Росомоны Приильменья (страница 5)

Выехав из леса, дружина затаптывает конями Сванхильд, которая сидит и убирает волосы. Гудрун просит отомстить своих сыновей от конунга Йонакра, дав им заговоренные кольчуги и определив каждому свои функции. Сёрли и Хамдир в пути убивают Эрпа, любимого сына Гундрун, который должен был рубить голову Ёрмунрекку. Приехав к нему ночью в дом, где он спал, братья отрубают королю руки и ноги. Конунг призывает воинов убить братьев камнями, так как их не берет железо. “С ними погиб и весь род Гьюки, и все его потомство”. (Мл. Эдда: 139-141).

В “Старшей Эдде” сюжет изложен в главах “Подстрекательство Гудрун” и “Речи Хамдира” и близок к изложению в “Младшей Эдде”, только акт мести происходит во время пира Ёрмунрекка (Ст. Эдда, Речи Хамдира, 18-31). В “Саге о Вёльсунгах”, когда Рандвера решают повесить за измену отцу-конунгу, он передает ему ощипанного сокола. Ёрмунрекк понимает, что он не будет иметь чести, как сокол — перьев, если казнит сына, и требует снять Рандвера с петли; но Бикки — злой советник его уже умертвляет. Сванхильд сажают за городские ворота, и кони ее не топчут, когда она раскрывает глаза. Тогда Бикки советует надеть ей на голову мешок, и она умирает (Ярхо 1934: 239). Месть братьев схожа с вышеизложенным описанием.

И вот важное, мимо чего упорно проходит наш лукавый неонорманизм.

Датский историк Саксон Грамматик в своем сочинении “Gesta Danorum”, написанном между 1190 и 1200 гг. на латыни, излагает, используя записи исландца Арнальда, ряд германских исторических преданий, в числе которых рассматривается и наш сюжет (Ярхо 1934: 9). Действие переносится в Данию и на земли русских и “геллеспонтцев” — жителей западно-двинского региона. Ярмерикус/Эрманарих, еще ребенком, вместе с молочным братом Гунном попадает в плен к королю славян Исмару и постепенно становится близким приближенным короля. Через много лет он бежит из плена, прихватив золото и убив королеву, не доверяющую ему, и слуг-сторожей. Воцарившись в Дании, он мстит славянам жестокими набегами. Ярмерикус берет в жены Сванхильд из рода геллеспонтцев, но ее и его сына, Броде-руса, оговаривает советник — ливский царевич Бикко, который мстит ему за убийство своего брата.

Бродеруса вешают так, чтобы он мог еще дышать, а на Сванхильд, связанную на земле, пускают диких лошадей. Она раскрывает глаза, и кони ее не топчут. Тогда Бикко советует перевернуть ее лицом к земле, чтобы не действовало волшебство, хотя Ярмерик видит в этом спасении знак ее невиновности. Снова пускают коней, и она умирает под их копытами, но сына освобождают. Геллеспонтцы идут по наущению Бикко мстить за Сванхильд. Ярмерик закрывается в городе. Против него действует волшебница Гудрун. Ему отрубают руки и ноги, и он умирает в страшных мучениях (Saxo Gramm., Bd.VIII, S.429-438).

[Liber octavus, X:5] ...Qui cum duarum gentium imperio fungeretur, auctae dominationis fiducia Sclavos proelio tentat. Quorum quadraginta captos, applicatis totidem lupis, laqueo adegit. Quem supplicii modum, olim parricidis debitum, ob hoc circa hostes peragere voluit, ut, quantae in Danos rapacitatis exstiterint, ex ipsa atrocium beluarum communione videntibus conspicuum foret. Subacta quoque regione, praesidia locis opportunis disponit.
[X:6] Inde profectus Sembonum, Curetum compluriumque Orientis gentium cladem exercuit. Qua regis occupatione Sclavi datam sibi defectionis materiam iudicantes, interfectis, qui ab ipso praesides constituti fuerant, Daniam depopulati sunt. Quorum classem Iarmericus, forte e piratica rediens, interceptam delevit, eoque facinore priores victoriarum titulos decoravit. Ceterum optimates eorum, primo tibias loris traiectos moxque immanium taurorum ungulis alligatos molossisque incessentibus raptim in caenum voraginesque pertractos, lacrimabili spectaculo consumpsit. Ea re hebetati Sclavorum animi summa cum trepidatione regis imperium coluerunt.
(Текст из: Saxonis Gesta Danorum / rec. et ed. J. Olric et H. Raeder. T. 1. P. 232). Этот сюжет в «Реальной истории Руси» мною отмечен.

