Роксоланы (страница 5)

Авторы, старательно игнорирующие полиэтничность «русых аланов» и всех аланов, сообщение Маркиана трактуют так:
«Еще один римский писатель начала V в. Маркиан сообщает лю­бопытные данные, не подвергавшиеся критическому анализу и попытке ос­мысления: «Река же Рудон течет из Аланской горы; у этой горы и вообще в этой области живет на широком пространстве народ алан-сармат, в земле которых находятся истоки реки Борисфена, впадающей в Понт. Землю по Борисфену за аланами населяют так называемые «европейские хуны» /3, с. 279/. «Алан-гора Сарматии» и «Аланская гора» /или горы.— В. К/ Сте­фана Византийского и Маркиана — это уже явно Кавказские горы в их сре­динной части. Наиболее ценно и информативно свидетельство Маркиана о реке Рудон, вытекающей из Аланской горы, ибо термин «Рудон» может быть филологически осмыслен как первоначальное «Арудон», с последую­щим отпадением / в источнике/ гласной «а». В таком случае имеем дело с реальной рекой Ардон, действительно вытекающей из глубины Кавказ­ских гор по Алагирскому ущелью и впадающей в Борисфен — Терек, изливающийся не в Понт /Черное море.— В. К./, а в Каспий. Обитание народа алан-сармат на «широком пространстве», прилегающем к Аланским горам,— в Предкавказье — факт установленный, о нем мы говорили в главе III.

С этим можно бы согласиться, если бы рядом не указывались истоки Борисфена (Днепра). Если бы в связи с Рудоном не упоминались Турунт и Хесин.
Так кто же такие аланы в широком смысле слова ?!

Аланы – мощный античный полиэтнос, с которым или в составе которого взаимодействовали аорсы, савары-северы и другие народы. Около 370-410 гг. несколько десятилетий их влиятельные землячества (понятно, далеко не все) временно находились у истоков Борисфена (Днепра), который стали указывать вытекающим из горы Алан (Аланской горы). Название перешло на Валдайские возвышенности (по водораздельной сути больше тяготеющие к Рипам) , часть которых и стала именоваться Алаунскими горами. Аланы активно участвовали во всемирной истории, надолго на севере не задержались. Родственны роксоланам, бравшим у низовий Дуная дань с императоров Рима.

Этот полиэтнос во П-V вв. н.э. контролировал округу гор Рип (ныне частью Валдайских) и должен вызывать вполне справедливый интерес всех любителей истории Руси и Северо-Запада России. Пока доминируют крайне односторонние представления об аланах. Германская наука упорно их связывает с германцами. Индоиранские и близкие им по позициям исследователи — с индоиранцами. Есть аргументы тюркологов в трактовке алан. Есть варианты и у финно-угроведов. Ортодоксальные славяноведы видят в аланах почти одних славян. И это сказывается на большой политике, поэтому стоит иметь об аланах более подробные представления.

В частности, принятие Северной Осетией названия Алания, упорная энциклопедическая трактовка аланов - как союза ираноязычных племен (1 – сноски по книге П.М.Золин и В.М.Кандыба «Реальная история России»), возвращают и внимание исследователей к реальной истории этого полиэтноса. Это один из ярких символов перехода народов нашей страны от античности к средневековью. Аланы вписали заметные страницы в отечественную и мировую историю. Популярность имен Алан, Ален, Алон, Алона и подобных тоже свидетельствуют о былой славе полиэтноса.

Работы В.А.Кузнецова объективно остаются вершинами отечественного алановедения, наиболее полно суммируют литературу и источники по проблеме.(2)  И при учете всей этой суммы историк, справедливо отметил значительную роль аланов «в этническом и культурном развитии части восточнославянских племен на территории Север­ного Причерноморья», что «признают не только иранисты, но археологи и языковеды-слависты». Славяно-иранский симбиоз частью прослеживается по черняховской культуре, а затем и по культурам Подонья. Аланы и сарматы дали свою «кровь» славянам, сыграли и в славянском этногенезе «довольно большую роль».(3)

Даже эти оценки требуют считать потомками алан не только нынешних осетин, но обязательно - частью славян и их исторических соседей. «Кровь» полиэтноса выявляется и в раннесредневековых германцах. Еще Ю.А.Кулаковский вышел за узкие формулы В.Ф.Миллера и придал «аланской проблеме небывалую до этого широту исторической перспективы»(4) К сожалению, реальная широта полиэтничной проблемы в силу разных причин оказалась в советской исторической науке свернутой до гипертрофии «осетинского следа». Это крайне опасно для объективной «исторической перспективы» и далеко от реальной истории России.

