Ильмень Иалмена (страница 5)

Ильин-День, 20 июля. Не теперь Илья, сошью и я, говор. о непраздничной работе. Св. Илья зажинает жниво. Ильин день зажинает, 20 июля. Петр с колосом (29 июня), Ильяс колобом. Пророк Илья лето кончает, жито зажинает. Первый сноп, первый осенний праздник. Спят на ильинской перине, первая солома. Рожь поспевает к Ильину дню, убирается на Успеньев, ниж. Новая новина на Ильин день. Завязать Илье бороду, кончив жниво, покидают клок на будущие урожаи, вор. К Илыну дню заборанивай пар. До Ильи, хоть одним зубом подери. К Ильину дню, хоть кнутом прихлысни, да заборони. До Ильи хоть хлыстом захлещи. На Ильин день и камень прозябнет, утренники. На Илью до обеда лето, после обеда осень. До Ильина дня тучи по ветру идут, а после Ильина дня против. До Ильина дня сено сметать, пуд меду в него накласть. До Ильина в сене пуд меду, после Ильина пуд навозу. На Ильинь день стогов не мечут, а то спалит грозой. На Ильин день в поле не работают. Илья пророк копны считает. Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивай до Флора и Лавра, а коли рожь поспевает позже, то и спи позже, до Семена дня. Ильинская соломка деревенская перинка. С Ильина дня защипывают (собирают) горох, а репу с Ивана Постного, 29 августа. Придет Илья, принесет гнилья, дожди. До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит. До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина и на кусту не сохнет. До Ильи дождь в закром; после Ильи - из закрома. На Ильин день дождь - будет мало пожаров, ведро - много. Ильинская пятница без дождя - пожаров много. Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице. Илья словом дождь держит и низводит. Илья грозы держит. Илья наделаша, оделяет хлебом. Вознесенье с дождем, Илья с грозой. На Ильин день где-нибудь от грозы загорается. На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы, или гадов, которым в этот день дана воля. На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты. Ильинский рои не в корысть, поздний, ои не успеет запастись пищей. Изба ильикским тесом крыта, т. е. соломой. На Илью ранняя подрезка сотов. Богат, как ильинский сот. Муха кусает до Ильина дня, питается, а после Ильина, запасается. С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна, да вода холодна. Первый Спась час припас, Петр и Павел два прибавил, а Илья пророк три приволок. На Ильинь день олень копыто обмочил, вода холодна. Олень прогорчил воду. Илья бараний рог. До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается. На пророка Илью баранью голову на стол, обычай. вологодск. С Ильи пророка открываются волчьи выходы (норы); первый выезд на волков. На Ильин день зверь и гад бродит по воле. На Ильин день собак и кошек не пускают в избу. Ильинским дождем умываются, окачиваются от призора и болезней. Во что Илья, в то и Вздвиженье.

По М.Фасмеру
Ильмень, м. "небольшое озеро, остающееся после половодья, [например], на Волге", астрах. (Преобр.); также Мельников (7, 90), ильмень "маленькое озеро", донск., воронежск., уральск. (Миртов). Часто встречается в геогр. номенклатуре на Дону (Маштаков, Дон 10). Восходит к названию озера Ильмень у Новгорода, др.-русск. Илмрь (Лаврентьевск. летоп.), из фин. Ilmajarvi, эст. Ilmjarv; ср. Фасмер, Sitzber. Preuss. Аkаd., 1934, стр. 373; Шахматов, Очерк 281. Это название превратилось в речи новгородцев в нарицательное и распространилось благодаря новгородской колонизации. Объяснение из лиман (Горяев, ЭС 122; Преобр. I, 269) фонетически невозможно. Неприемлемо возведение к ил, вопреки Экблому (Stud. i modern sprakvetenskap 8, 19 и сл.). 

Обычно этимологию Ильменя и дают по М.Фасмеру. Но тогда стоило бы напоминать весь контекст. «Небольшое озеро, остающееся после половодья, [например], на Волге», астрах. (Преобр.); также Мельников (7, 90), ильмень «маленькое озеро», донск., воронежск., уральск. (Миртов). Часто встречается в геогр. номенклатуре на Дону (Маштаков, Дон 10). Про связь ононима с горами и возвышенностями явно не сказано.

