От Аттилы к Бравлину и далее… (страница 2)

Егда ж сии во глубокую старость прииде и не могий уже разсуждати, ниже владети таковыми многочисленными народы, ниже утишити многомятежных междоусобных кровопролитий в роде своем, тогда убо он премудрый, седый умом и власы, призывает к себе вся властели руския, иж под ним, и рече к ним осклабленым лицем:

"О мужие и братие, сынове единокровницы, се аз уже состарехся вельми, крепость моя изчезает и ум отступает, но токмо смерть. А се вижду, яко земля наша добра и всеми благими изобильна, но не имать себе властодержца государя от роду царскаго. Сего ради в вас мятеж велик и неутишим и межъусобица зла. Молю убо вы, послушайте совета моего, иже реку вам. По смерти моей идите за море в Прускую землю и молите тамо живущих самодержцев, иже роди кесаря Августа, кровницы суще, да идут к вам княжити и владети вами, несть бо вам срама таковым покоритися и в подданстве у сих быти".

И возлюбиша вси речь старейшинскую, и егда сей умре, тогда всем градом проводиша честно до гроба, до места, нарицаемаго Волотово, иде ж и погребоша его. По смерти же сего Гостомысла послашавсею Рускою землею послы своя в Прускую землю. Они же шедше и обретоша тамо курфистра или князя великого, именем Рюрика, рода суща Августова, и молиша сего, да будет к ним княжити. И умолен быв князь Рюрик, и поиде на Русь з двема братома своима, с Трувором и з Синеусом».

Имей подобное о своей истории американские переселенцы или индейцы Америки, то уже весь мир наелся бы киноверсиями подобных сюжетов. Россиянам же предлагают относиться к подобным свидетельствам ( в записях 17 – 18 вв., задолго до популярных фольклорных) свысока. А вот записи авторитетных, что на слуху и в законе,  ученых 20 – 21 вв. с их противоречивыми мнениями (и всякими обрезаниями истории) – это самые достойные для запоминания в школе и вузе произведения.

Эпический князь Славен мог быть хотя бы во времена античных венедов (Венемаа). Даже «после него властвовали сыновья его и внуки много сот лет». И вот неожиданность: «…Был князь Вандал (10), правил славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив, возвратился во град Великий…»  Князь Вандал… Правит славянами… Всех покоряет… Возвращается в град Великий… Это что за вандалы ?! Не те ли, которые Рим ?! Те. Но Риму и до них немало доставалось, да и после них. И неоднократно сильнее, к примеру, в 410 – 412 гг.

Впервые имя вандалов – вероятно – назвал Плиний Старший в начале нашей эры. Одной из пяти групп германцев была группа, в которую входили вандили (Vandili), бургундионы, варины,  карины и гутоны (связывают и с готами). Это северо-восточные «германцы», с которыми сближались и венеды.

Тацит в труде «О происхождении германцев» чуть позже заметил, что вандилии - видимо подлинное древнее название одного из германских племён. Народу отводят междуречье Эльбы (Лабы славян) и Одера. Эти земли контролировали во 2 веке вандалы-силинги, а их соседями были лугии (у них ищут связи с лужичанами-славянами).Одер носил название типа Виадуа (по латыни – «водовод», «двойная вода», но по-славянски созвучие «воде» просто).

Это регион полиэтничной пшеворской культуры, которую одни ученые связывают с германцами, а другие ищут ее связи со славянами. Этноним пытаются связывать с  индоевропейским корнем *wed- (дающим и «воду»). Отсюда vand (дат.), vanduo (лит.) и т.д. Но общепризнанной трактовки смысла этнонима не существует. Давно указывается на созвучие «вандалов» пращурам славян «венедам» (вандам, вендам). Это тоже очень нелюбимая тема для официальной науки.

По Иордану, первый известный по имени король вандалов Визимар был из славного рода Астингов. Визимар со своим войском погиб в сражении с готским королём Геберихом на берегу реки Марош (левый приток Тисы) в местах, которые позже облюбовали гунны.  Битва была в 330-е годы. Оставшиеся в живых переселились при императоре  Констатине Великом (306—337) на правый берег Дуная в Паннонии (совр. Венгрия и Австрия), где жили как подданные Римской империи.

Последний известный вандальский король, правивший в Северной Африке, носил имя Гелимер (530 – 534 гг.). Активность вандалов в 4 – 6 вв. была достаточно яркой, что отчасти и оправдывает их вероятные связи с пращурами словено-русов, что отразилось в долговременной устной памяти.

 

Если видеть славянские элементы в полиэтничной пшеворской культуре, то славянские глубины здесь уходят к временам античных венедов.

 Архаичные группы вандалов могли оставаться в местах, где усиливалось влияние венедов. Считают, что уже с 8 века западноевропейские хронисты переносили имя исчезнувших вандалов на славян — вендов (хотя у вандалов все шансы и ранее происходить от венедов). Преемственность обосновывалась по линиям: географической — вандалы в первые века нашей эры обитали на землях, позднее занятых известными славянскими племенами, и лингвистической — названия вандалов (Wendel, Wentil) в древнегерманских языках были близки к вендам (Wenden), средневековому названию западных славян в германских языках.