Попытаемся кратко суммировать реальные данные об аланах, чтобы в дальнейшем для историков и популяризаторов истории была основа избегать опасных крайностей, субъективизма, явно вредных  в любой науке.

Гай Валерий Филакх Сетин Бальб (умер около 90 г. н.э.) считал, что во времена аргонавтов и Медеи аланами правил царь Анавсаний. Царь, участвуя в борьбе за руку Медеи, вперед сообщать о себе «высылал пылких аланов»(5) В дни Марка Валерия Марциала (42-102 гг.) пословица «Тебя и на коне не объедешь» (не минуешь) усиливалась так: «Тебя не объезжает и алан на сарматском коне»(6) Древность этноса и его некоторые отличия от сарматов осознавались многими.

Иудей Иосиф Флавий в I в. н.э. однозначно констатировал, что «племя аланов есть часть скифов, живущих вокруг Танаиса и Меотийского озера» (Дона и Азовского моря)(7) У этой версии в античности были и другие последователи. Маркиан, как помним, около 400 г. н.э. уточнял: «Река Рудон (Западная Двина) течет из Аланской горы; у этой горы и вообще в этой области живет на широком пространстве народ алан-сармат, в земле которых находятся истоки реки Борисфена, впадающей в Понт. Землю по Борисфену за аланами населяют так называемые европейские хуны».(8) Борисфен — Днепр. Маркиан отразил ситуацию, когда под давлением гуннов влиятельные землячества алан ушли (по путям аорсов) к верховьям Дона и Днепра, обосновались на время у Валдайских гор (их географы и стали называть Аланскими или Алаунскими).

Аланы контролировали земли сравнительно недалеко от округи Валдая уже во II в. н.э., что отразил в своих трудах и Птолемей. У географа аланы идут после округи гор Рип в перечислении «ниже выбионов (жили севернее Двины) до аланов стурны, а между аланами и гамаксобиями — карианы и саргатии» (народы южнее алан). Чуть западнее алан указывались «ставани», в которых историки видят испорченное «славяне». Южнее, ближе к низовьям Днепра — роксоланы («рыжие, русые аланы»), Аланские горы иногда отождествляют с Донецким кряжем. Но Аланские горы у Птолемея имели широту 62 град. 30 сек., почти как Рипейские — 63 град., а даже истоки Борисфена тяготели к 58 град. (горе Бодин: Будин).(9)

Это явно не Кавказ, не земля осетин. Споры о главной горе алан становятся понятными при знакомстве с подробным рассказом о них в IV в. Аммиана Марцеллина, отметившего заселение почти всей Скифии именно аланами, «получившими название от гор». Эта версия позднеантичного автора исследователям не очень нравилась. Г.Ф.Миллер производил имя алан от греческого глагола со значением странствовать или бродить (но и некоторые славяноведы связывают и слово «скиф» со славянскими — скит, скиталец). Г. В. Вернадский нашел созвучие в древнеиранском «елен» — олень. В.ИАбаев — в древнеиранском «ариана:ариаха» (арийский), что якобы в аланах («алонах»: осет.) имеет «безупречное с фонетической стороны осетинское оформление». Терек, в частности,  у Птолемея считают Аллоном(10) , что выше уже отвергнуто.

Трудно спорить с уважаемыми лингвистами о безупречности. Но индоиранство — часть индоевропейства, где протославяне и праславяне попадают в число самых архаичных групп (исход на юг индоевропейцев в III тыс. до н.э. многие лингвисты и указывают с земель от Дуная до Волги). Ал (алый) — до сих пор и у славян — сияющий, сверкающий (золотой), зоревый, ярко-красный, огневой («алое пламя»). Надо помнить и о значении в славянском эпосе священного камня «ала-дырь» (алатырь; злата). По словообразованию Алан мало отличается от слов типа Иван, Бузан, Пузан и т.п. Обилие славяно-индоиранских связей тысячи лет назад привлекает все большее внимание специалистов. Если протославяне оставались в исходном очаге индоевропейства, то немало слов индоиранцы и могли взять именно от протославян.