Вместе с тем богатство ономастики на «илм-» Фасмер все же знал, но вывод сделал однозначный – в пику учету, например, корней «ил» и «лиман». « Восходит к названию озера Ильмень у Новгорода, др.-русск. Илм kрЮ (Лаврентьевск. летоп.), из фин. Ilmaj»rvi, эст. Ilmj»rv; ср. Фасмер, Sitzber. Preuss. Аkаd., 1934, стр. 373; Шахматов, Очерк 281. Это название превратилось в речи новгородцев в нарицательное и распространилось благодаря новгородской колонизации. Объяснение из лимаґн (Горяев, ЭС 122; Преобр. I, 269) фонетически невозможно. Неприемлемо возведение к ил, вопреки Экблому (Stud. i modern spraІkvetenskap 8, 19 и сл.)».

Давая трактовки типа « Ilmaj»rvi, эст. Ilmj«rv», Фасмер не указал, что реально тогда должно звучать Илма-ярви. Но это явно не Ильмень и даже не Ильмер. Так что Ильмень (пока очень условно и как один из вариантов: «бог мужчина») – Илмер (еще более условно: «ила мера» (бога мера) – Илмерь (здесь даже женский род; «бога мерь», «состязайся с богом, измеряй его !»; ононим типа античного «Эко сам пей» у Геродота) не поддается однозначной трактовке строго из одного языка.

Ю. В. Откупщиков, недавно выведший Ловать от балтского корня, с некоторой иронией процитировал справедливые слова А. В. Суперанской. По ее мнению, ономастическая этимология — «это всегда гипотеза», основанная «на зыбкой почве предположений». И здесь исследователь «не может настаивать на том, что предложенная (им) этимология абсолютна и единственна» (Суперанская и др., 1986, 78). Сам же лингвист готов одаривать, особенно непосвященных, однозначными этимологическими привязками русской ономастики хотя бы к ближайшему зарубежью (Индоевропейское языкознание и классическая филология — X. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И. М. Тронского. — СПб., 2006. — С. 215-219; есть в Интернете)

В вышеприведенных моих материалах Интернета отражены современные лингвистические подходы к поиску единого языка общин «хомо сапиенс сапиенс», выходивших в Евразию из Африки около 100 – 80 тыс. лет назад. Тогда впадина Ильменя была много глубже и шире. Но затем 60 – 15 тыс. лет назад ее преимущественно закрывал ледник высотой в сотни метров.

Возможно, эти ледяные возвышения, дававшие по весне все более бурные потоки вод в сторону юга, запомнились в ностратическом и индоевропейском эпосе как горы Рипы (Рифы, Рипеи, Рифеи и т.п.). Ныне это возвышенности Великого водораздела, откуда на юг текут Волга (древняя Ра; Рангха, Раса) и Днепр (в античности Борисфен). В древности считалось, что эти горы, откуда берут начало крупнейшие реки Скифии, создали первую на планете скифскую цивилизацию, что древнее египетской.

Были ли среди евразийских сообществ «хомо сапиенс сапиенс» десятки тысячелетий назад физические предки словено-русов ?! Вот пращуры финнов – к примеру – упорно считают, что были.

Доктор биологических наук, генетик А.Ф.Назарова на основе современных достижений науки показала исход примерно 45 – 55 тыс. лет назад из одной евразийской палеолитической общности целого ряда ныне говорящих на разных языках народов. Саамов (лопарей), ненцев, нганасан, эвенков, якутов, монголов, алтайцев, русских, финнов, немцев и американских индейцев — по частотам 28 аллелей белков, ферментов и групп крови (рис. 1). Ранее предки этих народов говорили на одном или очень близких языках, корни которых – зачастую с обыденными значениями – сотнями сохраняются и ныне. И преимуществ ни у одного нынешнего народа в этих корнях перед другими нет.

Таким временем датировал разделение европеоидов и монголоидов еще Неи (M. Nei. The theory of genetic distance and evolution of human races. Jap. J. Human Genet., 1978, v. 23, 341-369), вычисливший генетические расстояния крупнейших человеческих рас по большому числу генетических маркеров. Ныне Интернет дает обилие материалов этого плана.

Уточнения: Гаплогруппы союза словено-русов и финно-угров
Гаплотипы восточных славян

Конечно, речь идет о гено-антропологических пращурах нынешних русских и других народов. Но ученые все более отмечают выделение пращуров словено-русов около 15 тыс. лет назад. Свою роль здесь играли природно-климатические факторы. Например, ильм (вяз) явно отмечал для тех пращуров какие-то привлекательные природные условия, рыбные и птичьи угодья. И чего бы было не называть их созвучиями типа Ильменау (река в Германии) – Ильмень – «лиман» (юг России) — Илим (Сибирь) – Илиамно (озеро и гора на Аляске; первые русские здесь называли его Илямна). Илиамно на Аляске тоже ледниково-тектонического происхождения и богато рыбой. При этом «-ил-» (как плодородный и лечебный состав) тоже многие тысячи лет требовал уважения и обозначения.

