Хронология Приильменья

Петр Золин
доктор исторических наук, профессор

Материалы журналиста Сергея Аксенова с заставкой «Новгородские седмицы» несколько лет выходили в газете «Новгород».
Проект "Новгородские седмицы 859-2009" на страницах муниципальной газеты "Новгород" (автор - Сергей Аксенов) уже по итогам 2007 г. признан победителем в номинации "За материалы по истории родного края" - Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский VI Всероссийского конкурса "Патриот России" за лучшее освещение в СМИ темы патриотического воспитания. Об этом сообщает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям /Роспечать/, где состоялось заключительное заседание Совета учредителей VI Всероссийского конкурса "Патриот России" за лучшее освещение в средствах массовой информации темы патриотического воспитания.

Отмечается, что к участию в финальном этапе Всероссийского конкурса на ежегодную премию "Патриот России" в 2007 г. было допущено 1592 материалов и программ, поступивших от 180 редакций газет, 27 редакции журналов, 32 радиостанций, 71 телевизионных студий. Всего на конкурс были представлены работы из 67 субъектов РФ. Лидерами по количеству участвующих в конкурсе СМИ являются Москва (28 СМИ), Московская область (15 СМИ), Свердловская область и Краснодарский край (по 17 СМИ), Ивановская и Курганская области (по 9 СМИ). Заседание Совета учредителей VI Всероссийского конкурса "Патриот России" вел сопредседатель Совета учредителей конкурса, заместитель руководителя Роспечати В.С. Козлов. В нем также принимали участие представители Министерства обороны, Росвоенцентра, Росархива, Роскультуры и Рособразования.

Газета "Новгород" с циклом "Новгородские седмицы 859-2009" – пожалуй, - первая из новгородских печатных СМИ начала регулярное освещение подготовки города к 1150-летию. Пресс-центр администрации Великого Новгорода.

Проект "Новгородские седмицы: 859 - 2009" выложен на сайте комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области.

Его цитируют и другие сайты. В целом свод материалов Сергеея Аксенова полезен и интересен, особенно для гостей города и далеких от профессионального интереса к истории новгородцев. Но вот эта доверчивость непрофессионалов к печатному слову оборачивается и доверчивостью к неонорманизму, что хотелось бы показать на ряде конкретных примеров.
Вот одна из первых публикаций С.Аксенова.

860-е годы. «Новгородцы суть люди от рода варяжска …»

К славянской колонизации Приильменья уже в первой половине IX века добавилось активное проникновение на восток Европы отрядов скандинавских воинов-купцов – викингов, норманнов или по-древнерусски «варягов». Варяги стремились установить беспрепятственное движение торговых экспедиций из Балтийского региона на арабский Восток. Их влекло серебро, в обмен на которое они везли в страну арабских халифов пушнину.

Их стараниями и сформировался Балтийско-Волжский путь, проходивший через Ладожское озеро, Волхов, Ильмень и Мсту. Этот путь сомкнул в единую цепочку разбросанные по берегам рек и озер поселения. Вскоре и верхушка славянских племен стала втягиваться в трансконтинентальную торговлю, сулившую выгодный обмен неисчерпаемых запасов меха на предметы роскоши и социального престижа. Взаимный интерес варягов и славян привел к формированию центров взаимодействия местного населения и странствующих «торговых агентов», носивших на поясе меч.

Одним из таких центров стала нынешняя Старая Ладога, или по-скандинавски Альдейгьюборг. Здесь следы торгово-ремесленного поселения, обслуживающего нужды варягов, относятся к концу VIII века. Недостатком Ладоги было отсутствие развитой земледельческой округи, так не позволившей есть стать городом в раннем Средневековье.

Совсем иная ситуация сложилась на другом конце Волхова, в его истоке. Здесь деятельность варягов контролировалась мощным племенным союзом славян и угро-финских племен (чуди). Преследуя собственный интерес, лидеры этого союза выплачивали дань варягам за обеспечение военной защиты торгового пути, мирясь с их постоянным присутствием. Контрактные основы такого взаимодействия станут впоследствии новгородской традицией в отношениях с князьями.