Другие авторы Интернета уточняют.
Сравним известия Саксона и Иордана. В обоих рассказах Германарих подчиняет в первую очередь германские племена (Иордан говорит о геруллах, Саксон - о датчанах и шведах; все ли герулы были германцами, тоже вопрос: П.З.). Потом, по Иордану, Германарих завоевывает славян (венетов), а затем «умом своим и доблестью он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана». Саксон о всем рассказывает подробней. Подчинив славян, Ярмерик «опустошил сембов, куршей и множество восточных племен». Славяне, воспользовавшись этим, восстали, в связи с чем на обратной дороге Ярмерик расправился с ними еще раз.

Интересно, что сам Саксон не мог связать эстов с сембами и куршами, так как в его время под эстами понимались исключительно современные эстонцы. Значение этнонима изменилось примерно в X-XI вв. В рассказе Вульфстана (конец IX в.) эстами называются еще балты (пруссы), а в 1075 Адам Бременский этот этноним уже относит к современным эстонцам. Следовательно, отождествление подчиненных Германарихом эстов с сембами и куршами должно было быть довольно древней (лучше – ранней, в античности куршей ми сембов не значится: П.З.) традицией. По сути дела ей не противоречит и утверждение Иордана, что подчиненные эсты жили на побережье моря.

Далее в обоих источниках следует широко распространенная легенда о Сунильде (Сванхильде) - женщине, которую Германарих приказал убить и из-за того был смертельно ранен мстящими ее братьями. Саксон передал ее по источнику, близкому к версиям саги о Вольсунгах и Снорри Стурлуссона, опуская однако ошибочные связи с эпосом Дитриха.

Иордан выводит Сванхильду из росомонов, а Саксон - из геллеспонтийцев, проживавших в Восточной Прибалтике. Локализация ее в Восточной Прибалтике - это вымысел исключительно Саксона, неизвестный другим эпическим источникам. Однако здесь отразились общие сведения Саксона о этнических отношениях в Прибалтике. Злого советника Бикко, по совету которого Ярмерик убил Сванхильду, Саксон считает сыном ливского короля, который убежал к Ярмерику из плена геллеспонтицев. Значит, геллеспонтийцы живут в соседстве с ливами и сними вступают в конфликты. Эта этническая ситуация должна быть связанна с эпохой викингов, с которой связаны и другие известия Саксона о геллеспонтийцах.

Сказочник продолжает:
Исходя из дошедших до нас фрагментов преданий или эпических сказаний, можно восстановить общую схему, предположительно трех преданий, слившихся с течением времени в Скандинавии в один цикл: 1) смерть жены/невесты из другого рода под копытами коней за измену/наговор королю (сага о Сванхильд); 2) казнь сына по вине злого советника (сага о Рандвере); 3) смерть короля в результате мести (сага об Эрманарихе). Следует отметить, что в скандинавских преданиях Эрманарих не уверен в себе, но подвержен гневу и ярости (Сага о Вёльсунгах, XLII, с.238), и за него все решает советник Бикки/Сибикка.

Король пытается оправдать, спасти сына и жену, но это ему не удается, и он погибает в результате родовой мести со стороны Росомонов/Гьюкунгов. Иордан и Марцеллин также передают нам в своих текстах неуверенность и бессилие Эрманариха, но в связи с нашествием гуннов. И может быть, не так уж крамольна мысль, что внутри- и межродовые отношения, воспетые в сагах норвежскими и исландскими скальдами, отражали их видение катаклизмов мировой истории, заменяли их слушателям исторические сочинения. В этой канве убийство братьями в скандинавских преданиях Эрпа — возможного союзника против Эрманариха — может отражать, по нашему мнению, уже борьбу с гуннами, так как мы полагаем, что Эрп — оставшийся в живых сын Гудрун от Атли (рис.4), а в одном из древнейших сказаний Эдды — “Речах Хамдира” сохранился более ранний фрагмент.