Возможно, из придонских алан был в VII- VI вв. до н.э. живший в Афинах скифский мудрец Токсарис, о котором на основе скифских и фракийских источников подробно рассказал около 160 г. н.э. Лукиан Самосатский. Якобы при Токсарисе аланы тяготели к Азовскому морю, носили волосы короче скифов. Токсарис славил дружбу аланов Макента, Лонхата и Арсака, первый из которых имел сестру Мастиру (имя типа Мещера). Из алан происходил и приазовский царь Левкандор (связывают с боспорским царем Левком I, жил в IV в. до н.э., признавался святым в Афинах), имевший дочь Мазею. Левканор взял замуж Мастиру, но брак не был удачным. Раздосадованный Макент убил Левканора, а аланку Мазею привез Арсаку. При этом ходил от Меотиды в Аланию мимо Митрейских гор, возвышенностей при сближении Дона и Волги, держа справа и страну «махлиев» (меланхленов). Если помнить еще Анавсия (Анавсания), искавшего брака с Медеей, можно ли приведенные эпические имена алан однозначно трактовать как индоиранские?!(11). Левковы, Мазаевы, Арсаковы и ныне Россию обильно наполняют. Мазать – краситься. Арсак – аршин (удобная мера), но надо помнить и раннесредневековое русское княжество Арсанию (Рязань или Ростов, а то и Приазовье).

Вероятно упоминание алан как «алазонов» (ализонов) во времена Геродота, в V в. до н.э., рядом с Борисфеном, выше каллипидов и ниже скифов-пахарей. Это была округа верховий Гипаниса (Южного Буга), где указывался горький источник Эко-сам-пей (Геродот, вероятно, передал праславянское название источника; в других языках это созвучие смысла не имеет). Здесь возникали знаменитые города трипольской культуры и проходили «священные пути» индоевропейцев. Здесь был и культовый центр Скифии, где символом единства всех скифских народов около 650 г. до н.э. стала огромная бронзовая чаша —для создания ее, по воле царя Арианта (имя по словообразованию близко Макенту) , каждый скиф принес по бронзовому наконечнику стрелы. Путем вычислений ученые определяют вероятное население Скифии той поры в 6-13 млн. человек. Под руководством царя Мадия дружины от низовий Дона прошли к Каспию и двинулись около 612 г. в сторону Египта. Почти на треть века они захватили значительную часть Азии, властвовали и в Европе. Алазонов возводят, например -— Страбон, к гализенам Гомера. Когда перед нашей эрой усиливаются сообщения о роксоланах и аланах, упоминания об алазонах исчезают.(12)
Роксоланы, как ревканалы, - как помним, проявляли активность в округе Крыма в III-II вв. до н.э. Около 110 г. до н.э. они помогали скифскому царю Палаку противостоять войскам Диофанта, выполнявшего волю царя Митридата VI Евпатора. Не исключено их участие в подготовке и проведении у Азовского моря в 107 г. восстания Савмака. Восставшие захватили Пантикапей (Керчь) и Феодосию, убили царя-предателя Перисада, а Диофант бежал на корабле в Херсонес (Севастополь).(13) Роксоланы, «рыжие или русые аланы», несколько веков контролировали земли от Дуная почти до Волги. Есть научные версии, ведущие от роксоланов «росов-русов».(14)

Боги-герои Решеф (Рош), Але (Алалу), Ан (Ану) могли входить в пантеоны исходного индоевропейства и проявляли себя уже 35-40 веков назад.(15) «Русые аланы» оказывались символами северян на юге, иногда боготворились. Следом тех боготворений могли быть Афина Алея (святилища Апии: Пелопоннеса) или народ «ала-родии», обитавший на землях Урарту, где правили цари Руса I-III. Пласт древнейшей истории полиэтноса еще требует глубокого изучения.
Аланы и роксоланы в начале нашей эры — одно из влиятельных царств или княжений Скифии. Гай Плиний Секунд (23-79 гг.) ве путал аланов с аорсами (что иногда допускают нынешние исследователи) и севернее Дуная все народы считал скифскими: гетов (даков; в VI в. гетами устойчиво будут называть славян), сарматов (сав-роматов; отмечается и их участие в праславянском этаогеиезе), гамаксобиев (аорсов), «то неблагородные, рабского происхождения скифы, или трогодиты (троглодиты), затем аланы и роксоланы», да и в округе Паннонии (ныне: Венгрии) языгов-сарматов.(16)  Луций Анней Сенека (убил себя в 65 г. по воле Нерона) считал, что Истр (Дунай) устойчиво дает «пути к бегству диким аланам».(17)

