Азы Славно (страница 3)

То есть Русь в тот момент оказалась поделенной на сферы влияния.

Но затем к власти пришел сын Буревоя Гостомысл. И все образумилось. А сын средней дочери Гостомысла Умилы и одного из прибалтийских князей явился на престол. И звали Гостомыслова внука Рюрик.

Отсюда начинается сравнительно общеизвестная история новгородской земли, где делаются сравнительно незначительные корректировки.

Гостомысл. Условный образ.

Вопрос в том, сбор варягами дани с чюди, словен, мери и кривичей продолжался только в 859 – 862 гг.? Или с десяток-другой лет?! Археология позволяет скандинавам обирать Приильменье более полувека. Тогда много всяких кладов, включая хозяйственные (железные орудия труда), в русскую землю на века ушло.

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус —  на Белоозере, а третий, Трувор —  в Изборске.

И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

Эту фразу летописей даже многие школьники знают почти наизусть. И неизбежно к летописцам возникают вопросы.

Как же «от тех варягов прозвалась Русская земля», когда вы название Русской земли ранее связали с летописанием греческим, началом императорства Михаила (правда, он был коронован младенцем в 842 г., а по летописям в 852)?! Чего там неточности в десяток лет. Да и подумаешь, от кого прозвалась русская земля. Девятый век – и точка.

А как же Новгородцы  - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. А в других городах кто?! И осталась ли хотя бы часть новгородцев славянами?! Осталась.

В той фразе вроде пояснено: Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Кривичи (от полочан) — не славяне?! Изборск — столица чуди?! Меря, весь и мурома — чуди уже не родичи?! Подобных вопросов полно.

Вот запись летописей под 898 г.

Был един народ славянский: славяне, которые сидели по Дунаю, покоренные уграми, и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которые теперь зовутся Русь (допускают, фраза 11 века). Для них ведь, моравов, первых созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у русских, и у болгар дунайских.

(Моравский) князь Коцел поставил Мефодия епископом в Паннонии на столе святого апостола Андроника, одного из семидесяти, ученика святого апостола Павла. Мефодий же посадил двух попов, хороших скорописцев, и перевел все книги полностью с греческого языка на славянский за шесть месяцев, начав в марте, а закончив в 26 день октября месяца. Закончив же, воздал достойную хвалу и славу Богу, давшему такую благодать епископу Мефодию, преемнику Андроника; ибо учитель славянскому народу — апостол Андроник.

К моравам же ходил и апостол Павел (это соратник Андрея, I век н.э.) и учил там; там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Павел и где первоначально жили славяне. Поэтому учитель славян — апостол Павел, из тех же славян — и мы, русь; поэтому и нам, руси, учитель Павел, так как учил славянский народ и поставил по себе у славян епископом и наместником Андроника. А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий — славянский.

Да, на первое послепотопное время (вскоре после 3264 г. до н.э., по православной хронологии) славяне в летописях фигурируют рядом с Иллирией (земли Югославии). Славян в мощной послепотопной державе «Русь, чюдь и вси языци» (летописцы для обозначения ее состава использовали средневековые этнинимы — названия народов). Но никто и историю варягов от этой послепотопной Руси не решается вести. Вот здесь очень давнее, многовековое мировоззренческое противоречие о времени появления Руси, и его лучше не трогать. Абсолютно единственно верных решений нет. Но желающих навязывать свои представления подавляющему большинству россиян, включая новгородцев, предостаточно.

Новгород и Приильменье в недатированной части летописей (до 842 – 852 гг.)

Когда мощи Андрея в очередной раз подлетали к Новгороду, фотограф случайно или закономерно сделал снимок очень важной части города.

 


Северная часть Словенского конца Великого Новгорода. Уточнения с использованием maps.google.ru.

Да, ныне в Интернете немало прекрасных фотографий:

Словенский конец в правом верхнем углу. Великолепное фото Марины Яшиной. 20.05.2008 yashinamv.photosight.ru и др. снимки сайта.

Член-корр. РАН Е.Н.Носов почти два десятка лет назад на основе тщательных исследований сделал важные выводы:

Русские хронографы и летописи второй половины XVII и XVIII в. содержат легендарную часть «О истории еже о начале Русския земли и создании Новагорода... », где сообщается о городе Словенске, который предшествовал Новгороду и находился от него вверх по течению Волхова на расстоянии «яко поприще и боле», т. е. на месте Городища. Нельзя исключать, что в предании о Словенске народная память в легендарной форме донесла до нас отзвуки реальных событий.

