Ильмень Иалмена (страница 7)

Ил давно присутствует в эпосе индоевропейцев. По античным легендам, Ил, царь дарданов, выиграл на состязании атлетов во Фригии 50 юношей, 50 девушек и пегую корову. Оракул предвестил Илу - ты должен основать город там, где эта корова приляжет отдохнуть. Корова прилегла на отдых в Малой Азии на одном из идейских холмов. Там Ил и основал город, который он назвал сначала в свою честь Илионом, а затем в честь своего отца Троса, переименовал в Трою. Согласно другой версии, город Троя основал Трос, а Ил (иногда связывают и с именем Илья) позже переименовал город в свою честь. Археологические данные говорят о том, что еще в трипольский период около 6 тыс. лет назад на месте Трои было небольшое поселение.

В Махабхарате упоминается персонаж с именем похожим на имя Илья, но уже в женском варианте: Ила, дочь Ману. Хетты (индоевропейцы) и египтяне упоминали Трою как город Илуш, к примеру - в украинском языке сохранилась похожая форма произношения имени Илья: ?лляш, ?лаш. Вергилий сообщает, что сначала имя сына Энея было Ил, но в Италии это имя начали произносить по-новому - Иул, Юл, давшее род Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь (Отрок Асканий, твой внук (называется он Юлом отныне, - Илом был он, пока Илионское царство стояло), Энеида, 1.267-268). Считается, что имена Юля, Юлия, Юлий, Ульян - производные от имени Юл (а в итоге от Ила).

Допускают, что основа у этого имени очень древняя, вышедшая из употребления задолго до нашей эры. О ней помнят гидронимы типа Гилл, Гиллис, Иллис, гора Илион, топонимы Ил, Илей, Илион, Гилы, Гилея, имена нимф Гиллиды и Илисиады. Гиллом звали сына Геи/Земли, от которого и была названа река Гилл. Река Ила течет в предгорье Тянь-Шаня. Возможно, топонимы типа Ила в этом регионе возникали и с учетом тюркского ял, йил, со значением ветер, быстро двигаться, но это близко трактовке корня ильм и у финнов.

По М. Фасмеру ил в славянских языках означает глина; иловатый, иловай - это низина, топь, а Ожегов определил ил как «вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне водоема»; на греческом ???? означает тина, грязь, а в санскрите ila/ida это земля, что в контекстуально близко славянскому ил; в современном английском ил это silt, alluvium; в немецком - schlamm; в норвежском это slam; в итальянском и испанском это limo; в французском это limon. То, что в санскрите слово ила, означающее земля, может также произноситься как ида, вероятно указывает на родство древнеиндийских слов с топонимами употреблявшимися в Средиземноморье: так, Илион, город Ила, был возведен на Идейских горах, горах Иды.

Можно вспомнить, что имя первого человека, сотворенного богом, Адама, буквально означает глина, земля (сравним санскритское ИДА, земля и АДАм, имя первого человека, древнееврейское - земля, adamah, с которым, как предполагают, связаны латинские слова homo (человек) и humus (земля), что также близко и славянскому земля (Х переходит в З)) а имена Гилл, Ил, Илия, Юл, Юлия, означали буквально Землей рожденные (????????, Terrigenae).

Историк из алан Иордан в своей «Гетике» (6 век н.э.), рассказывая о переселении готов на южное побережье Балтийского моря, сообщил, что они встретили здесь племя ульмеругов (Ulmerugi, # 26). Они "сидели на берегах Океана", но устойчиво трактуются как «островные руги», когда «Ulme» ведут от "holmr", "holm" (остров). Но если ильм был одним из символов мирового дерева почти с палеолитических времен (ильм по-английски -"ELM", по-немецки -"ULME", по-латински -"ULMUS"), то перед нами Ульма(Ильма) руги. Остров Рюген (славянский Руян) хранил столицу прибалтийских славян Аркону с богатейшим языческим святилищем. Позже немецкие хронисты упорно связывали ругов и руссов. Княгиня Ольга именовалась «Регина ругорум». Славянство ругов не подвергается никакому сомнению, если принять во внимание Адама Бременского, Титмара, Гельмольда, Саксона Грамматика и др. Обилие подробностей в Интернете.

Связи новгородцев средневековья с прибалтийскими славянами доказываются давно и успешно. Ulmerugi (где созвучие Ulmer - ugi явно есть) 1 - 2 вв. н.э. вполне могут быть связаны и с округой священного Ильменя, куда заходили ненадолго для ритуальных целей. Могучий ильм (наряду с дубом и т.п.) в ряде случаев мог символизировать древо вечности (мировое древо), которое почитали многие жители лесных краев.

