Бораны, боруски, Бравлин-Буревой, Бронницы, Бярмия… стр4

Бораны, боруски, Бравлин-Буревой, Бронницы, Бярмия… стр.4

В.В. Лавров пытается связать скифское судостроение с наличием определенного скандинавского элемента в черняховской культуре первых веков нашей эры. Но задолго до эрулов, связанных через славянские земли со Скандинавией, народы на землях Скифии умели строить суда и участвовали в морских походах. Этому немало археологических и других подтверждений.

Во времена княгини Ольги – походов около 947 г. по Мсте и Луге (а до этого первого посещения Константинополя) - византийцы получили немало сведений о Руси, включая и масштабы русского судостроения. Константин Багрянородный в труде «Об управлении империей…» писал:

«9. О росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Константинополь [Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда[связывают с Новгородом], в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски", из Телиуцы, Чернигоги" и из Вусеграда.

Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии - рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы.

Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моно-ксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их". И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичеву, которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр.

Прежде всего они приходят к первому порогу (см. в источнике)…

Пока они не минуют реку Селина, рядом с ними следуют пачинакиты (печенеги). И если море, как это часто бывает, выбросит моноксил на сушу, то все [прочие] причаливают, чтобы вместе противостоять пачинакитам. От Селины же они не боятся никого, но, вступив в землю Булгарии, входят в устье Дуная. От Дуная они прибывают в Конопу, а от Конопы - в Констанцию... к реке Варна; от Варны же приходят к реке Дичина". Все это относится к земле Булгарии.

От Дичины они достигают области Месемврии" - тех мест, где завершается их мучительное и страшное, невыносимое и тяжкое плавание. Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуется "кружением", а именно - в Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севериев и прочих славян, которые являются пактиотами росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы, они оснащают [их] и отправляются в Романию…»

Это привычный многовековой путь из «варяг в греки», но от глубин хотя бы индоевропейства. И столь масштабное судостроение, известное землям Руси со скифских времен – времен и боранов, мало какая страна Европы тогда знала.

В первые века нашей эры усиливается собственное градостроительство в Скифии. В частности, на территории Северного Причерноморья обнаружено 250 поселений, которые можно отнести к черняховской культуре. Стационарные исследования производились на незначительной их части, на ряде памятников были заложены лишь шурфы. На сегодняшний день выявлено три заметных укрепленных поселения: Городок (на Южном Буге), Александровка (р. Ингулец) и Башмачка (Надпорожье). В целом на поселениях черняховской культуры регулярная застройка почти отсутствует, но укрепленные поселения Александровка и Городок строились по заранее обдуманному плану.

На каменных постройках черняховской культуры применялась характерная для римского домостроительства кладка, как в более ранних поселениях – близкая к древнегреческой. На поселениях в низовьях Южного Буга, Ингульца и Днепра начинают преобладать каменные постройки. По мнению Б. В. Магомедова, в основе причерноморского каменного домостроительства лежит не провинциально-римская, а местная греко-варварская традиция. И все же некоторые каменные постройки можно напрямую связать с присутствием выходцев из римских провинций. Это с. Чимишены (Криулянский р-н Молдовы), у с. Собарэ (Молдова), у с. Комарово (Черновицкая обл.). Земли летописных уличей и тиверцев.

По аргументации Б. В. Магомедова, возможными предшественниками черняховских крепостей могли быть позднескифские городища Нижнего Днепра. Однако черняховские строители, несомненно, обогатили свой опыт достижениями античной архитектуры. Это проявилось как в регулярности застройки Александровки и Городка, так и в системе круглых башен и эскарпов, т. е. в системе укреплений Александровского городища.

В итоге автор вынужден констатировать, что в римской и византийской письменной традиции термином "скифы" зачастую обозначались варвары, живущие к северу от Истра. См. например: Dexipp. Chron. fr. 16: "скифы... называемые готами"; Philostorg. Hist. Eccl. II, 5: Ульфила происходил "из скифов за Истром, которых прежде называли гетами, а ныне готами"; Proc. Caes. B.G. IV, 5, 5: "[Готские народы]... в прежние времена они же и скифами назывались... как все племена, которые занимали эти местности... они вообще назывались скифскими народами; а некоторые из них назывались савроматами, меланхленами или как-нибудь по-другому". (Перевод наш - В. Л.). Об употреблении термина "скифы" для римского времени см.: Подосинов А. В. 1) Скифы, сарматы и геты в "Tristia" и "Epistulae ex Ponto" Овидия // Древнейшие государства на территории СССР. 1975. М., 1976. С. 23-27, 40; 2) Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья. М., 1985. С. 163-164. Прим. 214. По мнению исследователя, наименования "Скифия", "скифский" отражает в произведениях Овидия, как правило, традиционные в античной историографии представления о Северном Причерноморье, восходящие еще к описанию "Скифии" Геродота.