Возникавшие время от времени конфликты нарушали основы договоренностей, что нередко приводило к изгнанию варягов. Именно о таком событии, с одновременным упоминанием собирательного названия «новгородцы» говорится под 862: «Изгнаша варяги за море и не даша им дани и почаша сами в собе володети и не бе в них правды…»

Вскоре после этого «новгородцы» призывают на княжение князя Рюрика, основавшего первую династию правителей России, закончившуюся на Иване Грозном в XVI веке.

Неразрешимые проблемы этнической и политической интерпретации первых событий новгородской истории в рамках летописных текстов уже в начале XX века породили ироническое отношение к ним русской интеллигенции. На фоне бесконечных споров историков и не менее спорных учебников (например – выдержавшего 30 изданий гимназического учебника Д.И. Иловайского), выигрышнее всего читается «Русская история», обработанная сотрудниками журнала «Сатирикон» и опубликованная в 1912 г.:
«Славянские послы обулись в праздничные портянки и самые модные для того времени лапти… Пришедши к варягам, послы потихоньку заглянули в шпаргалки, которые на всякий случай носили в кармане, и выпалили из Иловайского: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

За знание истории варяги поставили послам пять, а потом приступили к деловому разговору:
– Зачем вам порядок? – спросили варяги.
Послы переглянулись и почесали затылки. Видно было, что к этому вопросу они совершенно не были подготовлены.
– Да как же без порядка! – стали они мямлить: – Нужен порядок …
– Зачем же нужен?
– Для порядка, значит, нужен. Сами знаете, без порядка какой же порядок.
… После небольшого колебания варяги согласились принять власть над славянами.

Три брата: Рюрик, Синеус и Трувор с дружинами пошли к славянам.
Рюрика приняли с удовольствием. Хоть и не Рюрикович, – говорили про него послы, – но его потомки будут Рюриковичами.
Синеуса приняли благосклонно.
– Усы выкрасим, – решили послы, – и он сделается Черноусом.
Но на счет Трувора возникли прения.
– Пойдут от него Тру-воровичи, – говорили послы, – а мы люди робкие. Раструворуют нашу землю самым лучшим манером.
Но варяги шутить не любили, и пришлось уступить».

Очевидно, что для современников «Сатирикона» летописные цитаты вызывали в памяти «извечные» болезни русского общества: государственную неустроенность, персонификацию власти, казнокрадство и пр. Но это нельзя назвать идеологизацией восприятия истории, в сравнении с тем, что действительно происходило в отечественной исторической науке в отношении «норманнской теории».
Сергей Аксёнов.

Дав часть летописной фразы «Новгородцы суть люди от рода варяжска…» и бегло упомнив славянскую колонизацию Приильменья, автор тут же с помощью «Сатирикона» прослезился о трудной судьбе «норманнской теории» (она доминирует ныне в официальной новгородике, да и истории России). Промеж делом пнув - не менее спорные учебники (например – выдержавшего 30 изданий гимназического учебника Д.И. Иловайского). Хорошо бы еще указать, сколько замечательных людей выросло из гимназистов, обучавшихся по учебникам Д. И. Иловайского.

А первая хитрина С.Аксенова и вероятных его консультантов в следующем. Полностью фраза в летописях звучит так:
«Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене»

Так и надо новгородскую историю хотя бы от словен (к которым приходил апостол Андрей) и их пращуров венедов начинать.

Чем же дорюриковские тысячелетия отечественной истории хуже прорюриковских веков?!
Вторая хитрина. Термин «колонизация» указывает на захваты пришельцами территорий, где уже было какое-то население. Но по русским летописям еще до апостола Андрея (тем более – до Рюрика)

«Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской».

Вот волохи пытались быть колонизаторами дунайских славян. А славяне у Ильменя никакого населения для колонизации не встретили. Приильменье ежегодно надолго подтоплялось, так что здесь могли выживать лишь «упертые люди» - трудолюбивые и сильные, способные быстро обживать разные дремучие края.