Люди в пору этнорасовых обособлений уже достаточно хорошо говорили (строение палеолитических скелетов подтверждает это), имели сравнительно развитые культуры со сложными погребальными обрядами. Обладающие многотысячелетней памятью семитские народы сохранили сведения о богах той поры. Допускается, что слово «Аллах», по-видимому, является заменой запретного имени божества и образовано из нарицательного «илах» («бог») с определенным артиклем. Имена древнейшего семитского верховного божества Oelohim (с вариантами Илу, Ил, Эл, Илум, Илим, Илуйанка, Элим, Элоах, Элохей) переводятся как «бог богов». Это дальний предок Яхве (Иеговы).

Ил (угарит., финик.), Эл (финик., иврит), Илум, Илим, Элим (угарит., финик.), Элоах, Элохим (иврит) первоначально значило «сильный», «могучий» (древнейший Илья Муромец), а позже приняло значение «бог». Илум (Илим).- отец богов и людей, творец мироздания и всего сущего, ниспосылающий людям потомство. Один из ветхозаветных вариантов предания о сотворении мира словом Элохима восходит, вероятно, к ханаанейскому (не семитскому), обработанному жречеством, мифу. Живёт Илим «у источника Реки, у истока обоих Океанов», т. е. в центре мироздания. Он — олицетворение плодоносящего начала, бог плодородия, и, как таковой, именовался быком. Его позже сравнивали с Кроном и Зевсом, а «морем Крона» в древности оказывалась Балтика.

Вероятно, память об примерно таком Иле хранит славянский Яри мло, Ярила (от яр- 'ярый, храбрый, сильный' и Ила, где последний ныне трактуется как увеличительный суффикс -ил-), славянский бог плодородия, символ сексуальной мощи, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света. Сын или ипостась бога Велеса (с палеолитическими корнями), который зимой выступает как Мороз, а по весне — Ярилой.

Ил давно присутствует в эпосе индоевропейцев. По античным легендам, Ил, царь дарданов, выиграл на состязании атлетов во Фригии 50 юношей, 50 девушек и пегую корову. Оракул предвестил Илу — ты должен основать город там, где эта корова приляжет отдохнуть. Корова прилегла на отдых в Малой Азии на одном из идейских холмов. Там Ил и основал город, который он назвал сначала в свою честь Илионом, а затем в честь своего отца Троса, переименовал в Трою. Согласно другой версии, город Троя основал Трос, а Ил (иногда связывают и с именем Илья) позже переименовал город в свою честь. Археологические данные говорят о том, что еще в трипольский период около 6 тыс. лет назад на месте Трои было небольшое поселение.

Следы Илиона (Трои) Турция

Бог Илу

В Махабхарате упоминается персонаж с именем похожим на имя Илья, но уже в женском варианте: Ила, дочь Ману. Хетты (индоевропейцы) и египтяне упоминали Трою как город Илуш, к примеру — в украинском языке сохранилась похожая форма произношения имени Илья: Ілляш, Ілаш. Вергилий сообщает, что сначала имя сына Энея было Ил, но в Италии это имя начали произносить по-новому – Иул, Юл, давшее род Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь (Отрок Асканий, твой внук (называется он Юлом отныне, — Илом был он, пока Илионское царство стояло), Энеида, 1.267-268). Считается, что имена Юля, Юлия, Юлий, Ульян – производные от имени Юл (а в итоге от Ила).

Допускают, что основа у этого имени очень древняя, вышедшая из употребления задолго до нашей эры. О ней помнят гидронимы типа Гилл, Гиллис, Иллис, гора Илион, топонимы Ил, Илей, Илион, Гилы, Гилея, имена нимф Гиллиды и Илисиады. Гиллом звали сына Геи/Земли, от которого и была названа река Гилл. Река Ила течет в предгорье Тянь-Шаня. Возможно, топонимы типа Ила в этом регионе возникали из тюркского ял, йил, со значением ветер, быстро двигаться, но это близко трактовке корня ильм и у финнов.

По М. Фасмеру ил в славянских языках означает глина; иловатый, иловай – это низина, топь, а Ожегов определил ил как «вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне водоема»; на греческом ιλυς означает тина, грязь, а в санскрите ila/ida это земля, что в контекстуально близко славянскому ил; в современном английском ил это silt, alluvium; в немецком – schlamm; в норвежском это slam; в итальянском и испанском это limo; в французском это limon. То, что в санскрите слово ила, означающее земля, может также произноситься как ида, вероятно указывает на родство древнеиндийских слов с топонимами употреблявшимися в Средиземноморье: так, Илион, город Ила, был возведен на Идейских горах, горах Иды.

