Глубины слов (страница 2)

Самым великим из семи священных городов древних арьев был город Варанаси — центр учености и столица царства Каши, то есть "сияющего". Эпос утверждает, что Варанаси основан в глубочайшей древности, при внуке прапредка людей Ману, спасшегося от потопа. По астрономической хронологии Махабхараты Варанаси как столица существовал уже за 12 тысяч 300 лет до наших дней. Название его производят или от слова "варана", что значит "лесной слон" (вариант - мамонт), или от наименования рек Вараны и Аси, на которых и стоял этот город, или возможно, что оно происходит и от сочетания "вара-нас", что означает "круг (крепость) наш".

Созвучие прозрачно. Но есть детали.

Если смотреть на берега нынешней реки Вороны, то там Варанаси нет. Но вплоть до 18 века н.э. нынешняя река Воронеж нередко называлась Великой Вороной, была судоходной и даже полноводнее верхнего Дона. На этой реке общеизвестный  Воронеж. Он упоминается в источниках и под 1177 годом, и в 1237 году. Крепость Воронеж была востановлена в 1586 году. Город был преимущественно деревянным, однако еще в 1702 году в его черте имелись руины каменных строений, которые местные жители называли "казарскими". На территории Воронежа четыре средневековых городища, встречены следы энеолита, неолита, мезолита…

Воронеж мог быть древним Варанаси. Само название города более близко к древнеарийскому Варанаси (Варанаши), чем современное индийское - Бен-Арес (город Ареса). К тому же в 16 веке крепость называли Воронец.

Индоевропейский эпос указывает в районе Варанаси ряд объектов, что отсутствуют в Индии. Возле Варанаси кроме Вороны текли реки Аси, Кавери, Дева. И ныне  у самого города текут реки Ус-мань, Каверье, Девица. В округе Варанаси указывались водоем Вай-дурья ("дурья"—гора) и горы Дева-сабха ("сабха"— сопка). По Воронежской и Липецкой областям течет река Бай-гора, а холмы в сотне километров южнее Воронежа, у рек Сосны и Дона зовутся Девогорье. Там живописнейший монастырь у меловых отложений.

Одна из книг Махабхараты упоминает Варанаси как городе области Видеха. Эта  эпическая страна со столицей Митхилой была  в краю семи устьев Ганги (Волги) и тысячи лотосовых озер. Около 6 тыс. лет назад уровень Каспия был ниже современного метров на 20 , тогда дельта Волги смыкалась с дельтами Терека и Урала в один обширный озерный край лотосов.

Варанаси относилась к Видехи, но не была ее столицей. Ныне у Воронежа в Дон впадает река Ведуга – один из следов эпической Видехи.

И вот главное для этой книги.

Рядом с городом Варанаси, по свидетельствам Махабхараты, был город Хастин, ставший столицей арьев после битвы на Курукшетре (Курском поле) в 3102 году до нашей эры. Допускают, что здесь речь идет об округи нынешнего села Костенки недалеко от Воронежа. Здесь люди селились в разных местах по берегу Дона до 45 тысяч лет назад. Разновременные культурные слои подтверждают почти непрерывное заселение этих мест вплоть до настоящего времени.

Если у округи Воронежа немало шансов быть Варанаси, то у Костенки немало шансов быть эпическим Хасти (Хастиным). С глубиной названия хотя бы в несколько тысяч лет.

Хастин как Костенки заставляет учитывать при трактовке современного ононима ряд созвучий типа – хаст-хост, каст-кост, гаст-гост (с допущением иногда и других огласовок), да и укороченные – хас-хос, кас-кос, гас-гос. Со смыслом косить, костить (бить), резать, брызгать (хесать)

Хесин – реку с таким названием, текущую в сторону Сарматского океана (Балтики) от гор Рип (возвышенностей Русской равнины), во 2 веке н.э. указал Птолемей. Затем в 4 в. Сведения повторил Маркиан из Гераклеи Понтийской. Хесин может быть водной системой Селигер – Ильмень – Балтика (с включением разных проток и рек между ними). С юга у гор Рип указывался священный Алтарь Александра – как память о связях Александра Македонского с народами Великой  Скифии. Хесин оказывался частью обратного пути знаменитых аргонавтов (Вестник древней истории. 1947 – 1949; указатель 1950 г.). Якобы сюда доходили истоки Танаиса (Дона). Тогда Танаисом оказываются водные системы типа Москва (Протва и т.п.) – Ока вверх по течению – волоки (например, из Упы) в сторону Дона. При использовании «моноксилов» (лодок-долбленок) такой  путь уже несколько тысяч лет назад был вполне проходим. Ныне накапливаются факты в пользу существования судоходства и мореходства (на плотах и льдинах) уже десятки тысяч лет назад.