Сочинения восточных географов, содержащие данные, относящиеся к 50— 80-м гг. IX в., говорят о трех группах русов, главную из которых ас-Славийю с центром в городе Слава в литературе обычно отождествляют с ильменскими словенами, а ее центр — с предшественником Новгорода, имя которого сохранили восточные авторы. При этом доказывается, что одна из древнейших частей Новгорода называлась «Славно», что созвучно наименованию восточных источников. Некоторые исследователи предполагают, что городом Слава было Рюриково городище. Отсюда ближайший к Городищу район древнего Новгорода получил название Славенского конца, а дорога, соединявшая Городище и Новгород, в пределах города называлась Славной улицей, «самой старой из всех городских улиц».

Носов Е.Н. Новгородское (Рюриково) городище Л.: Наука, 1990 – 212 с.

Затем еще не раз обращался к этому. И уточнил:

Восточные источники говорят о городе Слава, а поздние летописные своды повествуют о Словенске, предшествовавшем Новгороду и располагавшемся рядом с ним. Если принять, что Городище прежде именовалось Словенском, как неоднократно предполагалось в литературе, то неясно, почему скандинавы, попадавшие в верховья Волхова в «доновгородские времена», не восприняли это название, а использовали топоним «Холмгард», хотя «все наименования древнерусских городов в скандинавских источниках представляют собой воспроизведение фонетического облика адекватных им иноязычных (т. е. местных) топонимов. 

Рассказы о Городище. Евгений Николаевич Носов

Может быть, поселение действительно называлось не Словенск, а Холм-город, к чему склоняются ряд авторов? А. Н. Кирпичников высказал мысль, что поселение в истоке Волхова, «если привлечь одно нерасшифрованное наименование русского города в древнеисландской литературе — Гадар», изначально называлось просто «Городцом» подобно другим древнерусским населенным пунктам («Городец», «Городок»), наименования которых идут от укреплений, первоначально являвшихся их характерной особенностью. В этой связи напомню мнение Т. Н. Джаксон, что «на первом этапе знакомства с Русью скандинавы стали называть страну Garđar «Города (= укрепления)», поскольку, «отправляясь из Ладоги по Волхову в глубь славянской территории, встречали на своем пути цепочку укрепленных поселений, называемых местными жителями „городами“». Я не думаю, что сейчас можно однозначно решить вопрос о древнейшем наименовании Городища. Надо учитывать все предлагаемые объяснения топонимов, так как по существу все они имеют свои сильные и слабые стороны.

Объективно говоря, окончательного решения по этой проблематике и ныне нет. Надо учитывать все предлагаемые объяснения топонимов… Но вот некоторые даже очень солидные авторы упорно считают, что надо учитывать только «ихние объяснения».

Четверть века назад автор этих строк написал вслед за изданным «Юрьево» для туристов брошюру «Славно». Там на основе научных материалов констатировал (как и через несколько лет Е.Н.Носов) — нельзя исключать, что в предании о Словенске народная память в легендарной форме донесла до нас отзвуки реальных событий. И надо учитывать все исследовательские пояснения, имеющие свои сильные и слабые стороны. Издательство вело какую-то свою политику. И только что оперившийся кандидат наук разразился с подачи клана наглой высокомерной рецензией – наивно, примитивно, мерзко. Он так и остался на десятки лет кандидатом (в целом-то неплохим человеком, лишь сыгравшим по правилам клана), но вот конкретно «Славну» нагадил. Около года автор доставал видных академиков, выясняя, почему же Сказание  о Словене и Русе в подробностях упоминать нельзя. Один из академиков даже сетовал, что он прочел перерабатываемую рукопись «Славно» значительно чаще, чем книги Достоевского. Решено было в устной форме «Славно» поддержать. Но издательство стало чинить иные препоны, тянут время. И интерес к этому делу у меня иссяк. Академик Борис Александрович Рыбаков констатировал: «Ваша беда в том, что вы вне сложившихся школ». Признаю, что многие из этих устаревших и все еще высокомерных школ не признаю… Врут страшно много. Школы пора менять на реальные творческие коллективы, проекты из специалистов и увлеченных любителей. Добротный увлеченный человек с высшим образованием, умело использующий и Интернет, намного превосходит почти любого остепененного  ученого, потерявшего вкус к обзору огромного круга материалов. Потерявшего вкус к реальной инновационной науке, активным и трудоемким исследованиям.

