Венемаа

Петр Золин
доктор исторических наук, профессор

Конечно, в большинстве языков мира Россия остается памятью – вероятнее всего - о библейском князе народов от края севера Роше (Росе) с огласовками «а» и «у». Русские летописи чаще передавали это имя в форме Роус (через «ук»), следуя греческим огласовкам.

  • eng | cos | ina | ita | oci | roh | scn: Russia
  • arg | ast | bre | glg | jav | pap | ron | smo | spa | sqi: Rusia
  • fra | frp | fur | jnf | nrm: Russie
  • que | tgl | tur | zza: Rusya
  • afr | dan | nld: Rusland
  • deu | ltz | nds: Russland / Ruſsland
  • hrv | lit | slv: Rusija
  • cat | por: Rússia
  • ces | slk: Rusko
  • fao | nor: Russland
  • kin | run: Rusiya
  • xho | zul: iRashiya
  • aze: Rusiya / Русија
  • bos: Rusija / Русија
  • cor: Russi
  • crh: Rusiye / Русие
  • csb: Ruskô
  • cym: Rwsia
  • dsb: Ruska; Rusojska
  • epo: Rusujo; Rusio и т.п.

Но вот Россия в эстонском (est) - Venemaa, а в финском (fin) – Venäjä.

А эти народы живут рядом с русскими тысячи лет.

Для венгров , тоже давно знающих русских ,она (hun) - Oroszország

Для латышей и ливов ( lav) -Krievija, Krīevõmō

И все это касается пограничий Новгородской земли со времен античности. Взаимосвязи словено-русов и финно-угров прослеживаются хотя бы на глубину в несколько тысячелетий, поэтому финно-угорские народы таким названием «венедов земля (страна, родина-мать)» хранят память о реальных глубинах послепотопного союза «Русь, чюдь и вси языци».

Алано-готский историк Иордан (6 век н.э.) на основе известных ему источников утверждал, что славяне и анты – выходцы именно из могучих венедов, которые контролировали безмерные пространства (в 1 в. н.э. по Тациту – от певкинов, низовий Дуная, до финнов в лесных чащобах):

«В Скифии первым с запада живет племя гепидов 102, окруженное великими и славными реками; на севере и северо-западе [по его области] протекает Тизия 103; с юга же [эту область] отсекает сам великий Данубий, а с востока Флютавзий 104; стремительный и полный водоворотов, он, ярясь, катится в воды Истра. Между этими реками лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают скалистые Альпы 105.

У левого их склона 106, спускающегося к северу (округа Карпат) , начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах (земля велика и обильна – по русским летописям) расположилось многолюдное племя венетов 107. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами.

Склавены 108 живут от города Новиетуна 109 и озера, именуемого Мурсианским 110, до Данастра, и на север — до Висклы 111; вместо городов у них болота и леса 112. Анты же 113 — сильнейшие из обоих [племен] — распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов. На побережье океана, там, где через три гирла поглощаются воды реки Вистулы, живут видиварии 114, собравшиеся из различных племен; за ними берег океана держат эсты 115, вполне мирный народ. К югу соседит с ними сильнейшее племя акациров 116, не ведающее злаков, но питающееся от скота и охоты.


 
Славяне во времена Иордана (по В.В.Седову). Справедливо намекая на полиэтничный характер отмеченных культур, многие другие полиэтничные земли историк условно отдал одним германцам, балтам, финнам или тюркам.

slavyanskaya-kultura.nnm.ru/ etnogenez_rannih_...

Далее за ними тянутся над Понтийским морем места расселения булгар 117, которых весьма прославили несчастья, [совершившиеся] по грехам нашим. А там и гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен, закишели надвое разветвившейся свирепостью к народам 118. [1] Венеды последними подчинились в 4 веке королю Скифии и Германии Германариху, что позволило королю включить в свои державу и чудь, весь, меря и мордву (тхиуды, Васи, меренс, морденс).