Аланы в конце античности все чаще фигурируют в источниках как «высокие, белокурые воители».(18) Если это устойчивый образ позднеантичных жителей Кавказа, включая и осетин, то надо заметить — этнический облик народов Кавказа заметно изменился в пользу брюнетов и не слишком высоких людей. Или логичнее признать алан и роксолан все же не доминирующим населением округи будущей Осетии, где находились лишь некоторые крепости Алании.
Тиберий Плавтий Сильван, правивший землями у низовий Ду­ная в 56-66 гг., переселил в империю от Скифии более 100 тыс. человек — многие тысячи семей ряда царств и княжений. Обложил переселенцев данью. Затем подавлял «волнение сарматов, взял в качестве заложников сыновей царей бастарнов и роксоланов и братьев дакийских вождей, а затем отпустил их». По русскому эпосу, Бастарн — сын Славена-князя, предка Вандала.(19)

Роксоланы в 67 г. вновь напали на Мезию (Межу), где ранее правил Сильван, досаждая Римской империи. Летом 68 г. они уничтожили две отборные римские когорты. Риму пришлось держать у низовий Дуная не менее десятой части своих войск. Роксоланы вмешиваются в политическую жизнь империи и частично способствуют приходу к власти в 69-96 гг. династии Флавиев (Желтых, Рыжих).

По путям Мадия, в 72 и 74 гг. аланы вторглись в Закавказье и Мидию. Походы доходили до Армении, что отразил и армянский эпос. По просьбе парфянского царя Вологеса сын императора Веспасиана Доминициан (стал последним правителем в династии Флавиев) лишь около 75 г. пошел на конфронтацию с аланами. Аланы так или иначе способствовали утверждению войск Веспасиана в Колхиде и долговременному военному присутствию Рима (затем и Византии) на Кавказе.(20)

Со времен Флавиев (Славиев) активность Алании (как ядра Сарматии) на рубежах от Дуная до Кавказа заметна веками. Император Траян, правивший в 98-117 гг., во многом направлял свою борьбу против них. Ведь царю даков Децебалу помогали царь роксоланов Сусаг и царь агафирсов Сардоний, бастраны и другие исторические соседи праславян. Траян вывел в Рим из здешней округи около 500 тыс. пленных мужчин «вместе с оружием, в том возрасте, когда они наиболее способны в войне». На римской колонне Траяна роксоланы-всадники различаются по чешуйчатым панцирным кольчугам, «богатырским». Десятки тысяч северных наемников, как и при Сулле, пополняли войска империи в Африке и Галлии, заселяли другие провинции, особенно Паннонию, Норик и Далмацию. Они иногда квалифицировались, как «скифские земледельцы». К низовьям Дуная империя нередко переселяла колонистов из Сирии, Иудеи и других семитских земель, чем веками взращивала в северянах антисемитизм(21). «Тропа Трояня» и «века Трояни» в русском эпосе — неизбежно следы и памяти роксоланов, перешедшей в память словено-русов.

Рим вынужден был ежегодно платить роксоланам за мир с ними. Походы Траяна снизили выплаты, но не устранили их. Адриан, правивший в 177-138 гг., сам у низовий Дуная устранял беспорядки, произведенные сарматами и роксоланами: «С царем роксоланов, который жаловался на уменьшение ежегодных выплат, он, разобрав дело, заключил мир»(22) Практика выплат сохранялась до Константина Великого, затем находила продолжение в выплатах Византией даров и дани Гуннии и Аварии, Болгарии и средневековой Руси. Империя веками платила за устойчивый мир на Дунае, как важнейшей геополитической Меже.

