Рипы… Но не греками едиными был жив античный мир. 

Место действия мифологических преданий Шумера, Индии и т.п. не постепенно охватывало все более удаленные районы Севера, а признавало эти регионы исходными (или притягательными) точками для цивилизационного развития. Бог en-lil, Энлиль, "Бог Ветра" - Верховный Бог Шумера и т.д.

Так что греки – вероятнее всего - не в процессе освоения Черного моря переносили действия своих мифов на его побережья, а от исхода с регионов северян (Реи, Латоны и т.п.) начинали историю своих главных богов, включая и Зевса . Тупо смотрит на эти реалии, множеством отраженные хотя бы сборниками «Русь до Руси», официозная наука. Знать не знают – и до конца жизни знать не хотят. А вот оценки всем свысока раздавать, слухи и сплетни распространять – привычное дело. 

Да, нередко мифологические сюжеты накладываются на реалии и тесно сплетаются с реальными знаниями этнографического и географического характера, добытыми ранней греческой наукой. Поэтому рассказываемые античными поэтами и драматургами мифы часто в своей эгногеографической части являются – это признается - ценным историческим источником.

Вот только не эпос типа христианского (позднелетописного) Сказания о Словене и Руссе

В данном случае надо нашему любимому «официозу в законе» повторять и повторять. Античные источники указывают, что на обратном пути из Колхиды – по одной из ранних версий - аргонавты проходили по Танаису (Дону), затем протоку в горах Рипах и шли далее морем (ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 года).

И этот античный факт в истории Северо-Запада России должен быть твердо заучен. Поподробнее и поясним – почему.

Миф об аргонавтах суммирует предания первых земледельцев и судоходов примерно 7 – 5 тыс. до н.э. Вариаций этих преданий затем оказывалось множество. Греческая версия в силу разных причин стала доминирующей. Наиболее подробно она у Аполлония Родосского в «Аргонавтика». 

Желающие могут вспомнить и фильм

Глубина традиции велика.

Имена в эпосе об аргонавтах – индоевропейские. Так или иначе имеют разнообразные связи со Скифией. 

Пелий (греч. Πελίας) — сын Посейдона и Тиро. Посей-дон (морской бог) подозрительно созвучен «Посеву Дона», как бы рожденному Танаисом-Доном, у северных истоков которого эпос указывал Океан. Созвучие, понятно, и случайное. Но Посейдон (сын Кроноса и Реи) нередко связан именно с героями из Скифии 

Кстати, любвиобильная Хиона (др.-греч. Χιόνη) —дочь бога ветра Борея и (бывшей афинской царевны ) Орифии на время стала любовницей Посейдона и родила Евмолпа (волхва, основателя элевсинских таинств)

 

Родив близнецов Пелия и Нелея, Тиро велела выбросить их на произвол судьбы, но младенцы были найдены пастухом и воспитаны им. Позднее Пелий и Нелей нашли свою мать. Имена типа Нелей, Некрас, Небул и подобные характерны языческой ономастике славян.

Пелия берестяные грамоты не знают, но вот Пелага, Пелагия, «пеледа» (чехол) и подобные созвучия средневековым новгородским грамотам известны. 

В юности Пелий был изгнан Мим-антом с родины и с друзьями овладел островами Скиафом и Пепарефом . 

Символика всяких созвучий в эпосе требует тщательного изучения, так как в сумме она становится одним из важных оснований (устных символов, устной многотысячелетней памяти) исторических построений по многотысячелетнему этногенезу (если учитывать суть ономастических обозначений; понятно, постепенно исключая всякие натянутости и неизбежные на первых порах ошибки).

По смерти отчима , Крифея - Пелий стал царем Иолка (здесь славянские вариации от елки до волка, хотя все они и могут быть натяжкой) в Фессалии (фиссагеты – народ на севере во времена Геродота) , свергнув с престола брата Эсона. Эсон, желая спасти своего сына Ясона от Пелия, объявил его умершим и укрыл у кентавра (символа одомашнивания лошадей на просторах Скифии) Хирона (воспитателя и царя Скифии – Ахилла). 

Достигнув двадцатилетнего возраста, Ясон отправился в Иолк. Переходя через реку Анавр, потерял сандалию. Явившись к Пелию, Ясон потребовал, чтобы тот передал ему принадлежащее по праву царство. Испуганный Пелий притворно пообещал выполнить требование Ясона при условии, что тот, отправившись в населённую колхами страну Эю к сыну Гелиоса царю Ээту, умилостивит душу бежавшего туда на золотом баране Фрикса и доставит оттуда шкуру этого барана — золотое руно.

Ясон согласился, и для путешествия был построен с помощью Афины (иногда и с участием Прометея) корабль «Арго». Он собрал для похода славнейших героев со всей Эллады (источники называют разное число его участников — до шестидесяти семи человек). Аргонавты просили принявшего участие в походе Геракла (по эпосу он признавался и отцом родоначальников основных народов Скифии: Агафирса, Гелона и Скифа) взять на себя начальствование, но он отказался в пользу Ясона… Стоит помнить и об участии в походе аргонавтов Иалмена (и созвучие его имени Ильменю) 

По совету Орфея они принимают посвящение в мистерии кабиров на острове Самофракия. За участие в подобной мистерии был убит братом скифский мыслитель Анахарсис, а затем казнен и царь Скифии Скил.

Проплыв через Геллеспонт в Пропонтиду, Аргонавты были радушно приняты жителями города Кизика (этот город привлекал скифскую знать, включая и Анахарсиса) во Фригии долионами, устроившими пир для Аргонавтов. 

Появившийся из глубины морской бог Главк (Понтийский, отец Беллерофонта) открыл Аргонавтам, что Гераклу по воле Зевса не суждено участвовать в походе. (Поход аргонавтов)

Беллерофонт, убивающий Химеру (изображение на античном фаларе, украшении упряжи лошади). Российская археология 1996. №4. СС.148 -156. Десятки находок от Дуная до Урала; фалары этого типа появились примерно с VII в. до н.э. (со времен царя Арианта, проводившего подсчет населения Скифии с помощью бронзовых наконечников стрел). Беллерофонт (на Пегасе) убивает дочь Ехидны (полудевы-полузмеи) и Тифона - Химеру: голова дракона, части туловища от льва (палеолитического) и козы, хвост – ядовитая змея. Аналогично сражающемуся Беллерофонту всадниками-ездецами изображались Хрос и другие северные боги и герои. Христианство суммировало варианты образом Георгия Победоносца (наследника "георгов", скифов-земледельцев, продолжателей трипольской культуры и близких ей).

В рефератах и других работах по символике России немало ссылок на мою книгу «"Герб, гимн, флаг и столица нашей Родины", Золин П.М., М., 1987» Там глубины отечественной символики ведутся от времен палеолита: цвета, фигурки птиц, копья… Понятно, что конь и всадник, щит и т.п. – это реалии с глубиной всего в несколько тысячелетий.

Источники: archive.libfl.rugorchev.lib.ruru.wikimedia.orgtrinitas.ru

Страницы: 1, 2, 3, 456