Историю европейских энетов-венедов начинают с легендарного Энея – участника Троянской войны. Задолго до нашей эры энеты создали «янтарный путь» от Восточной Прибалтики до Адриатики, где позже и сформировалась Венеция. Славяноведение устойчиво определяет следы культур и языка пращуров славян в Европе с 3 – 2 тыс. до н.э., где и одни из истоков венедов как индоевропейцев. Начиная с Тацита, «венедами» в текстах античных историков стали обозначать не только адриатических венетов, но и народы между финнами (фенами) и певкинами.


 
Европейская Сарматия по данным Птолемея (средневековая карта Меркатора). Балтика – Сарматский океан. Восточная Балтика – Венедский залив. Венеды указаны как контролирующие всю Восточную Прибалтику.

Сам Тацит в 1 веке нашей эры, рассказывая о германцах, сообщал:

«46. Здесь конец Свебии. Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю, хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев. Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати (то есть заметные признаки государственности: П.З.). Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами.

Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне».

Одна из современных версий этнической привязки данных Птолемея. Интернет дает немало и иных версий. slavyanskaya-kultura.nnm.ru/ etnogenez_rannih_...

«У феннов — поразительная дикость, жалкое убожество; у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над годовой; их пища — трава, одежда — шкуры, ложе — земля; все свои упования они возлагают на стрелы, на которые, из-за недостатка в железе, насаживают костяной наконечник. Та же охота доставляет пропитание как мужчинам, так и женщинам; ведь они повсюду сопровождают своих мужей и притязают на свою долю добычи. И у малых детей нет другого убежища от дикого зверя и непогоды, кроме кое-как сплетенного из ветвей и доставляющего им укрытие шалаша; сюда же возвращаются фенны зрелого возраста, здесь же пристанище престарелых. Но они считают это более счастливым уделом, чем изнурять себя работою в поле и трудиться над постройкой домов и неустанно думать, переходя от надежды к отчаянью, о своем и чужом имуществе: беспечные по отношению к людям, беспечные по отношению к божествам, они достигли самого трудного — не испытывать нужды даже в желаниях. Все прочее уже баснословно: у геллузиев и оксионов головы и лица будто бы человеческие, туловища и конечности как у зверей; и так как ничего более достоверного я не знаю, пусть это останется нерешенным и мною».

Связь венедов со славянами признавалась и признается всеми народами, контактирующими со славянами. У них еще в античности имелись города. Например, нынешний баварский город Аугсбург, во времена римлян, назывался Augusta Vindelicorum, то есть «город Августа, в стране венедов (винедов)» Допускают, что этноним «венеды» сохранился в наименовании вятичей (произносилось и зафиксировано в некоторых летописях как «вентичи», при этом западные источники иногда называли венедов Winethi, Vinethes, Venetici и т.п. ). В античности на землях вятичей развивалась с 9 – 8 вв. до н.э. знаменитая дьяковская культура, достигавшая и берегов Балтики. Ее старательно относят к одним балтам или финно-уграм, но она явно является полиэтничной со значительной долей праславянства (дома, городища и т.д.).

В средние века новгородцы называли себя «словене» (подчёркивая тем самым своё отличие от населения Киевской Руси, где было немало потомков антов ) — в принципе и в этом слове можно найти морфему «вене». Есть археологические, антропологические и лингвистические свидетельства того, что на Новгородской земле расселилось несколько волн мигрантов с юго-западного балтийского побережья. Прокопий Кесарийский знал о делении славян на три группы, но называл ранних славян «спорами» - селившимися рассеянно (вдали друг от друга) на больших пространствах. Это характерно для дьяковской и других культур на землях Европейской России. Названия Wenden, Winden (и т.д.) употреблялось соседями славян особенно активно в средние века, а, в форме венды (Wenden) употребляется в Германии до сих пор.