Из созвучий на г-ст наиболее привлекательна греческая Гестия - богиня домашнего очага, старшая дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453 след.). Она покровительствовала неугасимому огню домашних очагов, что тысячи лет согревали и жителей Подонья. Огонь объединял мир богов, мир людей и каждую семью вплоть до каждого человека. У римлян Гестия стала Вестой. В ее храме жрицы-весталки поддерживали вечный огонь - символ государственной устойчивости и надёжности. Из весталок было и Рея Сильвия (Река Лесная), родившая по воле неба Рэма и Ромула – основателей «вечного города» земли.

Для одних исследователей эти эпические герои значительно моложе индоарийских. По другим версиям – равны им и даже старше. Но для многих индоевропейцев добрые гости и вести и ныне приносят радость – первое слово для всех людей на планете, по версии Старостина.

С героями мифов, имеющих имена на Дан- и Дон-, у разных народов по всевозможным мифологическим словарям с помощью Интернета быстро познакомится даже любой школьник.

В тех же ведийской и индуистской мифологиях данавы - класс демонов-асур, дети Дану и Кашьяпы. Эти гиганты борются с самими богами. Они властвуют и в водном мире. Корень отражается в названиях мифологизированных рек и во второй части имени индоевропейского Посейдона ( осет. Донбеттыр и т.д.).

У кельтов Дану (ирл. Danu) –мать, прародительница богов. Кельтские мифы подчеркивали происхождение кельтов с Востока.

Дану для древних индийцев имеет ряд значений, при этом основное Дану – поток.

Дану - демон, сокрушённый Индрой (РВ II 11,18; 12,11; IV 30, 7); вероятно, эпитет Вритры, одного из данавов;  Вплоть до недавних времен жители округи Костенок упоминали именно такого Индру прямо под именем Индры.

Дану (отчасти схожее с кельтами) - мать демонов и, прежде всего, Вритры (иногда - Намучи); «Ригведа» (X 120,6) упоминает семерых данавов, происходящих от Дану и рассеянных Индрой. Дану связана с водами. Когда Вритра повергли, жизненные силы Дану пошли на убыль. Дану - вторая дочь Дакши; вместе со своей старшей сестрой Дити  - родоначальница асур (асов скандинавского эпоса ?).

Дану – главный эпитет Кабандхи, чудовищного ракшаса, убитого Рамой.

К сожалению, Дон задолго до нашей эры в греческих источниках преимущественно назывался Танаис, хотя даже здесь созвучие Дан- и Тан- неизбежно и символично. Это преимущественно обозначение грозных природных сил, особенно мощного водного потока. И демонов как порождений такого потока.

Осетинский Донбеттир (древний Посей-дон) – «водяной Петр». По мере христианизации правителем подводного мира у осетин становится апостол Петр (Беттир, отчасти Батыр), при этом Дон сохраняет свое значение как «вода». И есть устойчивые сведения этимологии Дона именно к индоиранскому значению – вода.

Вместе с тем остаются важные для пояснения этимологии Дона созвучия, включая и славянские «день» (солнечный, светлый), «дно» и т.п.  «День» Дона продолжается ононимами Дне-пр, Дне-стр, Дун-ай (Данубий, низовья которого в античности назывались Истр). От Дона было движение (например, кельтоскифов) вслед за Днем (на Запад), при этом движении сам Дон оказывался Дном – исходным рубежом движения. От Дуная путь вел навстречу Дню, но путники сталкивались с «стрелами» и «стражами» (стр), разными «порогами» (пр) и иными препятствиями. Но в конце пути вновь ждал Дон. Понятно, что такая версия требует дальнейших обоснований.

