Азы Славно
Петр Золин
доктор исторических наук, профессор

С какого места (или на каком месте)  Приильменья реально (как первые камушки или колышки в основании поселения) отмечать 1150-летие Великого Новгорода, если некоторые авторитеты упорно считают, что слоев 9 века (юбилейного) в самом-то городе практически нет ?!

Новгород и округа, создавшая средневековый Новгород. Почти все светлые участки (на карте) при подъеме воды примерно на 10 – 12 метров иногда надолго затапливались.

Конечно, не все столь пессимистично. Даже активный защитник «новохронологии» А.М.Тюрин, суммируя дендрохронологические данные, вынужден первоначально констатировать, что календарно (по кольцам) и радиоуглеродно новгородские образцы вписываются в шкалу, что ведется и по данным Латвии с 600 — 700 гг. Новгородские городские образцы (самые ранние) попадают примерно на уровень 880 г. Хотя сам А.М.Тюрин, понятно, всякими упражнениями и пытается это затем исказить.

Рисунок 1. Радиоуглеродные и дендрохронологические даты образцов древесины стволов сосен Новгорода (Троицкий-VIII раскоп) и Латвии (Ushuri и Araishiu) в сопоставлении с калибровочной кривой радиоуглеродного датирования uwsy98.14c.

Черный цвет — калибровочная кривая радиоуглеродного датирования. Даты образцов древесины Латвии — красный цвет, Новгорода — голубой цвет (стволы сосен TC-VIII-25-78 и TC-VIII-25-63) и фиолетовый цвет (стволы сосен TC-VIII-22-50, TC-VIII-26-88 и TC-VIII-27-130). Голубым эллипсом обведены радиоуглеродные даты образцов, не соответствующие (по Тюрину) калибровочной кривой. Абсолютной точности такое сопоставление методов пока не имеет.

Видный современный историк П.Г.Гайдуков (Москва) в 2005 г. отметил, что в северной Европе, по подсчетам Т.Нунана и Р.Ковалева, найдено около 1700 кладов арабских монет, несколько миллионов серебряных дирхемов. И большая часть средств для развития викингов прошла транзитом и торговлей через Восточную Европу, что в свое время отмечал и Глеб Сергеевич Лебедев (1943 — 2003).

На территории самой Восточной Европы самая большая концентрация кладов — в Верхнем Поволховье. Уже к 1990 г. было найдено 11 кладов IX-X вв. и один неопределенный. Самые ранние клады (датировка по младшей монете) — Вылеги (807 г.), Холопий Городок (811 г.). На настоящий момент кладов еще больше.

Например, монетные находки происходят из разных частей Рюрикова Городища (подъемный материал, с поля, из раскопов). Три клада (комплекса):

  • найденный в 1901 г. (датируется 905-906 гг.);
  • найденный в 1980 г. (7 дирхемов и обрезки – конец 860х гг.);
  • найденный в 1982 г. (6 дирхемов и обрезки – середина IX в.).

Так же найдены и единичные монеты — особая категория находок, ярко характеризующая торговую жизнь (из раскопок всего 13 монет).

  • домусульманские монеты – 4 шт (в т.ч. монета Хосрова I (531-557 гг.);
  • драхма чеканенная в Басре (674-683 гг.), монета последней четверти VIII в. хорезмского чекана);
  • монеты Омейадов (перв. пол. VIII в.) – 2 дирхема;
  • монеты Аббассидов (втор. пол. VIII – IX в.) – 52 дирхема;
  • монеты Саманидов (Х в.) – 11 дирхемов;
  • неопределимые дирхемы и обрезки – 75 экземпляров.

По сути, представлены все этапы обращения дирхемов, кроме второй половины Х в. вероятно, из-за упадка Городища в связи с возникновением Новгорода. Преобладание аббассидских дирхемов тоже о многом говорит.

Находки из Поозерья сделаны на береговой полосе, в условиях низкого стояния воды (размытые селища). Всего 77 монет:

  • Омейады – 1;
  • Аббассиды – 26 (со второй половины 8 века);
  • Аббассиды табаристанские – 2;
  • Подражания аббассидам – 2;
  • Тохариды – 1;
  • Саманиды – 13;
  • Подражания саманидам – 1;
  • Аббассиды/саманиды – 30…

В самом  Новгороде выявлено 6 единичных монет:

  • Саманиды (914-943) – 4;
  • Подражание саманидым – 1;
  • Имитация дирхема (892-907) – 1;
  • 2 клада дирхемов на Неревском раскопе (в слоях 927-989 гг.) – по монетам датируются 971-972 гг. и 971-975 гг.).