Аланы сохраняли свое влияние и в округе Азовского моря. Надпись со знаком, напоминающим будущий знак Рюриковичей, сделал в 208 г. на греческом языке «главный аланский переводчик», что является одним из фактов развития отечественной письменности задолго до средневековья. Этот памятник и другие факты говорят и о существовании «мощной конфедерации племен во главе с аланами».(23) Состав участников войн народов против Рима в 166-175 гг. иногда определялся так: «маркоманны, варисты, гермундулы, квады, свебы, сарматы..., вандалы с виктуалами, осы, бессы, коботы, роксоланы, бастарны, аланы, певкины и костобоки»(24) Аланы явно не равны осам, да и больше связаны с бастарнами – родичами славян (по эпосу)..

Виктуалы — жители округи Вистулы (Висклы, Вислы). Рекой вандалов иногда считался Днепр. Бессы — фракийцы, задолго до нашей эры связанные со скифами. Коботы (кобоки) — союзники бессов и роксолан, их топонимическими следами могут быть омонимы типа Кобожа (Кабожа) под Новгородом. Костобоки — одни из вероятных предков кривичей (или потомки античных кробизов), хотя есть и другие трактовки этих этносов, особенно прогерманские. Прогерманские версии доминируют в трактовках певкинов и бастарнов, хотя певкины уже в начале эры, во времена Тацита, приобретали «черты сарматов», были близки венедам-праславянам.

Выходцы из Скифии (Сарматии), включая алан, все чаще пробивались в элиту Рима; были способны стать и императорами. Отцом Септимия Севера, правившего в 193-211 гг., был селившийся в Африке Гета, род которого велся из римских всадников. До императорства Север одно время был «поставлен во главе четвертого скифского легиона, стоявшего близ Массилии» (или в Сирии, откуда недалекий путь до возникшего задолго до нашей эры у реки Иордан Скифополя). Север выдал своих дочерей замуж с хорошим приданым за воинов Проба (Прова) и Аэция, которые близки по именам праславянам и аланам. Пробу он предложил должность префекта Рима, но оба зятя согласились быть лишь консулами.

Септимий и вся династия Северов фактически привели к власти первого из солдатских императоров Рима — Максимина Фракийца, правившего в 235-238 гг. Отцом Максимина был гет-гот Микка (Миха, Миша, возможно, из финно-угров), а матерью — аланка Габаба (имя Габаб, Габиб, оставались долго популярным у славян). Габаба идет от древней Кибабы (Кибелы, Купалы, праматери многих богов у индоевропейцев). Аланы неоднократно поддерживали будущего императора в его политике, он тоже не раз выходил к Дунаю на встречи с ними.(25) Провозглашался императором и Максимин- младший, внук Габабы. Праславянские и близкие им корни выявляются в именах, происхождении и образе жизни  императоров Гордианов, Регилиана, Авреола, Макрина, Валента, Аврелиана, Проба и ряде последующих. Аланы составляли все более заметную часть римской армии, но другие аланы резко (да и вплоть до имперских владений в Африке)  выступали против предательства многовековых интересов Скифии. Противоборства алан друг с другом (как и других выходцев из Скифии) создавали сложную и причудливую картину раннесредневековой истории.

Примерно в 243 г., когда император Гордиан действовал в Азии, «скифский царь Аргунт начал разорять соседние царства, главным образом по той причине, что он узнал о смерти Мизитея, чьим разумом управлялось государство» (Рим).(26)  За два года до этого Гордиан взял в жены дочь Мизизия ( ученого и умного человека ), ставшего префектом Рима. Интриган Филипп Араб свел префекта в могилу, хотя политика Мизитея явно нравилась и Скифии. Вскоре погибает и сам Гордиан. Надгробная надпись на разных языках в Персии провозглашала, что божественный император был победителем персов, готов, сарматов, германцев... Но «на Филипповых полях (недалеко от нынешнего болгарского Пловдива) отступил, побежденный в беспорядочном бою аланами».