По библии, Каин (новый; но и созвучие хойм-кайм – древнейшим обозначениям домов и селений) был изгнан на восток в какую-то землю Нод (оборотное Дон). Здесь у него родился сын Енох (Еног), Каин построил город и назвал в честь сына – тем начал строительство первых городов на земле. Здесь появились скотоводы с шатрами и стадами. Отсюда распространялись по земле первые музыкальные инструменты и изделия из металла. Бог посчитал такой независимый образ жизни вызовом и устроил для этих слишком самостоятельных исполинов всемирный потоп (Библия. Бытие. Главы 4 – 8).

Потоп уничтожил и город Енох в земле Нод – первый город на земле.

После допотопных городов стали появляться послепотопные города. От них чаще всего и ведут ныне историю градостроительства. С религиозной точки зрения такой подход, вероятно, и справедлив. Но с позиций реальной науки допотопные города требуют очень серьезного внимания.

Как и глубины обозначающих их слов.

Стоит ли все это учитывать при знакомстве с ранней послепотопной историей Приильменья ?! Решать нынешним жителям Приильменья и их гостям. Но память о прошлом в округе Валдайских гор (эпических гор Рип) явно была глубокой – ностратической. f

Городище – название у словено-русов древнего (зачастую досредневекового) укрепленного места, где нередко есть следы обитания людей со времен каменного века - и ныне на этом месте или недалеко от него продолжают существовать поселения. Рюриково городище под Новгородом подтверждает обитание людей в его округе со времен неолита. Чертово городище Курской области имеет следы поселения первых веков нашей эры, с вариантами существования здесь святилища с древнейших времен. Упорной ошибкой медиевистики является датировка появления городищ (нередко как центров пагусов-погостов) только временем раннего средневековья (без учета всемирной хронологии - называемого «древнерусским»), хотя общеизвестно существование на территории России  городищ хотя бы с 11 – 9 вв. до н.э. ряда археологических культур – ананьинской, дьяковской, штриховой керамики, днепро-двинской и других. Под псевдонимами «городища» нередко выступают реальные древние города, особенно в эпоху скифов.

В.А.Сафронов отметил, что древние индоевропейцы отличали укрепленное поселение как огороженное изгородью, оградой поселение (хет. gurta- 'крепость', тох. В мн. ч. kerciyi 'дворец', лит. gardas, cт.-слав. gradu 'крепость, город', чеш. hrad 'крепость, дворец'; русское – город, град ) от крепости-города, замка, укрепленного поселения на возвышенности, скале (что передается двумя формами от двух основ со значением 'высокий, гора, скала', например: др.-инд. pur 'укрепление, крепость', греч. гом. Πολις 'город (русское «палата»), укрепленный город', лит. pilis 'замок, крепость', лат. pils 'замок, крепость' и гот. baurgs 'город, башня', др.-в.-нем. burg 'крепость', а также производные от этой основы в лат. fortis 'сильный, твердый', др.-инд. brmati 'укрепляет, усиливает', тох. В prakre 'твердый' – Шредер, 1913; Гамкрелидзе, Иванов, 1984, с. 743, 744, 668).

Если учитывать общеиндоевропейский характер основы *g(h)(e)rd(h), *b(h)(e)rg(h) и арийско-греко-балтийский ареал основы *p(h)el, а также время выделения анатолийских языков в IV тыс. до н. э., по В.А.Сафронову, можно предполагать, что эти понятия возникли в IV и даже V тыс. до н. э., а следовательно, правомерно относить появление "города-полиса" к V/IV тыс. до н. э. Одной из первых в Европе такие поселения, которые соответствуют термину 'город, крепость, замок', имела культура Винче, что наряду с массой археологических данных позволяет относить ее к древнейшим цивилизациям Европы и Старого Света.  Сафронов В.А. Индоевропейские прародины. Горький, 1989 г. Стр. 64-93, 155-190.

Ностратические и доностратические семьи языков – как выше замечено, -  с большой степенью вероятности включали слова со значениями – жилище (укрытие), селение, укрепленное селение и т.д. Но эти глубины языков ныне только исследуются.