Польский археолог и историк Витольд Хенсель, специалист по первобытной и славянской археологии, в работе «Венеты, венеды и их связь с населением Северной Италии и Польши» отметил особое значение трудов Б. А. Рыбакова в выявлении многотысячелетних глубин славянства и еще ряда этносов Европы (Евразии).

Ныне справедливо подчеркивается, что решение проблем ранней этнотопографии Европы хотя бы в общих чертах возможно только в рамках междисциплинарных исследований. Хотя немало археологов и лингвистов готовы вечно доказывать только свои приоритеты, вредя науке в целом.
В. Хенсель указал три основных подхода к этногенезу: 1) стадиального преобразования языков; 2) так называемого генеалогического дерева и 3) интеграционной генеалогии. Первый ныне считается малоубедительным (хотя в сочетании с данными этногенетики может быть и продуктивным). Второй, предполагающий развитие  отдельных народов из малых ячеек («праколыбелей»), еще имеет своих сторонников , но их число заметно падает. Явно возрастает значение интеграционной теории, предполагающей, что языки сложились в результате взаимодействия их разных групп и что этот процесс протекал на значительной территории.

Третья теория не исключает возможности последующего наложения части уже сложившихся языковых массивов на другие выделившиеся языковые образования в результате миграции, что могло повлечь за собой поглощение инородной языковой группы. В зависимости от того, какая из вышеназванных теорий будет принята, по-разному определяются древнейшие места расселения венетов — народа индоевропейского происхождения, который прежде неоднократно отождествлялся с иллирийцами, а также со славянами.

Пока многовариантна этимология наименования Veneti на латинском и Ένέτόι; на греческом языке. По вариантам, это слово могло обозначать людей «благородных», «пришельцев извне» (т. е. чужестранцев), «больших», «любящих род, принадлежащих к роду», «дружественных» или «досточтимых», «вечно перемещающихся…». Североиталийских венетов легенда со времен Ливия отождествляла с беглецами из Трои. Они считались людьми, «пришедшими извне». Наследниками Энея, о котором немало рассказов в Интернете.

Ныне зачастую принято считать, что этот народ по языку был отличен от иллирийцев и славян. Был близок к латино-фалискскому, а его италийско-адриатические сообщества подверглись позже иллирийскому влиянию. В. Хенсель и другие ученые определяют кристаллизацию этого языка на значительной территории. Она задолго до нашей эры охватывавала, по-видимому, Северную Италию (где он должен был, однако, вначале сожительствовать с лигурами) и северную Югославию, южную Германию (Боденское озеро носило название lacus Venetus), Центральную Европу и значительные части Северной Европы — от Бретани до устья Вислы. В таком случае западная часть территории так называемой лужицкой археологической культуры от Лабы (Эльбы) до Вислы могла находиться во владениях венетов.

На этой территории венетскими считаются наименования рек, например Одра, Драва, Дрвенца, Опава, Нотець, Неца и Вежица. В ряде этих земель венеты жили «островами» (рассеянно по Прокопию уже в 6 веке н.э.) в соседстве с другими народами. Наименования, свидетельствующие о венетском происхождении, встречаются на еще более обширной территории, например в Англии, Дании, балтийских странах, Македонии и Малой Азии. Видимо, эти территории не составляли исконных земель венетов, а были ими колонизированы.

По Хенселю, вершина их развития приходится, вероятнее всего приблизительно на 1000 г. до н. э., после чего они клонятся к упадку. Российский археолог В.В.Седов вел праславян от полей погребальных урн 2 тыс. до н.э. Вячеслав Тимофеев суммирует данные с учетом многомиллионных истоков всего живого

Следовательно, они жили на территориях, на которых затем сложились или жили другие народы, ассимилировавшие их в языковом отношении. Так, венеды подверглись латинизации в северной Италии, возможно, перед началом новой эры, кельтизации — перед 500 г. до н. э. в Западной и частично Центральной Европе, германизации — не позднее, чем в это же время, в Англии и Дании, а также иллиризации и фракизации на Балканах и славянизации на землях между Одрой (Одером) и Вислой после 1000 г. до н. э. Вероятно,  на всей очерченной территории уже не существовал венетский язык с идентичными формами. Это был язык со сходными формами, а их дифференциация давала ему возможность единения с другими факторами, позволила оформиться многим отдельным языкам, в том числе кельтскому и славянскому, и вобрать в себя элементы других языков, например латинского или германского.