Понятно, многое — дело случая. Но втоптанные в землю Городища домусульманские монеты , включая монету Хосрова I (531-557 гг.),  являются пусть и незначительными свидетельствами хотя бы транзитной привлекательности Приильменья в 6 – 7 веках (здесь пока речь не о раннем железном веке или неолите). А таких свидетельств с каждым годом все больше.

Если верить популярной «Повести временных лет» и десяткам вторящих ей средневековых летописей (а им нередко наука во многом и верит), важное событие у истоков Волхова произошло до хождений в округе апостола Андрея с учениками (и до упоминаний Киева). Славяне (возможно, из содружества венедов или из скифов-сколотов, земледельцев) преимущественно от Дуная (по О.Н.Трубачеву с 3 тыс. до н.э; по исследователям культур типа Винчи с 5 тыс. до н.э.; и др.) тогда расходились по разным землям, получая со временем названия по ним — моравы, поморяне, полочане.

«Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом».

Этот летописный факт недатированных частей летописей надо повторять и повторять, всегда упоминать в истории Приильменья.

Уже в первые века нашей эры хотя бы по неолитическим традициям был оживленным путь, который в средние века стал известен как «из Варяг в Греки». Из Греков «шли по Днепру (хотя бы во времена боранов; см. статью), а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское (в начале эры – Сарматский океан, ныне Балтика).

И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду (античный Византий), а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское».

Оковский лес — округа Валдайских гор, священных гор Рип эпоса. А путь наряду с другими, как показывают данные археологии, хотя бы частью уже несколько тысяч лет назад использовался для миграций южан на север и обратно.

Этим путем, если верить летописям и иным данным, проходит апостол Андрей с учениками при любых подходах около середины 1 века нашей эры:

И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп (Южный берег Причерноморья).

5 июня 2003. Покровский собор Новгорода. Молебен святому апостолу Андрею (при его мощах), который возглавил Высокопреосвященнейший Лев, архиепископ Новгородский и Старорусский.

Да, возможно, это христианская священная сказка. Но мощи Андрея христиане Новгорода (как и всей России) периодически встречают очень торжественно. Так что о вероятности посещения апостолом и его учениками около 1950 лет назад славян Приильменья, где ныне стоит Новгород, все вопросы к правоверным христианам и богословам. Особых археологических контраргументов обитанию людей у истоков Волхова в начале нашей эры нет (археологические свидетельства раннего железного века есть). Могли здесь «проездом» (хождением, проходом, проплытием) побывать и первые христиане. В любом случае фразу летописей неизбежно (особенно в православном плане) стоит помнить и учитывать в истории новгородской земли. А как же иначе?!

Христиане при праздновании 1150-летия Великого Новгорода вполне обоснованно могут отметить условное 1950-летие хождения по этим землям апостола Андрея с учениками. И будут не очень далеки от истины.

Выясняется, есть немало противников такого сообщения, упорно втихоря блокирующих все публичные напоминания о нем. Ведь если факт упоминать, тогда их идиотские (обрезанные) шаблоны отечественной истории теряют всякий смысл.

Реальные знания все равно победят

Михаил Юлианович Брайчевский (1924 -  2001) Утверждение христианства на Руси.

Макарий. Митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. и другие ее публикации

По Г.В.Вернадскому . Хронология. 826 год Рюрик крещен в Ингельхейме (Франкония) вместе со своим старшим братом. Император Людовик дарует им в ленное владение Рустринген во Фрисланде.

Киевляне хождения Андрея по Руси отметили. Русь Приильменья этого не хочет и знать ?! Или в силу каких-то упорных … (извините) не может?!

Киев. Памятник св. княгине Ольге, св. Апостолу Андрею, св. Кириллу и Мефодию.

 

 После смерти Кия и его братьев (ныне есть авторитетные историки, что «время Кия» относят даже к 9 веку), по тем же летописям:

«Стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке.

Источники: new.chronologia.org, www.erlib.com, www.mion.novsu.ac.ru, www.hrono.info, www.cnsr.ru, www.kirsoft.com.ru, www.pravoslavie.ru

Страница: 1, 2, 3, 4