А.В.Арциховский

В своем «Славне» использовал многие известные к тому времени работы. Например, основателя и первого руководителя новгородской археологической экспедиции академика Артемия Владимировича Арциховского (1902 – 1978)

Раскопки на Славне в Новгороде // Сборник (название)Материалы и исследования по археологии СССР (МИА); Материалы и исследования по археологии древнерусских городов, том 1Номер№ 11Под редакцией Н.Н. Воронина М.-Л. Издательство АН СССР, 1949 www.archeologia.ru

Его представления несколько отличались от представлений Е.Н.Носова. Но в 1982 г. мне пришлось почти буквально привести их в своей брошюре.

«Термин «Славно» и термин «Холм» довольно часто упоминаются в летописи. Это почти синонимы, но нельзя считать их совсем таковыми, к чему некоторые авторы склоняются. Холм составлял, по-видимому, часть Славна, но часть основную. В некоторых летописных упоминаниях Славно представляется довольно значительным районом. Но такие сведения сравнительно редки; в большинстве летописных известий со Славном связаны две церкви, позволяющие топографически уточнить эту территорию.

Они стоят доныне рядом; это Илья на Славне и Петр и Павел на Славне, расстояние между ними всего 12 м. Илья связан летописцами со Славном двенадцать раз,  Петр и Павел — семь раз. Другие церкви относятся к Славну лишь в виде исключения, а именно: Михаил (сравнительно близкий) два раза, Святые отцы (точное место их неизвестно) один раз, Иван один раз. 8 Последнее упоминание свидетельствует о том, что один из летописцев просто отожествлял понятия «Славно» и «Славенский конец», так как названа церковь Ивана в Торгу, т. е. Ивана на Опоках, лежащая на противоположном краю названного конца; такое отожествление видно здесь и из всего контекста, но оно отнюдь не типично.

Славно было лишь основным ядром конца, оно дало ему свое имя, однако топография этого обширного конца хорошо известна, в частности церквей там было много, и некоторые из них прямо связывает с ним летопись. У Славна летопись упоминает лесную пристань, это не противоречит намечаемой топографии, поскольку от обеих основных славенских церквей до Волхова близко, здесь и поныне пристают плоты. Одна из улиц в этом районе до сих пор носит имя «Славная улица», но направление ее, как и других улиц Торговой стороны, сильно изменено в XVIII в. Во всяком случае вблизи двух названных церквей всегда проходила, как и теперь, Ильинская улица, древняя Ильина, получившая свое имя по одной из них.

Местоположение Холма может быть по летописям определено еще точнее: церковь Ильи связана с ним восемь раз, церковь Петра и Павла — семь раз, никаких других топографических указаний для него нет. Вторая церковь в двух из этих упоминаний именуется сокращенно: «црькы святых апостол» и «церковь святую апостолу». Однако в другой редакции первого известия Петр и Павел названы, а во втором известии двойственное число тоже устраняет все сомнения.

Слово «холм» надо понимать в буквальном смысле. Новгород расположен в ровной и низменной местности, среди нее небольшое возвышение, на котором стоят две церкви, до сих пор представляется заметным холмом. Надо учесть и то, что культурный слой при раскопках на Холме оказался тоньше, чем в других районах города, из чего следует, что на заре новгородской истории разница в рельефе была больше. Предполагать здесь, как это делали норманисты, скандинавское слово «holm», остров, бессмысленно: назвать данную местность островом нельзя ни в каком смысле.

Писцовые и лавочные книги XVI в. неоднократно называют живущих на Славне садовников. Большинство упоминаний термина «Славно» связано в этих книгах с садовниками. Очевидно, там были большие сады, возникшие, надо полагать, раньше; от предыдущих веков подобные источники не дошли».

Раскопки на Славнее были организованы в 1932 г. Государственной Академией Истории материальной культуры и Государственным Историческим музеем (Москва). Начальником экспедиции все эти годы был А. В. Арциховский, научными сотрудниками в 1932 г. М. К. Каргер и Б. А. Рыбаков, немало сделавшие затем для изучения новгородской и всей российской истории.

Источники: www.trinitas.ru, www.hrono.info, www.fap.ru, www.tomsk.iriss.ru, www.spbrc.nw.ru, www.archeologia.ru, veligorod.narod.ru

Страница: 1, 2, 3, 4