Азы Славно (страница 4)

Раскопки дали материал XI – XII вв. Но и о X в. говорить было можно, хотя без особой уверенности. При этом отмечалось, что мнение многих историков, помещавших древнейшее поселение Новгорода на Славенском холме и выводивших из этого названия скандинавское имя Новгорода — Хольмгард — раскопками не подтверждено. Этот вывод актуален до сих пор.

Рис.  План Новгорода с нанесением на него стены 1335 г. в пределах раскопов. 1 — остатки городского вала; 2 — кремлевская стена; 3 — стена 1335 г.

Ниже уровня изб ремесленников XII – XIII веков здесь были найдены простые пряжки, кресала и другие предметы, которые явно использовались и в предшествующее время. Тринадцать раз встречены так называемые шипы гнездовского типа (IX – X вв.), состоящие из острия, сваренного со скобой. Шесть из них залегали во втором слое и семь в третьем. Они вполне подобны шипам, часто находимым в гнездовских курганах X в. и прикреплявшимся к обуви, вероятно, для хождения по льду. Судя по стратиграфии, они применялись гораздо дольше, чем до сих пор считали.

Найдена шпора с коническим острием и изогнутыми под тупым углом концы скобами. На них ушки для привязывания. По тогдашней классификации Деммэна, шпоры с подобными коническими длинными остриями распространены во всей Европе IX—XIII вв. С XIV в. повсеместно господствуют шпоры со звездчатыми колесиками, встречаемые и у нас, в том числе найденные в Новгородской земле при курганных раскопках Л. К. Ивановского (Исторический музей). Новгородская шпора лежала на очаге под настилом, в самой древней части третьего слоя. Так никто ей и не мешает быть с IX – X вв.

Найдены стрелы и иные предметы, истоки типов которые ныне уходят на уровень VIII – XI вв. Все это позволило мне обратить внимание на события.

На основе летописных данных академик М.Н.Тихомиров (автор юбилея Новгорода по отношению к 859 г.) допускал («Древнерусские города (Тихомиров М.Н.):

 Отдельные поселения на Торговой стороне существовали уже в IX-X вв., но они не были непосредственно связаны с городом. Таким древнейшим населённым пунктом справедливо может считаться холм Славно с позднейшей церковью Илии пророка. Во многих русских городах церкви Илии пророка принадлежат к древнейшим. Это связано с переносом культа Перуна-громовержца на Илию с его огненной колесницей. Большое значение Торговая сторона получила тогда, когда возникли поселения у берегов реки Волхова. Одним из основателей этих поселений был Ярослав Мудрый, именем которого впоследствии называлась вечевая площадь. Твёрдая память о месте поселения Ярослава сохранялась ещё в XVI-XVII вв., когда был сложен Летописец новгородский церквам божиим: «И жил великий князь Ярослав на Торговой стране, близ реки Волхова, где ныне церковь каменная Николая чудотворца, яже и доныне словет Ярославле дворище.

Твердая память о Ярославе Мудром возможна. А о Словене и Русе?!

С большей гипотетичностью можно говорить о происхождении Новгородского подола, сведения о котором появляются в летописях очень поздно. В Новгороде Подолом называлась та часть города, которая находилась на Торговой стороне и примыкала к Волхову, в непосредственной близости к торгу. Место Новгородского подола устанавливается тем, что он находился поблизости от церкви Пятницы на Ярославовом дворище, поблизости от Ильины улицы в Славне. Таким образом, Новгородский подол по своей топографии соответствовал Киевскому и лежал в низине у реки, в непосредственной близости к торговищу на Торговой стороне. Время возникновения Новгородского подола можно отнести по некоторым деталям примерно к первой половине XI в. На это указывает и традиционное название Ярославова дворища, построенного в той низменной части Новгорода, где мы находим Подол.

В районе Подола находились новгородские «вымолы», или пристани. Что под названием «вымол» скрывается понятие не просто песчаной косы или мели, а именно пристани, видно из названий новгородских вымолов. В списках «устава Ярослава о мостех», возникшего в конце XII или начале XIII в., находим названия вымолов на Торговой стороне: Немецкого, Иваня (Еваня), Алфердова, Будятина и Матфеева…

Это зона гостиницы Россия и базы гребцов

И добротный знаток летописей констатировал:

В частности, в Новгороде держалось упорное предание о существовании древнего города Словенска. «И поиде по Днепру горе, — говорит одна поздняя новгородская летопись об апостоле Андрее, — и прииде в Словенск, идеже ныне... стоит град Великий Новгород». Название города «Словенском» связывает его с племенным названием ильменских словен, которое сохранялось на Руси длительное время. Город «Словенск» упомянут в списке русских городов начала XV в. как находившийся по соседству с Серпейском и Козельском. Отсутствие же указаний на древнее поселение в районе Славенского холма само по себе не является ещё доказательством того, что старое предание о существовании Словенска на месте Новгорода недостоверно: ведь территория древнего города изучена пока ещё недостаточно…

 

Это констатировал в «Славне» и автор этих строк.

По Тихомирову, отсутствие указаний на заселение Славенского конца и даже Ярославова дворища до XI в., что подтверждается и археологическими раскопками, позволяет сделать вывод, что новгородский посад стал складываться в основном с X в. В известии 1016 г. о ссоре Ярослава с новгородцами довольно рельефно выступают небольшие размеры города. Новгородцы, возмущённые насилиями пришлых варягов, перебили их в Поромоне Дворе, когда Ярослав находился вне города. Ярослав «разгневася на гражаны» и перебил их обманом, «другие бежали из града». Узнав о смерти отца, Ярослав раскаялся в своём поступке «и сотворил вече на поле» Новгород. лет., стр. 174.

