Новгородское властное кресло (страница 2)

К сожалению, Порфиридов открытий палеолитических Сунгири и Каповой пещеры на просторах России с их «лошадками» не знал. А участие скифов в одомашнивании лошадей на землях севернее Черного моря и Каспия несколько тысячелетий назад , к сожалению, проигнорировал. Что же это за наука, уважаемая Элисса Алексеевна, если она не учитывает многотысячелетние корни символов, включая и ономастику ?!

А лошадка Сунгири явно с какими-то ямочно-двоичными знаками. Можно спорить об их трактовках, но трудно их не заметить.
 

И есть (удачные или неудачные – это другое дело) попытки дешифровки этих знаков.

Погребальные диски – тоже оттуда. При этом небольшой диск с четырьмя отверстиями по внутренним контурам явно тяготеет к четырехконечному кресту, остальные – к восьмиконечным и десятконечному в окружности. 

Вариант реконструкции (внутри) жилища Сунгири

Хватало тяготеющих к кресту изображений на Русской равнине несколько десятков тысяч лет назад. Обильны эти символы на будущих землях Руси и несколько тысяч лет назад. Особенно в северном Причерноморье, местах исхода эпических Словена и Руса.


Крестообразные трипольские фигурки

Ритуальные танцы времен Триполья около 5 тыс. лет назад (рядом с крестами ?)

Оскорбление фашизмом многотысячелетнего символа трансформаций креста - свастики (вечного обновления жизни, движения солнца) не исключает богатую символику этого знака у многих народов, включая Индию, и ныне. Б.А. Фролов 3. У истоков архаической космологии

Это касается и символики круга, да и знаменитого в античности меандра, идущего на землях будущей Руси со времен палеолита.

С какого момента бытовали на землях будущей Руси традиции «веча» - общего собрания большой общины (землячества, поселения) – можно лишь предполагать. Но богатая символика археологических памятников Сунгири, Костенок и других допускает важное значение объединяющих людей символов уже десятки тысячелетий назад. Объединение людей – это неизбежность и общих собраний, совместных ритуалов и т.п.

Великая Скифия, если верить эпосу, проводила ритуальные состязания по выбору царей при всем народе за «тысячу лет» до войн в Дарием 1, библейским героем. Это выходит на 1512 – 1514 гг. до н.э. Но позднеантичные римские историки считали, что советы скифских вельмож (да их интриги и происки) бывали и около 2054 г. до н.э. Тогда из-за происков этих вельмож молодые скифские князья Плин и Сколопит вынуждены были переместиться в Южное Причерноморье.

Совет царей царств Великой Скифии от Балтики до Черного моря и Каспия отмечен Геродотом около 512 г. до н.э. Общие собрания были в античных городах Приазовья, включая Танаис, Фанагорию, Горгиппию. 

Да, в средневековом Новгороде летопись впервые упоминает вече под 1016 г. . Оно было созвано «на поле» князем Ярославом Мудрым, который обратился к новгородцам с просьбой оказать ему поддержку в борьбе за киевский престол. Но ведь и около 862 г. послы от словен, чуди, мери и кривичей отправлялись за море по общему решению представителей этих княжений-землячеств. 

Средневековый Новгород имел богатую символику, особенно представленную печатями, иконами и т.п. Но лишь в 15 веке (?) появляется печать, где есть элементы нынешнего герба – «вечевая ступень», жезл-посох.

По оценке В.Л.Янина, в средневековой Руси как эмблемы какого-либо князя, города и т.п. зачастую использовались металлические (чаще всего свинцовые) вислые печати-буллы. На подобных печатях, привешиваемых к документам, исследователи искали и истоки новгородского герба. Городские гербы на Руси возникли позднее городских печатей. Вопрос о появлении городских гербов еще не решен историками. На этот счет существуют две основные точки зрения - или они возникли в XVI-XVII веках или уже в XII веке . Последнее мнение пытаются представить ошибочным. Конечно, изображение на печати в XII веке является эмблемой, а не развитым гербом с его четкой и жесткой структурой. 

В.Л.Янин в своем знаменитом труде "Актовые печати Древней Руси X-XV вв.", проанализировав во втором томе почти 800 новгородских печатей, отметил, что "ни малейшего намека на возникновение той эмблемы, которая лежит в основе новгородского герба, в памятниках новгородской сфрагистики (т.е. в печатях) периода независимости нет". В печатях Великого Новгорода встречаются пять изображений: Спас Вседержитель, пеший воин с копьем, всадник, зверь (возможно лев), сидящая птица (возможно орел). Эти изображения соответствуют к завершению средневековья скорее всего эмблемам пяти новгородских концов с тенденцией превращения их в общеновгородскую эмблему.  

Печать с гербом Новгорода ( XV в.?)  На гербе изображены эмблемы Новгородской феодальной республики: вечевая степень (трибуна) и посаднический жезл (посох) на ней. 

В конце XV века Великий Новгород теряет свою независимость и полностью переходит во владение великого князя Ивана III Васильевича. Псковский современник событий писал: "До зде все сконцашася о Великом Новегороде". Ликвидируется самовластие веча, вечевой колокол увезен в Москву. Становятся невостребованными и эмблемы прежнего Великого Новгорода. Но проходит несколько десятилетий, и у Великого Новгорода опять появляется эмблема. Уже как бы абсолютно не похожая на прежние. 

На Большой государственной печати Ивана IV Грозного видно приведенное выше загадочное изображение. Центральное место занимает вечевая степень (т.е. помост для выступления, например, посадника) в виде трехъярусного здания с арочными проемами. На степень положен жезл или посох. Под степенью - две рыбы. По сторонам степени медведь и барс (или рысь?). По кругу надпись: "Печать наместника Великого Новгорода". Обычная трактовка, подобное изображение как бы выражает следующую мысль: вечевая степень - символ бывшей республики, жезл поверх степени - символ власти царского наместника над Великим Новгородом. Если следовать правилам чтения государственных печатей, то эмблема Великого Новгорода помещена на сверхпочетном месте - впереди (или на втором плане) всех остальных эмблем княжеств и земель Московского царства.

Стоит отметить, что символика рыб на землях России, как и в ряде других стран, тоже идет со времен палеолита. Но наиболее она распространяется с мезолита и неолита. 

Вот каменные изображения рыб (от 45 до 10 и менее см), распространённые в Восточной Сибири (преимущественно по западному побережью озера Байкал и в долине р. Ангары) в эпоху неолита. Небольшие, реалистически выполненные каменные рыбы со сквозными отверстиями, вероятно, служили приманками при подлёдном лове. Крупные и фантастические фигуры рыб были связаны с магическими рыболовческими обрядами.

Лит.: Окладников А. П., Каменные рыбы, в сборнике: Советская археология, т. 1, М., 1936; его же, К вопросу о назначении неолитических каменных рыб из Сибири, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, № 2, М. — Л., 1941.

Изображение рыбы в неолите Восточной Европы 

Источники: narod.runovgorod.nettrinitas.ruchudinov.rubiodiversity.ru, zn.kiev.ua, geocities.comclow.ru, bse.sci-lib.com, antikwar.ru

Страница 1, 2, 34567