В более поздней саге о Вёльсунгах Эрп встречает Сёрли и Хамдира только по дороге к Ёрмунрекку (Ярхо 1934: 242) и не знает о своей функции в деле мести. В Старшей Эдде братья называют его ублюдком, чернышом, сводным братом (Ст. Эдда, Речи Хамдира, 12-14), т.е. он им брат по матери от другого отца, причем для них низкого, неблагородного происхождения. Интересно сравнение Эрпа с Хлёдом, персонажем другого раннего сказания — “Песни о Хлёде”. Хлёд назван сыном рабыни и ублюдком наставником готских королей, Гицурром Грютингом, за то, что Хлёд являлся сыном дочери короля хуннов Хумли от короля готов Хейдрекка (Песнь о Хлёде, 13).

Можно заметить, что из рассмотренных выше сюжетов лишь в изложении Иордана Эрманарих сам решает, хотя и движимый яростью, судьбу своих сородичей или приближенных. Этот взгляд на Эрманариха как на сильного, волевого, но подверженного страстям правителя нашел отражение в сохранившихся фрагментах древнеанглийской поэмы “Деор”:
И эта известна
Эорманрика
волчья повадка:
был вождь всевластен,
вожатый безжалостный
в державе готов.
Смирницкая 1982; Деор, 20-25

Рассмотрим другие сюжеты, связанные с Эрманарихом, относящие к историческому и эпическому наследию континентальной Германии. Новые детали для портрета Эрманариха вносит сага о Тидреке Бернском, составленная и записанная в Норвегии около 1250 г. исландцем и дополненная норвежцем. Немецкой, кон-тинентальной она считается в силу того, что оба автора пользовались сказаниями немецких людей и былевыми песнями на немецком языке (Ярхо 1934: 57). Сибих/Сифка, желая отомстить королю за бесчестье своей жены, заставляет Эрманариха погубить под разными предлогами 3-х его сыновей: Фридриха, Региндбальда, Самсона и двух племянников: Эдгарда и Аки (Ярхо 1934: 253).

В несколько более раннее время, в “Кведлинбургских Анналах”, записанных в XI в., упоминается, что “в это время правил над всеми готами король Эрманрих, на козни хитрый, на казну щедрый, по убиении единственного своего сына Фридерика, по его же приказу совершенному; племянников своих, Эмбрику и Фрителу, вздернул на виселицу” (Ярхо 1934: 253, MGH SS, III, 31). В письме Фулькона императору Арнульфу, относящемся к Х в., сообщается, что в немецких книгах значится о некоем короле по имени Херменрике, который все потомство свое предал смерти по преступным проискам своего советника (Ярхо 1934: 253, MGH SS, III, 365). Таким образом, мы видим, что в германском континентальном эпосе всего цикла преданий в законченном виде не сохранилось, хотя в Кведлинбургских Анналах известно о смерти Эрманриха через отрубание рук и ног — “amputatis manibus et pedibus”, но неизвестна причина (Heusler 1911-1913: 627).

Ян де Фриз и А.Хойслер считают (Хойслер 1960: 349, Мелетинский 1968: 293-297), что германский героический эпос возникает у франков и получает дальнейшее развитие в Скандинавии. Применительно к нашему преданию, А.Хойслер выделяет саги о гибели сына/сыновей и гибели племянников-Харлунгов, как известные только в Германии, и т.к. эти персонажи уже известны в “Видсиде”, то они наиболее ранние и Сванхильд-сага сформировалась тоже в Германии (Heusler 1911-1913: 628). Вне всякого сомнения, предания с действующими лицами Фридрих, Эмбрика и Фритела (Харлунги), Ангантюр и Хлёд являются наиболее архаичными, но в “Видсиде” еще нет конфликта между Эорманриком, его сыновьями и племянниками, и образ короля сугубо положительный.

Т.к. предание о Сванхильд, дошедшее до нас в изложении “Гетики”, является наиболее ранним (VI в.), то я полагаю, что на скандинавской почве сюжет псевдоизмены сына Эрманариха Рандвера со Сванхильд заменил собой, возможно, имеющий исторические корни, сюжет ухода-измены членов рода Росомонов прямо перед гуннским нашествием. Последующая смерть сына и жены показывает скорее беспомощность короля, чем жестокость и коварство его образа в континентальном эпосе. Таким образом, мы видим не развитие, а даже архаизацию и сохранение в чистом виде преданий с прояснением целого ряда деталей, причем этот сюжет (сага о Сванхильд) не попадает к франкам, а является чисто гото-скандинавским.

