Беда в том, что археология указывает глубины традиций не только славян в десятки тысячелетий. Специалисты по гаплогруппам говорят об истоках этногенеза славян на глубине хотя бы в несколько тысяч лет. А вот для подавляющего большинства лингвистов славян ранее 2 тыс. до н.э. нет (хотя академик О.Н.Трубачев и приводил аргументы в пользу 3 тыс. до н.э., с вариантами исхода славян из округи Дуная). Современная наука требует учитывать все обоснованные версии этногенеза, а не навязывать мировому сообществу информационный диктат в пользу той или иной политики.
Например, добротна монография Н. К. Козловой «Восточнославянские мифологические рассказы о змеях. Систематика. Исследование. Тексты» (Науч. ред. В. М. Гацак. Омск: «Изд. дом “Наука”», 2006. 460 с.
Она, в частности, допускает возраст Власия в несколько тысячелетий вслед за В. В. Ивановым и В. Н. Топоровым. При этом Волос мог иметь образ как медведя, так и змея. И тоже на глубину в несколько тысячелетий. По оценке сербского исследователя А. Лома, пара Велес – Вила (женская ипостась Велеса) является славянской интерпретацией античного культа Аполлона и его сестры Дианы (Артемиды).
Критикуя Б.А.Рыбакова , она все же констатирует, что необходимо предпринять поиски и сравнительно-типологический анализ подобных ритуалов у других славянских и (шире) индоевропейских народов. И в этом дальнейшие перспективы исследования. Конечно, необходимо. Что для Б.А.Рыбакова с уровня его информированности было очевидным, то для нынешних фольклористов остается нередко перспективным поиском. Успехов им на этом пути.
Это можно сказать и о статье Е.Л. Мороз «Новая концепция русского былинного эпоса. Совместные сочинения И.Я. Фроянова и Ю.И. Юдина»
Если нет признания ностратики, геногеографии, многотысячелетних археологических традиций на землях Восточной Европы, то сторонники «обрезанных славян» всегда будут правы. Только кому такие обрезания славянской истории нужны ?!
Полезен «Сравнительный указатель сюжетов» и для Новгородской губернии.
Правда, рассмотрения этих сюжетов на многотысячелетнюю глубину пока нет.
Академик Б.А.Рыбаков в своем фундаментальном труде «Язычество древних славян» в итоге отмечал: «…Мы рассмотрели лишь отчасти следы охотничьей первобытности в позднейшем восточнославянском фольклоре, бегло коснувшись некоторых обрядов и частично цикла волшебных сказок. Их, этих следов, очень много в обрядах (комоедицы, турицы и др.), в народном костюме (головные уборы: рога, сорока, кичка, кокошник), в хороводных игрищах и танцах (бычок, гусачок), в детских народных играх, которые нередко оказываются последней стадией вырождения древних языческих обрядов (например, упомянутый уже "Ящер").
Охотники каменного века рассматривались здесь, естественно, вне связи с какими бы то ни было этническими группами (улавливались лишь пережитки, прослеживаемые у славян); в последующей же, земледельческой, эпохе уже обозначатся контуры праславянского массива, и рассмотрение языческих представлений постепенно приобретет, так сказать, славянскую конкретность.
Известному историку религии, англичанке Карен Армстронг удалось удивительно просто и доступно рассказать об истории возникновения мифологии, начиная со времен палеолита и до наших дней.
По ее мнению, людям необходимо вновь научиться мыслить мифологически, чтобы понять истину, заложенную в повествованиях, не предназначенных для буквального прочтения.
"Миф не может существовать в одном, традиционном пересказе. По мере изменения обстоятельств нашей жизни нам приходится излагать те или иные истории иначе, чтобы высветить скрытую в них вечную истину: Каждый раз, когда человечество совершало новый скачок в своем развитии, оно переосмысливало свою мифологию и применяло ее к новым условиям бытия. Но так как человеческая природа остается практически неизменной, многие мифы, возникшие в культурах, поразительно несхожих с нашей собственной, по-прежнему исследуют тему наших глубинных страхов и сокровенных желаний."
Карен Армстронг.
Сколько бы мы светил мировой науки не упомнили, нашим доморощенным авторитетам все эти светила не указ. Наших с подручными раз много – значит они правее…
Геродот почти 25 веков назад при своем подробном рассказе о скифах затронул и более северные земли – гипербореев (в Интернете ныне обилие сведений о них):
«32. О гипербореях ничего не известно ни скифам, ни другим народам этой части света, кроме исседонов. Впрочем, как я думаю, исседоны также ничего о них не знают; ведь иначе, пожалуй, и скифы рассказывали бы о них, как они рассказывают об одноглазых людях. Но все же у Гесиода есть известие о гипербореях; упоминает о них и Гомер в “Эпигонах” (если только эта поэма действительно принадлежит Гомеру).
33. Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе. Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Евбею. Здесь их перевозят из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако минуют Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы – на Делос. Так-то, по рассказам делосцев, эти священные дары, наконец, прибывают на Делос.
В первый раз, говорят делосцы, гипербореи послали с дарами двоих девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан. Это те, кого теперь называют перфереями и весьма почитают на Делосе. Однако, когда посланцы не вернулись на родину, гипербореи испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье и они не возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям с просьбой отослать их другим народам. И вот таким образом, как передают, дары отправлялись и, наконец, прибывали на Делос. Мне самому известно, что и в других местах происходит нечто подобное со священными дарами. Так, фракийские и пеонийские женщины при жертвоприношениях Артемиде-Царице всегда приносят священные дары завернутыми в пшеничную солому.
