Большой сион

Большой иерусалим или большой сион XII в. по форме и иконографии повторяет малый. В музей иерусалим поступил из ризницы Софийского собора Новгорода в 1929г. Он также воспроизводит одну из главных реликвий христиан - сень, сооружение над местом погребения и воскресения Христа, воздвигнутую над Гробом Господнем императором Константином Великим. Сион использовали во время литургии как сосуд для перенесения евхаристического хлеба. Являясь образцом высокого художественного мастерства, иерусалим стоит одним из первых в ряду памятников новгородского стиля. Виртуозное техническое исполнение, свободное владение приемами серебряного дела, знание и понимание столичного стиля эпохи, внесение местных самобытных черт вызывают восхищение зрителей.

В отличие от малого иерусалима большой имеет иные пропорции. Ювелир использует орнамент иначе, чем в византийском искусстве. Чернь на фоне и темные стекловидные вставки оттеняют золоченое серебро, придают торжественность этому грандиозному произведению.

Лицевые изображения в медальонах и на дверцах стилистически едины и выразительны. На куполе, в шести круглых медальонах представлены Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил, Гавриил и святитель Василий Великий, один из творцов литургии. Чеканные полуфигуры помещены на полусферической поверхности купола. Выполнение этой работы требовало от серебряника особого напряжения и чутья. Высокий профессионализм, твердая рука мастера сомнений не вызывают.

Образы апостолов, представленные на 12-ти подвижных створках дверей сиона, значительны и гармоничны. Это Петр, Павел, Фома, Филипп, Иаков, Варфоломей, Матфей, Марк, Лука, Иоанн Богослов, Симеон, Андрей. Рельефные фигуры переданы свободно, в легком движении. Позы святых, драпировки одежд, жесты рук, орнаментированные подножия, лики индивидуализированы.

В основании иерусалима - большой дискос с гравированным изображением Голгофского процветшего креста, видного при раскрытых дверях. Купол сиона венчает четырехконечный крест с расширяющимися ветвями, на концах которых литые бусины.

Большой новгородский иерусалим, принадлежащий к аристократическому направлению в древнерусском искусстве, явно княжеский заказ. Возможно, новгородский князь Мстислав, внук короля Гарольда (англосаксонского) и правнук византийского императора Константина Мономаха, имея тесные контакты и с византийской столицей, и с западноевропейским миром, мог заказать роскошный иерусалим, связанный с новгородской Софией.

Большой иерусалим или большой сион XII в.