Итак, есть два портрета: воинственного и доблестного короля, на старости лет не уверенного в себе и зависящего от злого советника (гото-скандинавская традиция) — и жестокого, коварного деспота (древнегерманская континентальная традиция). В науке существует уже достаточно общепринятая точка зрения по поводу создания последнего отрицательного образа путем слияния двух исторических лиц: руга/скира Одоакра, короля Италийского, и готского короля Эрманариха. Одоакр был главным противником Теодориха Великого в борьбе за Италию в 489-493 гг. и, вероятно, поэтому мог оставить в устных готских сказаниях и героических песнях негативную память.

Исторический Одоакр был гораздо менее жестоким и свирепым, чем он выведен в образе Ёрмунрекка, и, кстати, чем сам Теодорих Великий, который, в частности, убил, обманув, не только самого Одоакра, но и его сына и жену Сванигильду (!?). Не послужили ли именно эти события позднее почвой для создания в германском континентальном эпосе образа жестокого, коварного короля, когда действия и негативные поступки одного великого короля остготов были приписаны другому? Так как эти сказания пелись, складывались при королевском дворе, очень вероятно, что появление саги о Тидреке Бернском-Теодорихе Великом и Эрманарихе-Одоакре возникли не во времена Теодориха, так как в генеалогическом перечне Амалов Эрманарих назван “благороднейшим”, а скорее при лангобардах после 568 года.

Мы предполагаем, что выбор для неблаговидной роли мстителя своей родне или убийцы своих близких родственников именно Эрманариха в любом варианте прочтения его образа не случаен, ибо он еще раз подтверждает его “псевдо-Амальство”, так как жестокие деяния недостойны истинных Амалов.

Мы допускаем, что этот моральный аспект, вероятно, был еще важен Кассиодору-Иордану с их амалофильством, и, возможно, скандинавским скальдам, так как для объяснения решения о жестокой казни им потребовался факт измены рода Росомонов/Гьюкунгов: в первом случае — королю и всему готскому народу перед гуннской опасностью, а во втором — измены лично королю. Никаких объяснений для жестоких действий готского короля в отношении своих родственников в континентальном эпосе и хрониках уже не требуется.

Эпос превратил Эорманрека в дядю Дитриха/Теодориха, но в ранней версии еще есть образ Отахера/Одоакра, который на 30 лет, как позже и Эорманрик, изгнал Дитриха из Италии. Дитрих находит приют у короля гуннов Атиллы, и мы видим иной образ Атиллы, чем мы знаем из исторических сочинений: это умный, благородный король, решающий все спорные вопросы по справедливости.

Таким образом, все лица, дружески связанные с Дитрихом, одной из ярких и сильно идеализированных фигур позднего пласта германского эпоса, приобретают положительную окраску, а с Эорманреком, заменившем фигуру Одоакра и, возможно, вобравшего в себя многие черты реального Теодориха — отрицательную.

Интересно, что по этому поводу думают профессионалы - историки.
Что думают... Многие из них об этом не думают и не собираются думать. И страстно желают, чтобы не задумались и другие россияне.
Так что - росомоны связаны и (только) с будущей Новгородской землей ?! Здесь-то не обойтись уже без иных подробностей.

Статьи о Фоме Славянине в Академии Тринитаризма призваны обратить внимание историков на реалии «Русской земли» (как ряда факторий) в средневековой Азии. На этногенетических путях формирования и развития европеоидов есть немало мест, где словено-русы и их пращуры надолго застолбили свое нередко долговременное присутствие.

Скифского рода Фома Славянин. Корни Фомы Славянина скифского рода
Доктор исторических наук, один из заместителей директора Института всеобщей истории РАН Игорь Николаевич Данилевский (не путать с Н. Я. Данилевским)  коснулся темы «Русской земли» в ряде публикаций, которые цитируются Интернетом
Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.), Древняя Русь, Загадки "Русьской земли" (Знание-сила. 1997, № 11; наиболее цитируемая как некий «глас официоза») и т.д.