34. И я точно знаю, что они так поступают. В честь этих гиперборейских девушек, скончавшихся на Делосе, девушки и юноши там стригут себе волосы. Так, девушки перед свадьбой отрезают локон волос, обвивают им веретено и затем возлагают на могилу гипербореянок (могила эта находится в святилище Артемиды при входе с левой стороны; у могилы стоит маслина). Юноши же наматывают свои волосы на зеленую ветку и также возлагают на могилу. Такие почести жители Делоса воздают этим гиперборейским девушкам.
35. По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи из страны гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины – Арга и Опис. Они несли Илифии священные дары, обещанные за быстрые и легкие роды. Как передают, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с самими божествами [Аполлоном и Артемидой], и делосцы им также воздают почести. В их честь делосские женщины собирают дары.
В гимне, сочиненном ликийцем Оленом, женщины призывают их поименно. От делосцев переняли этот обычай жители других островов и ионяне: они также поют гимн, призывая Опис и Аргу, и собирают им священные дары. Этот Олен пришел на Делос из Ликии и сочинил также и другие древние гимны, которые поются на Делосе. Пепел от бедер жертвенных животных, сожженных на алтаре, они рассыпают на могиле Опис и Арги. Могила же их находится за святилищем Артемиды на восточной стороне в непосредственной близости от зала для пиров кеосцев.
36. Итак, о гипербореях сказано достаточно. Я не хочу ведь упоминать сказание об Абарисе, который, как говорят, также был гипербореем: он странствовал по всей земле со стрелой в руке и при этом ничем не питался (в существование гипербореев я вообще не верю). Ведь если есть какие-то люди на крайнем севере, то есть и другие – на крайнем юге. Смешно видеть, как многие люди уже начертили карты земли, хотя никто из них даже не может правильно объяснить очертания земли. Они изображают Океан обтекающим землю, которая кругла, словно вычерчена циркулем. И Азию они считают по величине равной Европе. Поэтому я кратко расскажу о величине обеих частей света и о том, какую форму имеет каждая».
Поправлять Геродота не будем, хотя в других античных трудах отмечался выход гипербореев с дарами примерно с округи Дона и Волги (Вестник древней истории. 1947 – 1949; указ. 1950).
Если скифов помещать у Понта (Черного моря), то буквальная трактовка пути даров гипербореев следующая: гипербореи где-то на севере или северо-востоке посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную (на землях скифов ?) солому; от скифов (Причерноморье) дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе.
Рис. 7. Варианты пути гипербореев с севера (красный, черный) и словено-русов на север (розовый, фиолетовый, желтый) 3 – 5 тыс. лет назад.
Наши польские друзья упорно национализируют многие сюжеты античного прошлого Скифии и Сарматии в свою пользу, что сказывается и на «черном маршруте» гипербореев.
По этногенетике прямые пращуры славян уходили из округи Карпат на север и восток около 5 тыс. до н.э.
Через две-три тысячи лет их потомки – как индоевропейцы - могли повторять и путь обратно.
Миф или сказание, какой иной фольклор гипербореев (или с использованием фольклора гипербореев) привел задолго до нашей эры Геродот, спорить можно долго. Но вот имена настораживают.
Лаодика («народом судящая», неподкупная) слишком созвучна Ладоге (озеру Нево летописей). Гипероха – в переводе - Великая. Арга созвучна Карге, хотя напоминает и о маршруте Арго через горы Рипы.
Опис – обильная, прекрасная, великолепная. Отчасти созвучна средневековой Опочке. Олен – масляный, пахучий, душистый. Но по созвучию на севере ему удобнее быть Оленем. Любопытно, что вместе с Гиперохой и Лаодикой « были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан». Эти горожане-гипербореи крайне раздражают медиевизм, который даже мысли о северных городах на землях России в античности не допускает. Геродот здесь явно официозной науке вредит. Хотя античных городищ на российских землях вдали от Черного моря с неолита хватает. Не говоря уже об Аркаиме.
Не будем увеличивать число догадок, но утверждаем.
Достигшие острова Делос (родины Аполлона и Артемиды) гипербореи Арга и Опис, Лаодика и Гипероха, «пять гиперборейских горожан» упомянуты Геродотом примерно на 7 – 6 века до нашей эры. Откуда именно они явились на юг – спорить можно много. Но округи Ладожского озера и реки Великой исключать из рассмотрения не стоит.
По этногенетике прямые пращуры славян уходили из округи Карпат на север и восток около 5 тыс. до н.э. (П. Золин. Гаплотипы восточных славян)
Через две-три тысячи лет их потомки – как индоевропейцы - могли повторять и путь обратно.
Рис. 8. Распространение индоевропейцев с 5 тыс. до н.э.
Античность Северо-Запада РФ явно была. И архаичные гипербореи в начале нашей эры указывались уже на Крайнем Севере, в местах «русских поморов».
Рис.9. Северо-Запад РФ в начале нашей эры
Достойна ли округа Ладожского озера быть родиной Лаодики или Арги, Гиперохи и Опис, «гиперборейских горожан» - отвечать работящим археологам.
Ладоге есть смысл быть и родиной самой Лады (Лето, Латоне) – возлюбленной самого Зевса, деда скифов по Геродоту.
Конечно, желающих считать свои земли родиной Латоны (матери Аполлона и Артемиды) очень много. Но у округи Ладожского озера аргументов в свою пользу не меньше.
Источники: traditio.ru, ruthenia.ru, zatusim.ru, avorhist.narod.ru, russika.ru