Именно различия, как одновременно проявления некоторого отличия в психике и мышлении отдельных венетских групп, а также неоднородного соседства, привели к тому, что определенные особенности выявились в чертах материальной и духовной культуры, закодированные в памятниках, открываемых при раскопках, производимых на территории указанных земель. Далее подробности можно почерпнуть и многих работ об античных венедах.

Классическим примером одного из типов городищ венедов признаются руины, открытые на полуострове на Бискупинском озере . Городище расположено на тогдашнем острове (его площадь 20 тыс. кв. м). В плане оно имело форму овала, вытянутого с севера на юг, было окружено волнорезом и деревянно-земляным оборонительным валом шириной свыше 3 м (от 3,2 до 3,8 м). Кроме того, в северо-западной части за волнорезом имелся еще и ледорез. Внутрь овала была вписана коммуникационная система и домовые постройки. Главным коммуникационным трактом была ведущая вдоль вала круговая улица шириной 2,8 м. Она соединяла 13 рядов домов (общим числом около 100) площадью по 70 — 90 кв. м, поставленных тесно торцами друг к другу вдоль 11 поперечных улиц шириной 2,6 — 2,8 м, идущих с востока на запад. Дома возводились из бревен, вставленных в пазы вертикальных столбов, с деревянным полом на подстилке и имели, как правило, по два помещения (горницу и сени) . Очаги располагались в восточной части, что имело связь с культом огня. Спали в западной части дома. Вход находился в южной стене дома. Все это указывает на космогоническое мышление строителей городища. Примерно такого типа поселение, но более округлой формы, являют Аркаим и соседние к нему протогорода Приуралья.

Бискупинское городище

Строились городища и с другой внутренней планировкой. Иногда, кроме окружной улицы и поперечных улиц, имелся также прямой коммуникационный тракт значительной ширины (до 5 м), делящий все поселение с севера на юг как бы на две половины. В средневековом Новгороде подобной была улица Великая.

Затем строились городища с домами, размещенными по окружности вала, со свободной площадью внутри. Во всех поселениях, независимо от почитания божеств в домах, были места для проведения общих торжеств.

Общими были элементы религиозных верований, в которых большое значение имели культы солнца и плодородия. Культовые статуэтки со сходными чертами встречаются среди изделий лужицкой культуры и венетских находок из Падуи. Общей чертой всех венетов был погребальный обряд, как правило, сожжение трупов.

Витольд Хенсель общие данные о венедах суммировал так. 1. В древней истории польских земель и северной Италии (также и самой Падуи) существовал период, когда здесь жили венеты — народ индоевропейского происхождения, который в далеком прошлом, т. е. после 2000 г. до н. э. (а возможно, только после 1800 г. до н. э.), сложился этнически либо на обширной европейской территории, охватывавшей некоторые части Северной, Центральной и Южной Европы, либо в Центральной Европе, откуда затем (возможно, в XVIII или XVII в. до н. э.) расселился на территории, где его пребывание удостоверено. Это был период, в который венеты играли большую роль в истории Европы. 2. Относительно рано начался период падения венетского языка, господствовавшего в разных частях Европы. Сначала этот процесс охватил северные области, в том числе и Польшу, хотя в некоторых ее районах это могло наступить относительно поздно, может быть, даже в последние века до н. э. или в самом ее начале. 3. В Польше передвижение праславян на запад после 1000 г. до н. э. вплоть до Одры привело к тому, что часть живших здесь венетских племен подверглась процессу славянизации. В это же время славяне в бассейне Одры столкнулись с германцами. Ввиду поглощения, а не уничтожения венетов славянами последние немногим отличались от них в антропологическом отношении.