Можно вспомнить, что имя первого человека, сотворенного богом, Адама, буквально означает глина, земля (сравним санскритское ИДА, земля и АДАм, имя первого человека, древнееврейское – земля, adamah, с которым, как предполагают, связаны латинские слова homo (человек) и humus (земля), что также близко и славянскому земля (Х переходит в З)) а имена Гилл, Ил, Илия, Юл, Юлия, означали буквально Землей рожденные (Γηγενεις, Terrigenae).

Историк из алан Иордан в своей «Гетике» (6 век н.э.), рассказывая о переселении готов на южное побережье Балтийского моря, сообщил, что они встретили здесь племя ульмеругов (Ulmerugi, § 26). Они «сидели на берегах Океана», но устойчиво трактуются как «островные руги», когда «Ulme» ведут от «holmr», «holm» (остров). Но если ильм был одним из символов мирового дерева почти с палеолитических времен (ильм по-английски -«ELM», по-немецки -«ULME», по-латински -«ULMUS»), то перед нами Ульма(Ильма) руги. Остров Рюген (славянский Руян) хранил столицу прибалтийских славян Аркону с богатейшим языческим святилищем. Позже немецкие хронисты упорно связывали ругов и руссов. Княгиня Ольга именовалась «Регина ругорум». Славянство ругов не подвергается никакому сомнению, если принять во внимание Адама Бременского, Титмара, Гельмольда, Саксона Грамматика и др. Обилие подробностей в Интернете.

Связи новгородцев средневековья с прибалтийскими славянами доказываются давно и успешно. Ulmerugi (где созвучие Ulmer — ugi явно есть) 1 – 2 вв. н.э. вполне могут быть связаны и с округой священного Ильменя, куда заходили ненадолго для ритуальных целей. Могучий ильм (наряду с дубом и т.п.) в ряде случаев мог символизировать древо вечности (мировое древо), которое почитали многие жители лесных краев.

Иордан упоминает и одного из первых королей гетов-готов Филимера, имя которого тоже созвучно Илмеру. Но в газетных публикациях и брошюрах мне удалось напомнить и следующий факт времен Троянской войны – около 32 веков назад. Из города Орхомена под Трою прибыло 30 кораблей.

Вождь Аскалаф предводил и Иялмен, Ареевы чада;
Их родила Астиоха в отеческом Актора доме,
Дева невинная: некогда терем ее возвышенный
Мощный Арей посетил и таинственно с нею сопрягся.

(Гомер Илиада II, 512-516)

Арей – бог войны у скифов. Астиоха – имя типа Настюха (ононим, тяготеющий к праславянским, включая и Гипероху). Актор – не хуже индоевропейского Виктора. Аскалаф – ас «замка» (крепости, скалы). Одним из «царей скифов» с 7 века до н.э. считался голубоглазый Ахилл. Округа Скифии хранила немало мест, связанных с его именем. И после войны якобы к низовьям Дона переселился орхоменец (грек) Иалмен с остатками своего флота и дружин. Переселенцы слились со скифами, стали очень грозными противниками южан. А ононим Ильмень (лиман и т.п.) обильно распространился в Приазовье, затем между Доном и Волгой. И это еще одно из подтверждений вероятного сакрального происхождения ононима и на севере.

К сожалению, первые письмена финского языка на несколько веков уступают письменам словено-русов. Финская письменность появилась в 16 веке, если не считать первым памятником письменности на прибалтийско-финских языках берестяную грамоту N 292 13 века с записанным кириллицей заговором на карельском диалекте, получившим название по первой строке перевода текста на русский язык: «Божья стрела, десять имен твоих..».. Но после этой грамоты более двух веков молчания. Ныне гордящиеся своей обособленностью от русских эстонцы, например, вероятнее всего — заимствовали само слово «грамота» в форме raamat и в значении «книга».

Знакомство предков эстонцев — эстов — с письменной культурой явно шло при посредстве новгородцев в первые века второго тысячелетия нашей эры. И возможностей трансформировать индоевропейскую ономастику на свой лад было множество. Знаменитая «Калевала» — плод усилий первой половины 19 века. И очень быстро доброжелатели России стали доказывать значительно большую историческую глубину ее образов по сравнению со славянскими.

Источники: slovopedia.com, vasmer.narod.ru, libereya.ru, otdyh.ru, trinitas.ru, godsbay.ru

Страница 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7