Иордан упоминает и одного из первых королей гетов-готов Филимера, имя которого тоже созвучно Илмеру. Но стоит напомнить и следующий факт времен Троянской войны - около 32 веков назад. Из города Орхомена под Трою прибыло 30 кораблей.
Вождь Аскалаф предводил и Иялмен, Ареевы чада;
Их родила Астиоха в отеческом Актора доме,
Дева невинная: некогда терем ее возвышенный
Мощный Арей посетил и таинственно с нею сопрягся.
(Гомер Илиада II, 512-516)

Арей - бог войны у скифов. Астиоха - имя типа Настюха (ононим, тяготеющий к праславянским). Актор - не хуже индоевропейского Виктора. Ас-калаф - ас «замка» (крепости, скалы). Одним из «царей скифов» с 7 века до н.э. считался голубоглазый Ахилл. Округа Скифии хранила немало мест, связанных с его именем. И после войны якобы к низовьям Дона переселился орхоменец (грек) Иалмен с остатками своего флота и дружин. Переселенцы слились со скифами, стали очень грозными противниками южан. А ононим Ильмень (лиман и т.п.) обильно распространился в Приазовье, затем между Доном и Волгой. И это еще одно из подтверждений вероятного сакрального происхождения ононима и на севере.

К сожалению, первые письмена финского языка на несколько веков уступают письменам словено-русов. Финская письменность появилась в 16 веке, если не считать первым памятником письменности на прибалтийско-финских языках берестяную грамоту N 292 13 века с записанным кириллицей заговором на карельском диалекте, получившим название по первой строке перевода текста на русский язык: "Божья стрела, десять имен твоих...". Но после этой грамоты более двух веков молчания. Ныне гордящиеся своей обособленностью от русских эстонцы, например, вероятнее всего - заимствовали само слово "грамота" в форме raamat и в значении "книга".

Знакомство предков эстонцев - эстов - с письменной культурой явно шло при посредстве новгородцев в первые века второго тысячелетия нашей эры. И возможностей трансформировать индоевропейскую ономастику на свой лад было множество. Знаменитая «Калевала» - плод усилий первой половины 19 века. И очень быстро доброжелатели России стали доказывать значительно большую историческую глубину ее образов по сравнению со славянскими.

Например, Вяйнямейнен рожден девой воздуха Илматар. «Дева юная природы Дочь воздушного простора». Плод - как нередко в эпосе водится - ей буквально ветром надуло: «Понесла от ветра дева, от волны затяжелела». Попутно, плавая в первобытном океане, Илматар сотворила твердь земную и небосвод. Так это привычное дело для плодородных Ила и Ярила. А само имя Ил-матар является реальным следом - вероятнее всего - женской ипостаси Ила: Ил-матерь. Так как образ связан с созданием из ничего всего. В точном переводе у финнов Ilmatar, ilman tytto - дочь воздуха. Но Ил в южных записях известен несколько тысяч лет назал, Ильмень (Илмер) - почти тысячу, а возраст письменной Илматар не больше двух-трех веков. Кто у кого что заимствовал ?!

Кстати, в одной из рун, записанных Э.Лённротом в Северной Карелии лишь в 19 веке, на не включенных им в окончательный вариант эпоса "Калевала", есть строки, проливающие свет на древнюю технологию изготовления воздушных шаров. В этой же руне описывается первый, менее известный поход героев Калевалы за чудесной мельницей Сампо на построенном Вяйнямёйненом воздушном шаре.

Специалисты признают, что точно разграничить мифы отдельных народов финно-угорской группы нельзя, так как недостает предварительных работ о верованиях родственных и соседних народов и не произведены необходимые изыскания. Исследования Кастрена выяснили пока только главные черты почитания природы у финнов, некоторые стороны родового быта и почитания предков; намечены влияния скандинавские в мифологии и демонологии, но шаманизм и жертвенный ритуал древних финнов могут быть выяснены только при дальнейшем сравнительном изучении фольклора родственных народов - ливов, эстов, лопарей, вотяков, мордвы и др. Но здесь нельзя не учитывать и влияние пращуров словено-русов. И начались языковые взаимодействия пращуров этих народов десятки тысячелетий назад ...

Так как же произошел ононим Ильмень (Илмер) ?! А бог его – возможно, тот же Ил – знает. Но явно не от финно-угорского Илма-ярви. Почти все говорит об этом. Вот примерное расположение озера Илиамна на Аляске – его название восходит к индейским языкам.

 

Озеро Илиамна (США)

Iliamna у аборигенов означало "имя мифического большого рыбообразного существа», грозившего рыбакам. Ильмена Ильменя, возможно, выходила к Садко, чтобы помочь ему преодолеть житейские трудности, обрести рыбу «золото перо». Но вот, правда, Иалмен более тяготел к участию в войнах и дальних походах. А бог Ил просто обозначал любых богов. Ильмень богом для окрестных рыболовов и земледельцев – вероятнее всего - и являлся. Хотя до Словена и Руса озеро якобы называлось Мойско, а Волхов – рекой Мутной. Вот здесь и разберись. Твори всякие версии…

Садко был непрочь повторить путь Иалмена и аргонавтов, Одиссея и прочих любителей всемирных путешествий.
Ай поехал торговать купец богатый новгородскиий
Ай как на своих на черных на караблях.
А поехал он да по Волхову,
Ай со Волхова он во Ладожско,
А со Ладожскаго выплывал да во Неву-реку,
Ай как со Невы-реки как выехал на синё море.
Ай как ехал он по синю морю,
Ай как тут воротил он в Золоту Орду.
Ай как там продавал он товары да ведь новгородские,
Ай получал он барыши теперь великие…

Можно было выбрать путь в Золоту Орду и попрямее. Но не наше дело пути-дороги былинным героям править.

Источники: trinitas.ru, translate.google.ru, orel.rsl.ru 

Страница 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7