По версии академика, Г.В.Вернадского, история венедов уже в начале нашей эры вела к следующему. Если анты жили в регионах Донца и Буга, а венеды в регионе верхней Вислы, то можно предположить, что склавены первоначально занимали территорию между ними: т.е. территорию между Карпатскими горами и средним Днепром, по преимуществу в районе Киева (ныне позднеантичная киевская культура принимается за исходную для славян). Часть склавенов, по оценке академика, под давлением Германариха двинулась на север и в итоге обосновалась вокруг озера Ильмень. Большинство склавенов должно было остаться, однако, в их старых местах обитания, будучи подчиненными готам, а позднее гуннам. К концу V века они начали свое движение на нижний Дунай.

Два других племени, которые, возможно, также были славянского происхождения, - навары и бораны - жили в регионе Азовского моря. Птолемей (второй век н.э.) зафиксировал город Навар (Nauars) в бассейне реки Каркинит, [+116] которая, возможно, может быть отождествлена либо с Утлюк или Токмак в северной Таврии [+117]. Согласно В.Ф. Миллеру, имя Навар происходит от иранского nau (лодка); [+118] следовательно, мы можем заключить, что навары были кораблестроителями и моряками. Поскольку ни иранцы, ни тюрки никогда не выказывали склонностей к операциям торгового флота или навигации, навары могут скорее рассматриваться как славяне, нежели как иранцы или тюрки. Бораны упоминаются в некоторых источниках готского периода (третий век н.э.) как смелые моряки [+119]. Они жили где-то в регионе нижнего Дона. Имя звучит по-славянски - боран, произносимое сегодня баран, означает по-русски название животного. Интересно, что Плутарх упоминает холм Бриксава на реке Танаис (Донец - Дон) и комментирует, что это имя означает "лоб барана" на местном языке [+120]. Согласно В.Ф. Миллеру, имя Бриксава является иранским, означая "рог барана" [+121].

Брисава – нечто типа Виндава у Балтики. Наварис ныне нередко локализуется на Дону.

Очень немало делается, чтобы навсегда засунуть боранов в готов, а готов – в германцев. Хотя готы были поздним содружеством индоевропейцев, включавших активные группы венедов и балтов. И даже Иордан отличал мужественных и активных готов от германцев ( рассудительных, тяготеющих к устойчивому порядку).

Если столь крупные силы Скифии были стянуты для борьбы с Римской империей, понятна сравнительная археологическая бедность Приильменья в ту пору. Ведь население всей планеты тогда уступало нынешнему раз в 15 – 20. А плотность населения современной Новгородской области оказывалась на уровне 1 человек на десяток квадратных километров – несколько тысяч жителей на всю область. При этом молодежь, как и ныне, зачастую отправлялась искать счастье в дальние края.

Боранами и были… Шутка.

Теперь о борусках…

 «Танаис, - писал античный Плутарх, - река в Скифии; она прежде называлась Амазонской, потому что в ней купались амазонки, а переименована была по следующей причине: Танаис, сын Беросса и одной из амазонок Лисштцы, будучи очень скромен, ненавидел женский пол, чтил только Ареса и с презрением относился к браку. Но Афродита вселила в него страстную любовь к его собственной матери; он сначала боролся со своей страстью, но затем, одолеваемый роковым мучением и желая остаться непорочным, бросился в Амазонскую реку, которая, по его имени, и была переименована в Танаис»).

Беросс – это не Боруск, но созвучие идет в правильном направлении. Через некоторое время после Плутарха географ Птолемей почти 19 веков назад поместил борусков у гор Рип, у верховий Танаиса – Дона. Этим сведения о борусках, по сути, и завершаются. А вот шлейф суждений о них – громадный.

Их связывают с якобы арийским Творцом Вселенной Бором - идол которого, полагают, стоял на Замковой горе над киевской Почайной - позднее, в граде Боруске, Боричеве. Как бы римские писатели отбросили от греческого "Борисфен" бессмысленное для них "фен" (дуновение, поток) и племя борисфенитов стало борисками, борусками, борусцами… В какое-то время – и боранами.

По интернетовским энциклопедиям, Боруски - позднеантичный народ, живший, по данным Птолемея, более 18 веков назад у гор Рип, где задолго до нашей эры указывались терем бога северного ветра Борея и истоки Борисфена (Днепра). Чаще затем связывают с пруссами, община которых играла заметную роль в средневековом Великом Новгороде. По ряду версий, пруссом (балтом) по отцу был Рюрик. Неизбежно вспоминается и Боруссия (не путать с Баварией) у низовий Рейна, хотя в античности там боруски не указывались.

Должного изучения этногенеза по линии борисфениты (все приднепроцы) - боруски (жители у истоков Днепра) - бораны (позднеантичный приднепровцы) - поляне-русь пока нет. Боруски могут расматриваться как наследники "бореев" (жителей страны Борея в округе гор Рип), выше которых жили "гипер-бореи". У гор Рип с древности немало ононимов с корнем Бор, включая идущий от средневекового торгового поселения город Боровичи. Этнос Б. связан в поздней античности с Северо-Западом России

Литература: ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 г.

