Волхов-Мост (бывш. Соснинская пристань)

нет комментариев, добавить первый

Соснинская пристань — один из старейших населенных пунктов Чудовского района. Он появился на левом берегу реки Волхов задолго до строительства Николаевской железной дороги.  В XVI-XIX веках Соснинская пристань играла важную роль в судоходстве и торговле на реке Волхов. В 1830-е годы было налажено пароходное сообщение Соснинской пристани с военными поселениями в Селищах и Муравьях (Аракчеевские казармы), Новгородом и курортным городом Старая Русса.

Панорама центральной части посёлка Волхов-Мост (бывш. Соснинская пристань).

Сильно выросло значение Соснинской пристани в 1850-е после строительства Николаевской железной дороги. Тогда поселение оказалась на пересечении железнодорожного и водного путей. Ведь железная дорога Чудово — Новгород была введена в эксплуатацию только летом 1878 года.

Вместе с железной дорогой, непосредственно у моста через реку Волхов, была построена платформа «Волхов» с пассажирским домом. Копань, в которой стоит пароход на фото, сохранилась до нашего времени. Она хорошо видна на аэропанораме.

В это время до пристани ходили два казённых грузовых парохода и три частных судна, принадлежавшие петербургскому купцу П.Л. Ненюкову. В навигацию эти пароходы перевозили до 100 тысяч пассажиров. Новгородцы традиционно были недовольны шумной паровой техникой, уверяя всех, что «с учреждением пароходства лов уменьшился значительно, ибо шум парохода пугает рыбу».

Железнодорожный мост неоднократно перестраивался, в том числе из-за того, что был разрушен во время Великой Отечественной войны. Современный мост построен в нескольких метрах ниже по течению. Сохранились некоторые опоры старого железнодорожного моста.

Один их старых железнодорожных мостов через реку Волхов.
Новый железнодорожный мост выше и находится ниже по течению. Он является частью высокоскоростной железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Хорошо видны сохранившиеся элементы старого моста с фото выше.

В самом населенном пункте и его окрестностях в разное время существовали Никольский Полистский мужской монастырь, лесопильные предприятия, производства по выпуску мелких речных судов и барок, торговые заведения и частные усадьбы. На правом берегу реки находилась Волховская фарфоро-фаянсовая фабрика И. Е. Кузнецова.

Самое крупное строение Соснинской пристали — усадебный дом купцов Чупаевых, памятник архитектуры XIX века. Длительное время после закрытия размешавшейся в нем школы, здание находилось в запустении и постепенно разрушалось. В 2007 году дом купцов Чупаевых перешел в частную собственность и на его базе был открыт загородный клуб-отель «Волхов Мост». В здании, с учетом охранных обязательств, были проведены ремонтно-реставрационные работы. 

Усадебный дом купцов Чупаевых, памятник архитектуры XIX века. Сейчас здесь находится загородный клуб-отель «Волхов Мост».

Это тихое живописное место всегда привлекало выдающихся деятелей русской истории и культуры. Здешние края связаны с именами Алексея Аракчеева, Гавриила Державина, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Николая Рериха. В 7 км в сторону Санкт-Петербурга, в Чудово, у Н.А. Некрасова было имение имение Чудовская Лука

— Я охотился по железной дороге, эта дорога как будто нарочно пролегает через такие места, которые нужны только охотникам и более никому: благословенные моховички с жидким ельником, подгнивающим при самом рождении, идут на целые сотни верст – и тут-то раздолье белым куропаткам… В три мои поездки туда я убил поболе сотни белых и серых куропаток и глухарей, не считая зайцев. Унылая сторона, бедная и невероятно дикая, — писал Николай Некрасов Ивану Тургеневу в октябре 1852 года.

Фрагмент аэропанорамы. Открыть аэропанораму в новом окне.

В деревне Волхов-Мост (нынешнее название Соснинской пристани) помимо усадебного дома купцов Чупаевых сохранилось несколько каменных домов середины-конца 19 века и опоры старого железодорожного моста. В целом, Волхов-Мост стал большим дачным посёлком в месте впадения Полисти в Волхов. В поселке расположена одноименная железнодорожная платформа. На платформе останавливаются все проходящие через неё пригородные электропоезда.

Сохранившиеся кирпичные дома 19 века. 
Современный железнодорожный мост через реку Волхов. Поезд №81 Санкт-Петербург — Белгород.
Пристанционные постройки. Ныне многоквартирный дом.

Смотрите также