Понятно, что германцы не ориентировались в произошедших этнических переменах и продолжали называть своих восточных соседей венедами или вендами (германский вариант наименования венетов). Под этим именем славяне были зафиксированы античными и византийскими авторами (Плинием, Тацитом, Птолемеем, Иорданом). Другими словами, после 1000 г. до н. э. наименование венетов относилось к двум разным этническим группам: а) населению, говорящему на венетском языке, и б) славянским племенам (венеды, венды). 4. Венетские племена, жившие в северной Италии, сохранили свою языковую обособленность до I в. до н. э., когда они начали подвергаться процессу латинизации.

5. Как в Италии, так и в Польше не было физического уничтожения древних венетов. В обоих случаях они были ассимилированы разными языковыми группами — латинской и славянской, что привело к их дальнейшей языковой и культурной дифференциации.

6. В таком смысле венеты занимают свое место в историческом и культурном развитии польского и североиталийского населения.

7. Венеты не являются прямыми предками населения ни северной Италии (в том числе побережья Венецкой лагуны), ни Польши. Они являются их прапредками. Древности славян и Руси, М.,1988. 

 
Один из вариантов локализации позднеантичных венедов

К сожалению, позднеантичные и раннесредневековые полиэтничные культуры упорно отдаются каким-то одним этносам, хотя они не были «долговременной собственностью» балтов, финнов или славян. Очень многое перемещалось и перемешивалось, вовлекалось в длительные миграции.  Иначе бы венгры (часть финно-угров) не оказались бы у Дуная,  финны-эсты не сменили бы эстов-германцев, а венеды – как славяне – окончательно не закрепились бы на просторах от Балтики до Волги. Но попытки жесткой этнической привязки археологических культур повторяются и повторяются.

 

Это один из ярчайших примеров однозначных этнических привязок. Не были полиэтничные ильменьская и дьяковская культуры только финно-угорской (вероятнее всего, здесь проявляли себя финно-балто-славяне; пограничный полиэтнос), не были «слабо-фиолетовые» культуры – лишь балтскими, как и киевская (наряду с черняховской) – только славянской.

Вероятность существования античной государственности (знати, войск) у восточных венедов подтверждается не только данными Тацита, но и сообщениями Иордана в 6 веке о событиях 4 века.

После того как король готов Геберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Германарих , благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам.

Немало Древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим.

Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов (здесь исследователи с учетом "росомонов" видят элементы будущей формулы русских летописей - Русь, чюдь и вси языци: весь, меря, мордва...) Славный подчинением столь многих [племен], он не потерпел, чтобы предводительствуемое Аларихом племя герулов (затем Аларих предстает как покоритель Рима), в большей части перебитое, не подчинилось — в остальной своей части — его власти... Хотя быстрота их часто позволяла им ускользать в сражении от иных противников, однако и она уступила твердости и размеренности готов : по воле судьбы они [элуры] также, наряду с остальными племенами, покорились королю гетов (гетами в 6 веке источники называли и славян) Германариху.

После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает.

Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов . Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха . Умом своим и доблестью он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана.

Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии, как над собственностью . Спустя немного времени, как передает Орозий, взъярилось на готов племя гуннов , самое страшное из всех своей дикостью. Из древних преданий мы узнаем, как они произошли .

Всех скифов, забранных еще при вступлении, они принесли в жертву победе, а остальных, покоренных, подчинили себе. Лишь только они перешли громадное озеро, то — подобные некоему урагану племен — захватили там алпидзуров, алцилдзуров, итимаров, тункарсов и боисков 387, сидевших на побережье этой самой Скифии. Аланов , хотя и равных им в бою, но отличных от них [общей] человечностью, образом жизни и наружным видом, они также подчинили себе, обессилив частыми стычками. Когда геты увидели этот воинствующий род — преследователя множества племен, они испугались и стали рассуждать со своим королем, как бы уйти от такого врага. Германарих, король готов хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов.