Средневековые преимущественно христианские тексты с упоминанием «Русской земли» названы древнейшими и древнерусскими (якобы история россов-русов давно общеизвестна, не является и ныне предметом ряда обоснованных версий и научных споров ). По работам А. Н. Насонова, Б. А. Рыбакова, В. А. Кучкина к "малой" (для кого-то и всей) Русской земле в XI-XIII веках летописцы отнесли Киев, Чернигов, Переяславль, на левом берегу Днепра - Городец Остерский, на правом берегу и далее на запад - Вышгород, Белгород, Торческ, Треполь, Корсунь, Богуславль, Канев, затем Божский на Южном Буге, Межибережье, Котельницу, Бужск на Западном Буге, Шумск, Тихомль, Выгошев, Гнойницу, Мичск, бассейн Тетерева, Здвижень. Но – по традиции данных летописей – в нее не входили Новгород Великий с относящимися к нему городами, княжества Полоцкое, Смоленское, Суздальское (Владимирское), Рязанское, Муромское, Галицкое, Владимир-Волынское, да и города Овруч, Неринск и т.п. А как же послепотопная «Русь, чюдь и вси языци» летописей ?!

Широкое понятие «Русской земли» современный медиевизм не всегда устраивает. Критикуется «почти аксиома» Б. А. Рыбакова, что под "большой" Русской землей летописцы подразумевали "всю совокупность восточнославянских земель в их этнографическом, языковом и политическом единстве, свидетельствуя о сложении древнерусской (средневековой) народности на огромном пространстве от Карпат до Дона и от Ладоги до "Русского моря". Границы "Русской земли" определялись как "сумму племенных (земляческих) территорий всех восточнославянских племен (княжений: П.З.) , исходя из тезиса , летописца, что "словеньскый язык и рускый - одно есть".

После упоминания неизбежного разброса списков летописных версий, И.Н.Данилевский констатирует, что в списке городов русских дальних и ближних  (версия  1375 – 1381 гг.) прямо перечисляются болгарские, валашские, польские и литовские города, где преимущественно была распространена церковнославянская письменность. Надо искать оправдания. Лучше всего – в Библии.

И вывод далее – в принципе - понятен. Киев – новый Иерусалим (Русалим - в одном из вариантов духовного стиха о "Голубиной книге"). Описание похода Олега на Царьград напоминает сюжеты как из библии, так и описаний захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. и  детали взятия Константинополя войсками Мехмеда II Завоевателя в 1453 году.  К сожалению, не упомянуты подобные походы «скифов кои суть русские» (выходцев с земель Великой Скифии – затем Руси) на Константинополь – ранее Византий - 820 (840 ?), 711, 626, 514, 399, 269 и т.д. вглубь истории. Но в том - верно - и задача. Русский – обязательно православный, иудей – на худой конец. Иногда – особо не афишируя – не мусульманин же или какой иной бусурман (инородец и иноверец).

Конечно, это не позиция «одного автора». Это мощная информационная политика, доминирующая на многих сайтах Интернета (включая отчасти и Википедию) и все более обслуживаемая поисковыми системами Интернета. На материалы против этой русофобской позиции «поисковики» обращают все меньше внимания, как бы трактуя данные материалы как малозначащие (на деле – явно противостоящие антирусской информационной политике).

22 сентября 2005 г. Радиостанция «Свобода» (Москва) . После передачи о Куликовской битве. Священник Харьковско-Полтавской епархии Украинской автокефальной Православной Церкви Яков Гаврилович Кротов (автор популярного сайта). : Доктора наук, православные историки Владимир Леонидович Махнач и Игорь Николаевич Данилевский.

Нельзя сказать, что И.Н.Данилевский – как объективный ученый (знающий, к примеру, «Древнюю Русь» Г.В.Вернадского и хотя бы массив томов «Археология СССР») – реальных корней процесса не ощущает. В работе « Древняя Русь глазами современников и потомков (IX  XII вв.). Лекция 1» осмысливая происхождение индоевропейцев, он констатирует важные моменты, которые очень подробно рассматривают многие объективные специалисты и увлеченные энтузиасты отечественной истории. Подробностей полно в Интернете. Взять хотя бы мощные своды данных Андреем Александровичем Тюняевым и Юрием Дмитриевичем Петуховым.

Источники: istorya.ru, forum.eurasica.ru, viduramziu.lietuvos.net

Страница 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8