Ныне боруски наиболее привлекают специалистов по этногенетике белорусов, прусов и этносов германской Боруссии (округа Дортмунда).

При чем здесь Бронница ?! Название очень созвучное всяким Бронницам по всей земле словено-русов . К примеру, вот Бронницкая гора в Винницкой области.

 

Не говоря уже о Подмосковье. Есть Бронниково в Тюменской области, под Тоболом. Бронниково есть и в Нерчинском районе Читинской области. Под Калугой в Ферзиковском районе находятся Бронцы. Много сел с таким наименованием..

Происхождение топонимов, вероятно, различно, но так или иначе в их основе лежит корень «б-р» , ушедший в желузную эпоху - “броня”, “бронники”, “брань” и “бронька”. Хотя «поле брани» - это и место сражений боранов, бранов. Гадать здесь не будем, а кое-что важное отметим.

Около 40 веков назад  - в основном из южных степных районов, где скотоводство было хорошо развито уже в IV—III тысячелетиях до нашей эры, - скотоводы выводили стада и в Приильменье, богатое заливными лугами.

Много памятников той поры открыто и изучено в Московской, Ивановской, Владимирской, Калининской и иных областях. А на территории нашей области указан пока только один: могильник — на левом берегу реки Мсты, около села Бронницы Новгородского района. В грунтовых ямах около века назад найдены скелеты людей, а вблизи — отполированные каменные топоры с отверстиями для ручки в центре. Острие такого топора тупое, обух длинный и часто имеет фигурное завершение в виде головы животного. Топоры служили боевым оружием для защиты стад от хищников и грабителей.

Есть подозрения о существовании поселений сктоводов на левом берегу реки Прость , возле деревни Расщеп (недалеко от Перыни); у Коломцов и Городища на правом берегу Волхова, напротив Юрьева монастыря; ниже Хутыни, на Холопьем городке… Следы стоянок скотоводов найдены на правом берегу реки Мшаги, в поселке Медведь. Здесь находились не только каменные полированные топоры, но и обломки глиняных горшков той поры.

Боевые каменные топоры времен фатьяновцев обнаружены на левом берегу реки Веряжи, около деревни Новая Мельница; в деревне Ракома, на левом берегу реки Ракомки, под Новгородом; в долине реки Ловать, у деревень Чернышеве, Рябково, Блазииха; возле поселка Парфино и около города Холма… 

Известные историки отчасти суммировали ранние археологические памятники в округе Новгорода. И как минимум несколько из них со времен неолита доживает до средневековья. Но Бронницы здесь нет.

 

Памятники эпохи неолита и раннего металла (по В.Я. Конецкому и Е.Н.Носову) :

1 — Холопий   городок;   2 — Робейка;   3 — Городище;   4 — Коломцы;   5 — Стрелка;    6 — Просты    7 — Ракомо;    8 — Васильевское;    9 — Горошково;    10 — Еруново; а — поселения; б—находки каменных боевых топоров (на самом деле, только на территории самого Новгорода с Х1Х века таких топоров найдено около 20, частью хранятся в новгородском музее; такие топоры делались со времен неолита).

1 — Холопий городок; 2 — Хутынь; 3 — Деревяницы; 4— Родионово; 5 — Ушерсно; 6—Волотово; 7—Кириллов монастырь; 8—Нередица; 9—Городище; 10 — Перынь; // — Прость; 12 — Воцкое; 13 — Ракомо; 14 — Береговые Морины; 15 — Моисеевичи; 16—17 — Георгий; 18 — Васильевское; 19 — Гвоздец; 20 — Любоежа; 21 — Горошково; 22 —- Заболотье-Еруново; 23 – Сергово; а – городища, б – селища, в – сопки, г – святилища, д – клады, е – культовый камень

Авторы констатировали: «Во II тысячелетии до нашей эры в Приильменье проникают новые группы населения, знакомые со скотоводством. Вместе с ними начинают появляться первые предметы из металла. Могильник данного населения был случайно обнаружен при земляных работах на правом берегу Меты и у подножия Бронницкой горы в 1910 году. Символы реальной древней эпохи - тщательно отполированные каменные топоры с длинными обухами и сверлеными отверстиями для насаживания на рукояти. Подобные находки встречены во многих пунктах Новгородской области, в том числе у деревни Новая Мельницэ да реке Веряже и в Ракоме. Топоры служили и  боевым оружием. И тогда к топору звали «русь, чудь и всих языцей».

Источники: artazar.narod.ruwww.russika.rurostov-region.ru, kulichki.netwww.centant.pu.ruoldru.narod.ru, www.ukrindustrial.com, www.bronnitsy.ru, www.vnovgorod.info

Страница: 1, 2, 3, 4, 5