Роксоланы (страница 4)

Племена Европейской Сарматии II в. н. э.
А. Д. Удальцов (Вопросы Этногенеза, No 1, 1946, стр. 41-50). Вариант локализации.

А.Д.Удальцов обратил внимание на  саргатиев и корионов, живших примерно в бассейне Донца; сарматов «царских» и «конеедов», указываемых Птолемеем между Верхним Доном и Волгой далеко к северу; те же алано-сарматы жили и на Северном Кавказе.
Севернее сарматов «царских» жили уже различные поволжские финские племена, неизвестные Птолемею. Эти области он населяет мифическими гиперборейцами и гиппоподами, а также относит сюда старинные геродотовские племена бодинов, гелонов и меланхленов, о которых во времена Птолемея уже ничего не было известно.
Но если у Страбона все земли от Рейна до Дона по сути контролировали роксоланы, то у Птолемея роксоланы не доминируют в Сарматии.


Ныне сравнительно общепринятая трактовка этноса следующая.
Роксола́ны (с аланского ruxs alan, "светлый алан") — сарматское племя. Страбон упоминал их как кочевников, использовавших повозки. Во времена Страбона жили между Танаисом и Борисфеном, около Меотийского озера (Азовского моря). При императоре Нероне двинулись к Дунаю и вторглись в пределы Римской империи, в Мезию. Обосновались у Дуная на века. Участвовали в дакитйских войнах против римского императора Траяна (возможно, отсюда память о веках Трояни в русских источниках). Император Адриан вынужден был платить им ежегодную дань. Позднее переходили на южный берег Дуная и вступали в римскую службу. Свидетельства о роксоланах прекращаются со времени историка готов Иордана (VI в.), но усиливается упоминание скифов-русов.

Как и другие сарматские народы, роксоланы были увлечены готами и гуннами в натиск на Европу и даже Африку. Их следы ищут в Протопражской культуре ранних славян. Д. И. Иловайский и некоторые другие исследователи отождествляли и отождествляют роксолан с Русью, считая их славянами. Но Тацит роксолан называл сарматским народом (Sarmatica gens), a ныне многие ученые причисляют сарматов и главных представителей этого племени — алан — к иранской ветви индоевропейского племени. Примечательно, что (юго-восточных?) венетов, т. е. предполагаемых предков славян, Тацит противопоставлял сарматам, указывая, что первые — народ оседлый, строят постоянные жилища, сражаются пешком и носят щиты, тогда как сарматы ведут кочевой образ жизни, живут в повозке и на коне, совершенно неспособны к пешему бою, знают только легкое вооружение и щитов не носят.

Сарматы (савроматы) указывались Геродотом восточнее Танаиса (Дона). Царь сарматов Скопас (Скопасис; аналог средневековому Скопину) участвовал в войне против Дария 1 в 512 г. до н.э. В целом савроматы (один из вариантов трактовки: «братья по матери») , по известным «отцу истории» сказаниям произошли так.

«Книга 4. 110. О савроматах рассказывают следующее. Эллины вели войну с амазонками (скифы называют амазонок “эорпата”, что по-эллински означает мужеубийцы; “эор” ведь значит муж, а “пата” – убивать). После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трех кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили [всех] мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем, парусами и веслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю.

111. Скифы не могли понять, в чем дело, так как язык, одеяние и племя амазонок были им незнакомы. И скифы недоумевали, откуда амазонки явились, и, приняв их за молодых мужчин, вступили с ними в схватку. После битвы несколько трупов попало в руки скифов и таким образом те поняли, что это женщины. Тогда скифы решили на совете больше совсем не убивать женщин, а послать к ним приблизительно столько молодых людей, сколько было амазонок. Юношам нужно было разбить стан поблизости от амазонок и делать все, что будут делать те; если амазонки начнут их преследовать, то они не должны вступать в бой, а бежать. Когда же преследование кончится, то юноши должны опять приблизиться и вновь разбить стан. Скифы решили так, потому что желали иметь детей от амазонок.

112. Отправленные скифами юноши принялись выполнять эти приказания. Лишь только женщины заметили, что юноши пришли без всяких враждебных намерений, они оставили их в покое. Со дня на день оба стана все больше приближались один к другому. У юношей, как и у амазонок, не было ничего, кроме оружия и коней, и они вели одинаковый с ними образ жизни, занимаясь охотой и разбоем.

113. В полдень амазонки делали вот что: они расходились поодиночке или по двое, чтобы в стороне отправлять естественные потребности. Скифы, приметив

это, начали поступать так же. И когда кто-нибудь из юношей заставал амазонку одну, женщина не прогоняла юношу, но позволяла вступить с ней в сношение. Разговаривать между собой, конечно, они не могли, так как не понимали друг друга. Движением руки амазонка указывала юноше, что он может на следующий день прийти на то же место и привести товарища, знаком объясняя, что их будет также двое и она явится с подругой. Юноша возвратился и рассказал об этом остальным. На следующий день этот юноша явился на то же место вместе с товарищем и застал там уже ожидающих его двух амазонок. Когда прочие юноши узнали об этом, они укротили и остальных амазонок.