По сказанию о Словене и Русе словено-русы около 2395 г. до н.э. вышли в места, где явно обитали их далекие пращуры из ностратического содружества. Ильмень те пращуры именовали озеро Мойско, а Волхов – река Мутная. Про Волхов – явно замечание верное.

Хитрина третья. Балтийско-Волжский путь и иные торговые пути с юга России к Балтике формировались задолго до нашей эры, что отчасти отразили варианты сказания об аргонавтах. В частности, примерно по этому пути войска Германариха в 4 веке н.э. покоряли чудь, весь, меря, мордву, рогов-урогов… Кстати, родоначальником основных родов скифов-сколотов сами сколоты признавали Таргитая (сына Зевса и русалки, дочери Борисфена-Днепра). Понятно, что этимологии Таргитая есть разные. Но славянский Тарг-Торг здесь тоже уместен. Образно говоря, Тарги-тай утаивал тарги (торги), так как скифы считали рынки делом очень несправедливым и продажным.

Хитрина четвертая. «Совсем иная ситуация сложилась на другом конце Волхова, в его истоке. Здесь деятельность варягов контролировалась мощным племенным союзом славян и угро-финских племен (чуди)».  Где в русских летописях указание на то, что у истока Волхова присутствуют финно-угры?! Это плетут из предвзятых финно-угорских трактовок ономастики Приильменья неонорманисты, хотя и славянские (индоевропейские вплоть до ностратических) трактовки этой ономастики вполне доказательны.

Хитрина пятая. «Вскоре и верхушка славянских племен стала втягиваться в трансконтинентальную торговлю, сулившую выгодный обмен неисчерпаемых запасов меха на предметы роскоши и социального престижа». Если славяне происходят хотя бы от венедов, то они имели праздную знать (с предметами роскоши) за несколько веков до скандинавов и Рюрика. (Венемаа, Онегесий оногур… и др.)

Ладно, дальше считать хитрины не будем. У неонорманизма – их десятки, если не сотни. Главная – упорное обрезание начал многотысячелетнего прошлого России медиевистским средневековьем, представление этого средневековья как некоей «древнерускости». Хотя древний мир во всемирной истории завершился в 5 веке н.э., а этнические корни  словено-русов окончательно никому не ведомы.

Возможно, отчасти факты сказания о Словене и Руссе, Иоакимовской летописи и иных подобных источников носят легендарный и полулегендарный характер. Правда, это надо по всем сюжетам окончательно доказать. Но ни один народ на планете не отказывается от легендарной и эпической части своей истории. Еврейский народ, к примеру, даже обожествил ее. Неонорманизм – по сути – как бы обожествляет роль норманнов в отечественной истории. Отсюда Россия теряет сотни и тысячи ярких археологических событий от палеолита до средневековья, обилие имен и событий, отмеченных в античных и раннесредневековых письменных источниках.

В целом надо понимать, что любое образование во вселенной (даже столь малое, как человек) должно учитывать хотя бы начала этой вселенной. По современной науке, 13 – 15 млрд. лет назад. Если образование связано с планетой Земля, то и этой планете до 5 млрд. лет.
Ладно, основные этапы геологической и ранней биологической истории Новгородской земли в данном случае опустим. Это данные на тысячи страниц. Не будем затрагивать периоды оледенений и межледниковий, хотя там и есть масса интересного. Особенно по периоду около 30 тыс. лет назад. Палеолит Приильменья…  

А что тогда?!
Конкретнее, хотя бы кратко ?! Себя цитировать не буду, но других авторов укажу (с небольшими исправлениями их ошибок).

Русь. Начальная история

  • 50 – 35 тыс. лет назад
    Распространение людей современного типа в Евразии 50 (женские гаплогруппы – красные линии) – 35 (мужские – синие) тысяч лет назад.Нередко через округу Валдайских гор – гор Рип (Риф) эпоса

 

  • 30 – 25 тыс. лет назад
    Следы погребенных почв на Новгородской земле в период временного отступления валдайского оледенения. Активное палеолитическое  заселение центра Русской равнины

Источники: culture.natm.ru,  publ.lib.ru, bookz.ruold-rus.narod.rukommersant.ru

Страница 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9