Даже если брать «Городищенские» культуры античной Руси, то их объединяет один главный признак – именно городища эпохи железного века. В отечественной археологии интерес к древним «селениям» и «городкам» укреплялся еще в середине 19 века (Самоквасов 1873, 1878). Затем заметный вклад в изучение городищ внесли С. В. Киселёв и А.В. Арциховский,  П.Н. Третьяков и еще ряд исследователей. Важный материал содержат труды Брюсова А.Н., Бибикова С.Н., Массона В.М., Афанасьева Г.Е., Леонтьева А.Е., Обломского A.M., Русановой И.П., Тимощука Б.А, Узянова А.А., Орлова С.Н., Е.Н.Носова, В.Я.Конецкого  и другие специалисты.

Характер поселений определяется многими факторами, важнейшими из которых - природная среда, хозяйственная система, уровень технологии, социальная организация, демографическая ситуация и т.д.(Проблемы изучения древних поселений... 1990.  С. 4-10). Работы Б.А.Рыбакова и В.В.Седова, И.П. Русановой и Б.А. Тимощука усилили внимание к городищам-святилищам, истоки которых просматриваются в комплексах палеолитических Костенок и Сунгири, в Шигирских древностях и т.д.

Например, признается, что дьяковская культура (фиссагетов Геродота ?) междуречья Волги и Оки, по своим археологическим характеристикам, относится к триаде «городищенских» культур Восточной Европы. На западе от нее, в зоне правобережья Верхнего Поднепровья, располагалась культура штрихованной керамики. На севере, в зоне междуречья Западной Двины и Верховьев Днепра, располагалась днепро-двинская культура (андрофагов Геродота ?).  Все три названные культуры имеют общие признаки, существенно отличающие их от похожих, синхронных с ними культур, юхновской и милоградской (невров Геродота ?).

Они не имеют погребальных памятников или такие памятники единичны . Следы дьяковцев представлены городищами и другими поселениями (селищами). Почти полностью раскопаны городища Троицкое в Можайском р-не и Щербинское в Подольском р-не, (Московской обл.) . Значительные исследования проводились на городищах Бородинском в Можайском р-не, Барвихинском и Успенском в Одинцовском р-не., на Дьяковом, Мамоновском, Сетунском, и Кунцевском городищах в черте большой Москвы. На городище Соколова гора в Люберецком р-не, на городище Кузнечики в Подольском р-не, на Боршевском и Селецком городищах Раменского р-на и в ряде других памятников.

Ранний этап развития ДК датируется 8-7 или 7-6 вв. до н.э. Относительно ее верхней даты существуют различные точки зрения: 5-6 вв. н.э. (Дубынин 1970 а. С. 94), 7-8 вв. н.э. (Краснов Ю.А., Краснов Н.А. 1978 С. 150), Розенфельдт И.Г. доводила верхнюю дату до 10 - начало 11 вв. (Розенфельдт. 1982 С. 176). Наиболее убедительной, на сегодняшний день, представляется вторая версия, которая  подтверждается не только археологически, но и серией радиоуглеродных дат, полученных в результате раскопок Н.А. Кренке на Дьяковом городище.

Археологические материалы свидетельствуют, что в западной части ареала дьяковцы испытали сильное влияние со стороны балтоязычных племен Верхнего Поднепровья, где в поздней античности заметны и венеды-праславяне. На территории Московской области исследовано, пока, лишь одно погребальное сооружение ДК. По керамике и другим находкам это сооружение можно датировать 6-8 вв. н.э. По мнению Ю.А. Краснова, это «домик мертвых», обнаруженный на городище близ Саввино-Сторожевского монастыря под г. Звенигородом. Здесь в небольшом сооружении срубной конструкции, повторяющем по своему плану и устройству жилую постройку, выявлены остатки трупосожжений, произведенных в стороне и помещенных в сосуды-урны или накрытые сосудами и их обломками. «Домик мертвых» был сооружен, по-видимому, на уже заброшенном городище (Краснов Ю.А., Краснов Н.А. 1978).