114. После этого оба стана объединились и жили вместе, причем каждый получил в жены ту женщину, с которой он впервые сошелся. Мужья, однако, не могли выучиться языку своих жен, тогда как жены усвоили язык мужей. Когда, наконец, они стали понимать друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: “У нас есть родители, есть и имущество. Мы не можем больше вести такую жизнь и поэтому хотим возвратиться к своим и снова жить с нашим народом. Вы одни будете нашими женами и других у нас не будет”. На это амазонки ответили так: “Мы не можем жить с вашими женщинами. Ведь обычаи у нас не такие, как у них: мы стреляем из лука, метаем дротики и скачем верхом на конях; напротив, к женской работе мы не привыкли. Ваши же женщины не занимаются ничем из упомянутого, они выполняют женскую работу, оставаясь в своих кибитках, не охотятся и вообще никуда не выходят. Поэтому-то мы не сможем с ними поладить. Если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и желаете показать себя честными, то отправляйтесь к вашим родителям и получите вашу долю наследства. Когда вы возвратитесь, давайте будем жить сами по себе”.

115. Юноши послушались жен и так и поступили: они возвратились к амазонкам, получив свою долю наследства. Тогда женщины сказали им: “Мы в ужасе от мысли, что нам придется жить в этой стране: ведь ради нас вы лишились ваших отцов, и мы причинили великое зло вашей стране. Но так как вы хотите взять нас в жены, то давайте вместе сделаем так: выселимся из этой страны и будем жить за рекой Танаисом”.

116. Юноши согласились и на это. Они переправились через Танаис и затем три дня шли на восток от Танаиса и три дня на север от озера Меотида. Прибыв в местность, где обитают и поныне, они поселились там. С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.

117. Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык. Что касается брачных обычаев, то они вот какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай».

По выработанному плану войны против полчищ Дария «Скифы стали медленно отступать, угоняя скот, засыпая колодцы и источники и уничтожая траву на земле. Свое войско они разделили на два отряда.

К первому отряду под предводительством царя Скопасиса присоединились савроматы. Отряд этот в случае нападения персов на эту область должен был отступать прямо к реке Танаису вдоль озера Меотида. Если же персы повернут назад, то преследовать их. Это войско принадлежало первой из трех частей скифского царства и получило приказание идти указанным путем.

Два других царства – великое царство под властью Иданфирса и третье, царем которого был Таксакис, соединившись в одно войско вместе с гелонами и будинами, должны были также медленно отступать, держась на расстоянии дневного перехода от персов, и таким образом выполнить военный план. Прежде всего, нужно было заманить персов в земли тех племен, которые отказались от союза со скифами, чтобы вовлечь и их в войну с персами, Если они не пожелали добровольно выступить против персов, то их надо было заставить воевать против воли. После этого им пришлось бы вернуться в свою землю и напасть на персов, если бы это оказалось разумным».

Сарматы
Виноградов Ю.Г. Очерк военно-политической истории сарматов в I в. н.э. (1994 г.)
Иштванович Э. и др. "Магические" подвески мечей в Карпатском бассейне и Скандинавии. (1998 г.)
Лысенко Н.Н. Роксоланы царя Гатала и ревксиналы царя Тасия (2003 г.)
Саи царя Сартафарна и сарматы царские (2003 г.)
Шинкарь О.А. Сарматские погребальные комплексы с длинными мечами Аксайского могильника (1998 г.)
Яценко С.А. Эпический сюжет ираноязычных кочевников в древностях степной Евразии (2000 г.)

Имея немало ратных заслуг, савроматы с веками стремились к власти в Великой Скифии. И они достигли этой власти, а страна стала именоваться Сарматией. Одна из популярных версий расселения сарматов представлена ниже. Но она не учитывает, что царские сарматы по данным Птолемея жили в регионе водораздела Каспия, Балтики и северных морей.

Все более осведомленный в делах Восточной Европы Тацит, оставиваший подробности о венедах, в своей «Истории» отразил и военную организацию роксолан 69 года н.э.

«...Роксоланы, народ сарматского племени, изрубив прошлой зимой две когорты, с большими надеждами вторглись в Мезию числом до девяти тысяч всадников, вследствие своей необузданности и прошлогоднего успеха более думая о грабеже, чем о сражении. Вследствие этого третий легион со вспомогательными войсками напал на них врасплох, когда они беззаботно рассыпались по стране. У римлян все было готово к битве; сарматы же, рассеявшиеся вследствие страсти к добыче или обремененные тяжестью вьюков, были избиваемы, словно связанные, так как скользкие дороги не позволяли их коням проявлять свою быстроту. Замечательно, как вся доблесть сарматов лежит как бы вне их самих.

