Новгородское властное кресло (страница 6)

Выше уже отмечалась отчасти верная версия В.Д.Косарева, что некоторые важные знаки палеолита подчеркивали особое значение в жизни общин именно женщин. Северяне, которые неоднократно появлялись на юге, выразили это уважение еще в более зримой форме. Женщина – дарительница жизни и плодородия – восседает в одном из первых крупных городов на планете Чатал-Хююке именно на троне, да и в окружении львов. С медведями на юге явно не очень достаток.

Чатал Хююк 6 тыс. до н.э. Богиня плодородия

Сидящие на ритуальных креслах женщины известны не только на юге (в частности, Чатал Хююк в Турции). Они встречаются с неолита и на славянских землях

 Женские фигурки на троне. При этом женщина нередко связывается и с культом жилища.

Энеолит СССР. - М.: Наука, 1982

Глиняные модели трипольских жилищ среднего и позднего периодов 1—Умапщина (случайная находка); 2—Рассоховатка 3 — Владимировка; 4. — Коломийщина 11; .5 — Попудня. Времен триполья

Со временем цивилизации разрешили сесть во властное кресло и мужчинам, вплоть до богов.

 

 
Зевс на троне


Осирис  на троне (слева)  Троица (справа)

Не прочь были подчеркнуть значение священного кресла и цари Боспора (Приазовья). Например, Рескупорид 1 в первом веке нашей эры.

Монета Рескупорида I. 68 - 92 г.г.

Сестерций. Редкий вариант - под креслом предмет неясного назначения (на новгородском гербе здесь рыбы) . А рядом – вероятнее всего – скипетр.
Конечно, царь Приазовья мог изобразить на монете и одного себя, отсюда он как бы символизировал все, что изображали монеты без него.

 

Рескупорид I. 68 - 92 г.г. Дупондий. Редкий тип.

Понятно, что это не только традиция Приазовья. Дунайские кельты были союзниками скифов, иногда и известны источникам как кельтоскифы. Вот кельтская имитация тетрадрахмы Александра Македонского, 3-2 век до Р.Х. AR тетрадрахма, вес 16,99 гр., диаметр 27 мм. Время чеканки: 3-2 век до Р.Х. Место чеканки: Подунавье. 

Аверс: голова Геракла (он признавался родоначальником скифов по греческой версии), одетая в львиную шкуру, вправо. 
Реверс: Зевс (Папай, скифы его признавали своим родоначальником), сидящий на троне влево, в правой руке держит орла, левой опирается на скипетр.

Вместо кресла на монетах в округе Скифии встречались и изображения алтарей с кострами.

Государство Сасанидов, Шапур I (играл заметную роль в период натиска Великой Скифии на Рим), 240-271 годы. AR драхма, вес 3,96 г., диаметр 26 мм. Дата чеканки: 240-271 годы. Аверс: драпированный бюст в тиаре вправо. Реверс: два огнепоклонника по бокам горящего алтаря.

Крест на четырехступенчатой пирамиде некоторых ранних византийских монет очень напоминает посох на новгородской «ступени» средневековья.

Византийская Империя, Ираклий (известен русским летописям, «скифы кои суть русские» при нем атаковали Константинополь) 610-641 годы. AV солид, вес 4,44 гр., диаметр 20 мм. Время чекана: 610-641 годы. Место чекана: Константинополь. Аверс: бюсты в фас Ираклия справа и Ираклия Константина слева в коронах, увенчанных крестами. Реверс: крест на четырехступенчатой пирамиде.

Источники: cultinfo.ru, ib.swarog.ru, molitv.net, ljplus.ru, 7wonders.freenet.kz, museum.com.ua, ivejournal.com

Страница 12345, 6, 7