Городища – эмбрионы городов средневековья и более позднего времени. Многие города за тысячелетия своей эволюции прошли путь от сравнительно небольших (мизерных, точечных локалитетов) по числу жителей и занимаемой площади, простых по организации и структуре образований к сложным и крупным экономическим, социально-политическим, культурно-религиозным, научным, военно-стратегическим центрам и агломерациям. Это был путь от родовых поселков и стоянок, от племенных и межплеменных ритуально-сакральных поселений к  городам неолита и античным полисам, далее — к средневековым городским коммунам Западной Европы и восточным имперским столицам, торгово-ремесленным центрам, обслуживающим внутренние и внешние обмены и контакты, и, наконец, к современным индустриально-урбанистическим комплексам, гигантским многофункциональным городам (мега-города, мегалополисы), обширным метрополитенским территориям. Медиевизм пытается решать все вопросы градостроительства внутри своего средневекового периода, что по определению оставляет такой подход за рамками реальной науки.

Первые «признаваемые» города — очаги архаической городской культуры и городского хозяйства зародились на Древнем Востоке, но все больше находят им аналогов и в Европе, ряде других мест планеты. Уже в 6 тыс. до н.э. существовали палестинские, анатолийские протогорода - Иерихон и Чатал-Хююк в Малой Азии, по размерам не уступают им протогорода округи Балкан и Нижнего Подунавья вплоть до Днепра.

Общеизвестно, что в 4-3 тыс. до н.э. возникли города в речных долинах Месопотамии и Египта: в Двуречье Тигра и Евфрата — Эриду, Элам, Урук, Ур, Лагаш, Вавилон, Ларса, Киш, Джемдет-Наср и мн. др., в долине Нила вырос известный крупный религиозный и политический центр — Мемфис; на берегах Инда — Хараппи и Мохенджо-Даро (2100-1750 до н.э.); китайские города в бассейнах Хуанхэ и Янцзы.

По оценкам  В.С.Титова, исходя из средних размеров поселений – к примеру - культуры линейно-ленточной керамики и числа их обитателей (около 100 человек), полагают, что для прокормления такого населения ежегодно следовало засевать от 25 до 100 га. В экономическом районе поселения, в радиусе 5 км вокруг него, было более 31 кв. км земли. Следовательно, у жителей было в 30 раз больше земли, чем им требовалось для ежегодного посева, и поля можно было переносить, не меняя места поселения. Примерно этот принцип использовался и для поселений промысловых культур – рыболовства, охоты, собирательства. Но промысловой площади им требовалось несколько больше. История Европы Т.1.

Вычислена скорость распространения той же культуры линейно-ленточной керамики в Европе - она равна приблизительно 5,5 км в год. За жизнь шести-девяти поколений первые земледельцы покрыли расстояние в 1 тыс. км от Будапешта до Элслоо (юг Нидерландов), проходя за одно поколение от 111 до 167 км. Расселение, преимущественно, осуществлялось не на пустых территориях, а на землях, заселенных охотниками и собирателями, стоявшими на уровне развития мезолита. При этом новые волны промысловиков могли достигать далеких земель и за несколько десятилетий, что отчасти подтверждают Сказания о Словене и Русе.

Одно из древнейших земледельческих поселений в Европе представлено Неа Никомедией (Северная Греция). Его площадь в 6 тыс. достигала примерно гектара. На его раскопанной части (0,2 га) открыто шесть домов, относящихся к одной фазе. Вероятно, все поселение имело около 15 - 25 домов. Средняя площадь домов 64 кв. м. Если в каждом доме жила малая семья из пяти-семи человек, то общее количество обитателей Неа Никомедии и составляло 100 человек. В домах были очаги и закрома для запасов. Видимо, по крайней мере часть запасов хранили дома, где также готовили пищу. В центре раскопанной части находилось большое (13 х 15 м) сооружение, внутри которого найдены пять женских фигурок. Оно расценивается как общинное здание, где отправлялись единые для всей общины ритуалы. Но подобное встречено и в российских Костенках, которые относятся к 15 – 25 тыс. до н.э.

Источники: www.kurgan.kiev.ua, bankrabot.com, www.kulichki.com, starling.rinet.ru, kladina.narod.ru, www.travelphoto.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4