Они крайне трусливы в пешем бою (венеды, как помним, отличались пехотой: П.З.); но, когда они атакуют конными эскадронами (turmas), вряд ли какой строй выдержит их удар. Но тогда, в сырой день и на растаявшем льду, ни пики, ни очень длинные мечи [47] их, которые они держат обеими руками, не годились вследствие спотыкания коней и тяжести их «катафракт» (доспехи типа рыцарских).

Это — прикрытие их вождей и всех благородных (по сути – знати), составленное из железных пластин или очень твердой кожи, непроницаемое для ударов, но для упавших при натиске врагов неудобное при вставании; вместе с тем они увязали в глубоком и рыхлом снегу. Римские солдаты в легких латах нападали с метательными дротиками или длинными копьями и, когда требовалось, легкими мечами кололи врукопашную беззащитных сарматов (ибо у них не в обычае защищаться щитом), пока немногие, уцелевшие в сражении, не скрылись в болотах» [Tac. Hist. 79].

Неудачные сражения сменялись удачными.

Для одних роксоланы и росомоны оказываются наряду с другими этносами в истоках славянства. Для других такая версия – антинаучна.
Васильевский, «О мнимом славянстве гуннов, болгар и роксолан» («Журнал Мин. Народного Просвещения», 1882 г., № 7).
И.В. Зиньковская. Росомоны Иордана в свете германской эпической традиции и этимологии. 

Рассуждая о роксоланах, возникает необходимость подробнее знать и всех алан. В частности, локализацию Аланских гор. Их чаще связывают с Донецким кряжем и истоками Северного Донца. Но по данным Птолемея они более близки горам Рипам.

Маркиан из Гераклеи понтийской (жил около 400 г. н. э. О времени его жизни и о произведениях см. С. Müller. Geographi Graeci minores. т. I, стр. CXXIX сл.) имел достаточно осведомленных информаторов и данные Птолемея уточнял так:

«31. Великая Германия ограничивается с севера так называемым Германским океаном, с востока — Сарматскими горами [частью Сарматии] за горами [до] верховья реки Вистулы и самой этой рекой...
Объезд Европейской Сарматии

38. Европейская Сарматия ограничивается с севера Сарматским океаном по Вендскому 243 заливу и частью неизвестной земли с востока — перешейком [от реки Каркинита], озером Бикой и частью Меотийского озера до реки Танаиса, затем самой рекой Танаисом и еще [полуденником] от истоков реки Танаиса до неизвестной земли; с запада — рекой Вистулой, Великой Германией за Сарматскими горами и самими горами; с юга — языгами-метанастами от южного предела Сарматских гор до начала горы Карпата, затем Дакией до устья реки Борисфена и начинающимся отсюда побережьем Эвксинского Понта до угла Каркинитского залива. Итак общее описание таково; частное же описание Сарматии мы расположили лишь в общих чертах, не прибавляя числа стадий вследствие того, что почти неизвестен точный объезд этого северного океана, приближающегося на севере к неизвестной земле, которая лежит выше Меотийского озера, будучи мало известна огромному большинству людей, тем более, что и Протагор 244, по-видимому, опустил число этих стадиев. По этим же причинам и описание местностей будет изложено только по устьям рек.

39. За устьями реки Вистулы следуют устья реки Хрона; а за рекой Хроном далее находятся устья реки Рудона. Эти реки изливаются в Вендский залив, который начинается от реки Вистулы, простираясь на огромнейшее пространство. За рекой Рудоном находится устье реки Турунта; а за рекой Турунтом следует река Хесин и ее устье. За рекой Хесином находится неизвестный Гиперборейский океан, прилежащий к Гиперборейской неизвестной земле. По реке Хесину живут агафурсы, народ Европейской Сарматии. Реки Хесин и Турунт текут с вышележащих гор, которые называются Рипейскими горами и лежат внутри материка между Меотийским озером и Сарматским океаном. Река же Рудон течет из Аланской горы; у этой горы и вообще в этой области живет на широком пространстве народ алан-сармат, в земле которых находятся истоки реки Борисфена, впадающей в Понт. Землю по Борисфену за аланами населяют так называемые европейские хуны 245.

40. Длина Сарматии составляет 7700 стадиев, ширина — 7650. В ней народов 56, значительных городов 53, значительных гор 9, значительных рек 4, значительных мысов 3, значительных гаваней 3, значительных заливов 4, именно вышесказанный Вендский залив и три других... {279/604}

Источники: groznijat.tripod.com, avorhist.narod.ru, ru.wikipedia.org, annals.narod.ru, iratta.com, anafemat.narod.ru, vestnik.vsu.ru, c-cafe.ru, kazan.ho.ua  

Страница 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7