Вероломному же племени росомонов , которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Cap и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного. Узнав о несчастном его недуге, Баламбер , король гуннов, двинулся войной на ту часть [готов, которую составляли] остроготы; от них везеготы, следуя какому-то своему намерению, уже отделились . Между тем Германарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни . Смерть его дала гуннам возможность осилить тех готов, которые, как мы говорили, сидели на восточной стороне и назывались остроготами."

Держава Германариха (Эрманариха и т.д.) ныне рассматривается как период в истории государственности Великой Скифии 4 века н.э.(Сарматии и т.д.).

Гумилев Л.Н. "Тысячелетие вокруг Каспия" Историко-этнологическое исследование ойкумены Евразии за 1500 лет - с III в. до н.э. по ХII в. н.э.(глава 4). Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси (поиск корней) Вернадский Г.В. Древняя Русь. Главы 3 - 4

Имя Германариха на языке готов предположительно звучало как - Aírmanareiks. Из-за широкого распространения легенд о нем, в разных языках его имя по разному искажено, и до нашего времени дошло в различных звучаниях.

у Иордана в книге "О происхождении и деяниях гетов" он называется Ermanaricus.
в древнеанглийском эпосе Беовульф его называют Eormenric,
в древнеисландском языке - Jörmunrekkr,
в средневерхнегерманском языке Ermenrich.

В целом имя тяготеет к смыслу Герман-превосходный, "Германа владение" (ареал, рикс), хотя есть и иные трактовки. В христианской версии истории Руси имя явно табуизировано как символ ярого язычника и кровожадного правителя.

 Б. А. Рыбакова в « Язычестве Древней Руси» - по первым словам – относился к сведениям Иордана осторожно. Но вместе с тем анализировал их достаточно подробно.

Многие историки (кто по германскому национализму, кто по непонятной доверчивости) восприняли эту "державу Германариха" как историческую реальность конца IV в., пренебрегая тем, что сочинитель, подробно повествовавший о пограничных войнах Германариха с соседними народами (герулами, венетами), даже не упомянул о том, каким образом и когда Германарих, отдаленный от эстов на 1500 км, завоевал всю Скифию и Германию (до пределов птолемеевской Германии от Меотиды по прямой - 2300 км). "Державу Германариха" изображали на картах, очерчивая на карте Европы государство, равнявшееся чуть ли не половине Римской империи времен ее расцвета.

Наиболее свежим примером является карта "империи Германариха", изданная В. Н. Топоровым в 1983 г.35 "Империя" простирается на этой карте от Куриш-гафа в Балтийском море до нижней Камы; оттуда ее граница идет на Северный Кавказ (примерно до уровня Сочи), охватывает Крым, Приазовье, все Северное Причерноморье до Днестра и затем поворачивает на северо-запад к низовьям Вислы. Выписав откуда-то перечень восточноевропейских народов, Иордан забывает о нем и, описав смерть Германариха от раны, нанесенной росомонами, ничего не говорит о судьбе обрисованной им "империи".

Когда на остроготов в 375 г. напали гунны, то ни один из весьма воинственных народов, будто бы повиновавшихся Германариху, не был привлечен им для противостояния гуннам. Далее в труде Иордана идет лишь не очень достоверная генеалогия готских царьков, подчиненных гуннам вплоть до смерти Аттилы в 453 г. А после этого Иордан повествует лишь об остроготах, ушедших далеко в Паннонию за Дунаем. Все сказанное вызывает большое недоверие к толкованию перечня народов как описания готской империи

Рассмотрим сам перечень. "Германарих... покорил много весьма воинственных северных (употреблено греческое слово "аrсtoi") племен и заставил их повиноваться своим законам. Покорил же он племена:

  • 1. Гольтескифов
  • 2. Тиудов
  • 3. Инауиксов
  • 4. Васинабронков
  • 5. Меренс
  • 6. Морденс
  • 7. Имнискаров
  • 8. Рогов
  • 9. Тадзанс
  • 10. Атаул
  • 11. Навего
  • 12. Бубегенов
  • 13. Колдов