Филипполь, основанный отцом Александра Македонского — это округа нынешнего Пловдива, поля Верхнефракийской долины у реки Марица, недалеко от современных границ Болгарии и Греции. По долине (Филипповым полям) в сторону Византия скифы проходили около 496 г. до н.э., затем около 340 г. по их пути нацеливал войска скифский царь Атей, в 175 г. македонцам в борьбе против Рима здесь помогали бастарны во главе с царем Клоилием, пришедшие из Скифии.  Аланы, вероятно, подчинялись Аргунту и продолжали в округе многовековую политику, которую с конца V в. н.э. здесь продолжили и «склонены: славяне». Гордиан проходил по Фракии и Мезии в 242 г., к этому времени можно отнести и его поражение от аланов. Возможно, в этих местах сталкивался с аланами и Антонин Пий, правивший до 161 г. после Адриана (платившего дань роксоланам) —Пий «не раз обуздывал аланов, когда они приходили в движение»(27)

К началу средневековья и завершению античности аланы, «получивише название от гор», уже заселяли бесконечные степи Скифии —«мало-помалу постоянными набегами (победами) изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности, подобно персам». Это образное сравнение и стало одной из причин отнесения алан к индоиранцам. Хотя в полиэтносе «срединное положение занимали нервы (не-вры: праславяне)». И в составе алан авторами IV в. н.э. указывались все основные народы округи Скифии, известные в V в. до н.э. Геродоту: водины («водь»: будины), гелоны, агафирсы, меланхлены (смоляне), андрофаги («людоеды»: кривичи) и т.п. Отмечались провинциальные группы алан, живущие у земель амазонок, Каспия и Кавказа. Но эти группы не доминировали в огромном «белокуром полиэтносе», не были его основным этносоставляющим рядом.

В первые века нашей эры аланы иногда контролировали земли от Дуная почти до Ганга, на больших просторах Европы и Азии. Как и раннесредневековых славян, их считали «рассеянными» между многолюдными народами. Они состояли из разных племен-землячеств («княжений»), жили на далеком расстоянии друг от друга, путем скитаний и кочевий контролировали огромные пространства, что продолжают делать россияне и ныне. По одной из версий, они и приняли единое имя «аланы» за свои устойчивые обычаи и упрощенный образ жизни, одинаковое вооружение.

Позднеантичные авторы отмечали у них черты, которые еще Геродот связывал с различными группами скифов— почитание меча, как символа Ареса (русские летописи отметили культ меча у полян; археологи находят следы такого культа и в Новгороде; меч остается, устойчив в российской символике вплоть до наших дней), гадания на ивовых прутьях, сбор скальпов убитых врагов, славление смерти в бою (античная «слава павшим героям») и т.п.

Допускалось, что у них нет никаких шалашей и домов (хотя около VII-VIII вв. отмечались уже аланские города). Якобы у аланов почти нет заботы о хлебопашестве, а основу питания составляют мясо и обилие молока (намеки на «млекоепов» Гомера). Жизнь якобы проводят в кибитках с покрытиями из древесной коры (плетений из бересты, лыка), перевозят кибитки по беспредельным степям. Правда, на обильных травами местах все же устраивались «города, расположенные на повозках». Повозки ставили кругом, как боевую стену, что известно затем средневековым славянам и европейцам при освоении Америки. «Куда бы они не пришли, то место и считается родным очагом».(28) Особых фактов в пользу Кавказа вновь нет.

Аланию как державу – тем более, - украшали «вечнозеленые равнины вперемешку с рощами плодовых деревьев; поэтому, куда бы они не переселялись, они не терпят недостатка ни в пище для себя, ни в корме для скота, это производит влажная почва и большое количество протекающих там рек». Трудно принять такие равнины и рощи за портрет одной Осетии, это касается и обилия рек. Это больше рассказ об аланах округи Индии, куда индоевропейцы волнами разных переселений выходили задолго до нашей эры.

Такой образ жизни частью повторяли средневековые казаки. Северную европеоидность алан античным авторам приходилось подчеркивать и подчеркивать: .«Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами». Ю.А.Кулаковский, прекрасно знавший весь свод источников об аланах, переводил прямо — «волосы у них русоватые»(29) Если это устойчивый образ одних осетин, то что остается остальным «русоватым» от Дуная до Ганга?! Исправлять однозначное равенство Алания = (только) Осетия историки и политики вместе с тем не торопятся. Ведь тогда надо признать в аланах и славян, во многом переписывать историю России.

Источники: groznijat.tripod.comru.wikipedia.org, annals.narod.ru, iratta.com, anafemat.narod.ru, vestnik.vsu.ru, c-cafe.ru, kazan.ho.uaproza.ru

Страница 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7