Что за ссора, если кто не помнит?!

По Новгородская первой летописи старшего и младшего изводов. — М.-Л., 1950. — С. 165-176.

В лЂто 6524 [1016]. Бысть сЂца 31 у Любца, и одолЂ Ярославъ; а Святополкъ бЂжа в Ляхы. В НовЂгородЂ же тогда Ярославъ кормяше Варягъ много, бояся рати; и начаша Варязи насилие 32 дЂяти 33 на мужатых женахъ. Ркоша 34 новгородци 35: «сего мы насилья 36 не можемъ смотрити 37»; и собрашася в нощь, исЂкоша 38 Варягы в ПоромонЂ дворЂ; а 39 князю Ярославу тогда в ту нощь сущу на РакомЂ 39. И се слышавъ, князь 40 Ярославъ разгнЂвася на гражаны 41, и собра 42 вои 43 славны тысящу, и, обольстивъ ихъ 44, исЂче 45, иже бяху Варягы ти 46 исЂклЂ 47; а друзии 48 бЂжаша 49 изъ В града 50. И 51 в ту же 52 нощь ис Кыева 53 сестра Ярославля 54 Передслава 55 присла к нему 56 вЂсть, рекши 57: «отець 58 ти умерлъ, а братья ти избиена» 59. И се слышавъ, Ярославъ заутра собра 60 новгородцовъ 61 /л.79./ избытокъ 62, и сътвори 63 вЂче на полЂ, и рече к ним: «любимая 64 моя и 65 честная 66 дружина, юже вы 66 исЂкохъ 67 вчера въ безумии моемъ, не топЂрво 68 175

 Где был Поромоновъ двор (и кто Поромон?!), где Ярослав «собра вои славны тысячу» (или «Славны тысячу»), обольстил (напоил и обманул) он «тысячу» или часть горожан – спорить можно вечно.  Но вариант, что где-то на Славне мог быть временный лагерь (или место сбора) наемников (судя по шипам гнездовского типа, шпорам и т.п.) вполне допустим. Новгородом тогда была, вероятнее всего, Софийская сторона с деревянной крепостью.

Между Городищем и Новгородом существовала дорога с мостами через Малый Волховец, иногда через Левошню и Правошню (рукава Малого Волховца). На некоторых планах города и окрестностей она указывалась.

Городище и Село Спас Нередица воспринималось как нечто единое с Новгородом, что отчасти и отражает План города XVII - XVIII вв. При этом Малый Волховец указан южнее Городища. Ручей Тарасовец фигурирует как Желотуг.

По публикуемой Интернетом монографии Е.Н. Носова. «Новгородское (Рюриково) городище» (Л.: Наука, 1990 – 212 с.»  можно узнать немало интересного к юбилею города. Отчасти его находки мне довелось сравнить с более ранними находками в сборниках «Русь до Руси».

Вот у нас следы славянской и иной письменности на Новгородской земле упорно начинают с берестяных грамот. Но в монографии  чл.-корр. РАН Е.Н.Носова есть доказанные памятники 9 – 10 веков.

Городище. Подвески с руническими надписями второй половины X в.

Этот памятник читается как с использованием скандинавского смысла рун, так и славянского. Это, вероятно, любовные заговоры, возможно, с ненормативной лексикой. Какую бы трактовку текст не получал (в добавок, к примеру, финно-угорскую, балтскую или тюрскую), перед нами памятник (вероятнее всего) отечественной письменности IX – X вв. И ничего с этим не поделать.

Пряслица с подобиями всяких знаков известны на Русской равнине со времен неолита. Пряли женщины, чего там говорить. И ценились именные пряслица, возможно и подарочные.

При образовании Новгород-Киевской Руси с конца 9 века в моду входили шиферные пряслица из округи Овруча на Волыни (там  единственное в Восточной Европе месторождения розового шифера, но в целом таких месторождений достаточно много).

Из находок Городища заметный интерес представляет плоское пряслице из серого (не розового) шифера в форме срезанного конуса, на котором прочерчены вертикальные знаки. По заключению Ю. К. Кузьменко (Ленинградское отделение Института языкознания АН СССР), направление письма и отсутствие горизонтальных линий свидетельствуют о руническом характере надписи, а отдельные знаки полностью соответствуют рунам. Прочтение надписи было первоначально затруднительно, а всю совокупность знаков определили как подражание рунической надписи.

Е.Н.Носов отметил,  что знаки и буквы пряслица  поддаются интерпретации с «позиции» кириллического и глаголического алфавитов.

Это подтвердила и публикация: Носов Е. Н., Рождественская Т. В. Буквенные знаки на пряслице середины X в. с «Рюрикова» городища: (Вопросы интерпретации) // ВИД. 1987. XVIII. С. 45—55. Немало интересных трактовое есть в работах В.А.Чудинова, включая «Расшифровка славянского слогового и буквенного письма»

Ныне проблемы ранней письменности от глубин палеолита рассматриваются на тысячах разноязычных сайтов Интернета. Здесь необходимо учитывать и реальные глубины языка и письма на землях Евразии.

Ну и где же с научной точки зрения вернее отмечать 1150-летие Новгорода (Немогарда) !? Вероятно, там, где юбилейная комиссия, по рекомендациям специалистов, и наметила. Но более справедливо — на Городище, где есть перемешанные слои VIII – IX вв. И где славяне и викинги явно учились жить вместе.

Отсюда и до Славно путь недалек. И можно вспомнить эпический Словенск Великий, который вполне заслуживает прочной памяти. При любых трактовках его реальности и нереальности.

Источники: www.archeologia.ru, www.krotov.info, litopys.org.ua, nevckij.narod.ru, chudinov.ru

Страница: 1, 2, 3, 4