Е. Ч. Скржинской принадлежит очень интересная догадка относительно первоначального характера этого перечня. Исходя из того, что давно были расшифрованы имена чуди (тиуды), веси (васинабронки), мери (меренс) и мордвы (морденс), Скржинская, признав, что "остальные названия остаются неясными", добавляет: "...ряды этнических названий наводят на мысль об итинерариях, где области, по которым пролегал путь, нередко обозначались названиями населявших их племен".

Предположение Е. Ч. Скржинской о том, что Иордан для возвеличения Германариха использовал какой-то дорожник-итинерарий, написанный на греческом языке, чрезвычайно важно. Едва ли это был итинерарий в полном смысле слова, так как, кроме перечня больших народов, состоявших из многих племен, здесь нет ни одного намека на пути, на реки, на направление по странам света. Скорее всего это было описание какого-то однократного проезда, рассказ о путешествии по землям отдаленных северных народов без обозначения самого маршрута (рис.7). Без труда давно уже были определены четыре народа из тринадцати (или из четырнадцати, как увидим ниже). Нам предстоит предпринять попытку определения всех звеньев этого перечня и размещения их на карте.

Судя по порядку перечисления (чудь - весь - меря - мордва) перечень упоминает эти народы в определенной последовательности с запада на восток.

1. Начинается перечень с гольтескифов, которые должны быть западными или (учитывая конфигурацию берега Балтийского моря) юго-западными соседями чуди - эстонцев. Хотя гольтескифами могли именовать и часть венедов (П.З.). По всей вероятности, здесь обозначено прусское племя галиндов - голяди, известное Птолемею ("...ниже венедов - галинды, судины и ставаны..."). Происхождение дополнительного определения "скифы" можно объяснить стремлением автора отделить единственный индоевропейский народ перечня от последующих финно-угров. Античные географы включали в понятие "Скифии" не только землю настоящих скифов-степняков, но и обширное пространство славянской прародины вплоть до Скифского (Венедского - Славянского) океана. Близость балтских племен пруссов к праславянам и обусловила дополнительное пояснение. Балтские галинды могли быть названы гольтескифами еще и потому, что они очень далеко распространялись на восток, перемешиваясь со славянами. На востоке они доходили до р. Москвы, оказавшись в дальнейшем окруженными славянами-вятичами. С летописной голядью связана так называемая мощинская культура IV-VII вв. н. э.40 Упоминание гольтескифов рядом с чудью-эстонцами говорит о том, что исходным пунктом было Балтийское побережье в районе устья Немана.

2. Тиуды не вызывают сомнений - это финно-угорское население южного берега Финского залива, предки современных эстонцев, всегда называемые в русских летописях "чудью".

3. Инаунксы помещены в списке между чудью и весью и, следовательно, должны были обитать в полосе, обозначенной Псковским озером с запада, Ладожским с севера и Белоозером с востока. Здесь древними племенами были водь и ижора. Землю ижоры немцы называли Ингрией или Ингерманландией. Археологические памятники води и современные ижорцы размещаются в одном и том же районе южнее восточной части Финского залива (близ Ленинграда).

Скржинская полагает, что в перечне Иордана к некоторым именам народов присоединился при переписке латинский предлог in; тогда Inaunxis должно пониматься в соединении с предыдущим так: "Чудь на (или в) Аунксе". Более вероятно, что здесь применен союз, равнозначный латинскому et, но выраженный на языке не составителя-грека, а его информатора. Эту соединительную частицу мы наблюдаем в трех случаях. Третий народ перечня, если отбросить этот союз (или предлог), имел, очевидно, начертание имени - Aunxis. Для сопоставления с инграми нужно допустить сильное искажение при переписке.

 

Рис. 7. "ИМПЕРИЯ ГЕРМАНАРИХА" IV В. Н. Э. И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ИТИНЕРАРИЙ III-IV ВВ. Н. Э. (схема) - народы, упомянутые в перечне Иордана; б - порядок перечисления народов; в - основные районы черняховской культуры II-IV вв.; г - направления морских походов Великой Скифии III в.; д - направление славянской колонизации III-IV вв.

4. Васинабронки. Начало этого слова, как признано всеми, означает финно-угорский народ весь (совр. вепсы), указанный летописью на Белоозере, а по археологическим данным документированный для юго-восточного Приладожья. Двойное обозначение очень часто встречается у авторов эпохи переселения народов, когда складывалось много племенных союзов. В данном случае перед нами термин, охватывающий два соседивших народа - весь и пермь (совр. коми-пермяков). Другим наименованием перми было биармия. Это условное и расплывчатое название исследователи иногда значительно раздвигают на запад, приближая к Прибалтике. Васинабронки, по всей вероятности, - обозначение племенного союза "Весь - Пермяки". Если это допущение верно, то средняя часть этого громоздкого слова, быть может, действительно означает союз "и": весь и пермь. Тогда в предыдущем случае чудь и загадочные аунксы (ингры - ижора?) тоже должны рассматриваться как обозначение объединения двух соседних племен.

5. Меренс - несомненно летописная меря, размещавшаяся в основном в междуречье Волги и Клязьмы. Внимание информатора переключается на точно локализованные народы, ориентиром для которых становится Волга.

6. Морденс - несомненно мордовские племена, расселившиеся по нижней половине Оки и на Волге в районе Нижнего Новгорода и далее вниз примерно до района верховий Хопра и Медведицы.

7. Имнискары. Вполне возможно, что начало этого слова тоже содержит предполагаемый союз. Тогда основой имени народа следует считать "искары", что естественно сопоставляется с наименованием столицы еще одного волжского народа - марийцев - Йошкар-Ола. Наличие соединительного союза (здесь несколько искаженного) снова говорит об объединении двух соседних народов: мордвы и марийцев-черемисов, расположенных ниже мордвы по течению Волги, ближе к устью Камы.

8. Роги. Направление внимания автора перечня вполне определилось: он перечисляет народы вниз по течению Волги. Упомянутая им мордва до ходила в древности примерно до широты Саратова, где проходила граница лесостепи и далее начиналась степь. Наиболее вероятно, что под "рогами" Иордана следует понимать "ургов" Страбона. На самой восточной окраине восточноевропейских степей, за сарматами (восточнее их) лежит "страна ургов, по большей части кочевников, хотя немногие занимаются земледелием". Указание Страбона на сочетание кочевого скотоводства с земледелием у ургов вполне соответствует характеру природы в том месте, на котором обрывается перечень хорошо определимых народов Иордана. Мордва находится почти у границы степей Правобережья Волги. Роги Иордана должны быть южнее мордвы и, следовательно, страбоновская характеристика ургов вполне к ним подходит. Возможно, что урги-роги - первая волна угорских выселенцев, продвинувшихся из района Великой Унгарии на юг.

9. Тадзанс. Определению пока не поддается.

10. Атаул. Слово по облику тюркское и могло обозначать одно из авангардных гуннских племен ("Конская ставка"?). Впервые имя гуннов упоминает в связи с Каспийским морем и его "устьем" (дельтой Волги?) Дионисий Периегет, современник императора Адриана (118-138). Он называет "уннов", соседящих с каспийцами. На полвека позже Клавдий Птолемей называет "хунов" в соседстве с роксоланами и бастарнами, т. е. уже несколько западнее прикаспийских земель, где продолжали накапливаться гунны. Тюркский этноним в низовьях Волги не должен нас удивлять.

11. Навего. Народа с подобным именем мы у древних авторов не найдем. Направление поиска может дать только последнее звено перечня - народ "колды", в котором можно видеть отражение названия Колхиды. В таком случае наш предполагаемый путешественник, добр