Славянское население Аварского каганата тоже способствовало связи этнонимов.Швабская хроника 8 века «Анналы Аламаннов» под 796 годом поход Пипина против аваров определила как: «Pipinus... perrexit in regionem Wandalorum, et ipsi Wandali venerunt obvium». Это повторяли и другие источники.

Составитель «Иоакимовской летописи» всего этого явно не знал, но роль Вандала в венедской (славянской) истории справедливо отметил. Адам Бременский еще в середине 11 века написал "Деяния архиепископов Гамбургской церкви" (Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum)

В первой книге он сразу отметил: «I, 8. Склавы (Sclavi) и свеоны (Sueones) до сих пор сохраняют те же языческие обычаи, которые раньше существовали у саксов (Saxones).

I, 18. В 832 (831) году император, посоветовавшись с клиром, основал в Гамбурге архиепископство для данов, свеонов, склавов и других живущих поблизости племен. Первым архиепископом там был поставлен Ансгарий.

Схолия 115. Восточное море, море Варварское, море Скифское или Балтийское это одно и то же море, которое Марциан и другие древние римляне называли Скифскими, или Меотийскими, болотами, гетскими пустынями или скифским берегом. А море это, начинаясь от Западного океана и пролегая между Данией и Норвегией, простирается на восток на неизвестное расстояние.

11. Что же касается слов [Эйнхарда], что этот залив "простирается на неизвестное расстояние", то это недавно подтвердилось благодаря изобретательности могучих мужей Гануза Вольфа, датского наместника, и короля нордманнов Харольда, которые предприняли сопряженное с большими трудностями и опасностями для их спутников путешествие paди исследования величины этого моря, но вернулись, сломленные и побежденные двойной опасностью- бурями и пиратами. Даны же утверждают, что протяженность этого моря проверена не раз на опыте многими. По их словам, некоторые при благоприятном ветре за месяц добирались из Дании до Острогарда Руссии.

Схолия 116. Даны-варвары именуют Руссию Острогардом, из-за того что она расположена на востоке и, как орошаемый сад, изобилует всяческим добром. Ее также называют Хунгардом, так как изначально там жили хунны.»

Так что участие гуннов в развитии великого и обильного Острогарда (Хунгарда: Новгородской земли) было образованным германцам хорошо известно. Как и путь от Балтики (Скифского, Варварского) моря к Меотиде.

 Дмитрий Гаврилов в труде «О изображениях языческих богов из храма Ретры и о венедских рунах», сетуя на демонстративное игнорирование многими историками средневековых источников, процитировал.

Географ Адам Бременский (ок. 1066 г), "Деяния священников Гамбургской церкви":

"Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей славянии ни своей внешностью, ни языком.... Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть еще и лругие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой.... из всех них самыми могущественными являются ратари, живущие в центре...

Их город - всемирно известная ретра (Радигост, Радигощ) - седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула... Говорят, что от гамбурга до храма четыре дня пути."

До этого Дитмар Мерзебургский (Титмар Мержиборжский) (ранее 1018 г) "Хроника": "Есть на земле Ратарей некий город, по имени Радигощ, он треугольной формы и имеет трое врат, со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех пиходящих; третьи, самые малые обращены на восток, ведут к морю (оз.Толензезе), лежащему поблизости и на вид ужасному. У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного из древа храма, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя.  Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич.  Здесь находятся и боевые знамена, которые выносятся из храма только в случае войны и поручаются пешим воинам...(далее говорится о жрецах храма и ритуале гадания по коню).

Верящие издавна различным заблуждениям, они считают, что если им угрожает продолжительная и жестокая война, то из упомянутого моря выходит огромный кабан с белыми и блестящими клыками, и многие видят, как он катается по болоту, сопровождаемый страшными сотрясениями земли.

Сколько в той стране областей, сколько там есть и храмов, и изображений отдельных демонов, которых почитают неверные, но среди них упомянутый город пользуется наибольшим уважением.  Его посещают, когда идут на войну, а по возвращении, если поход был удачен, чествуют его соответствующими дарами, а какую именно жертву должны принести жрецы, чтобы она была желанной богам, об этом гадали, как я уже говорил, посредством коня и жребиев. Гнев же богов умилоствлялся кровию людей и животных.

Всеми этими племенами, которые вместе называются лютичами, не управляет один отдельный властитель... К нарушеню мира их легко склонить даже и деньгами. Эти-то воины, некогда бывшие нашими рабами, а затем из-за грехов наших ставшие свободными, отправляются в сопровождении своих богов помогать королю польскому."

Или вот священник Гельмолд (сер. XII века), "Славянская Хроника":

"...Суть иные ВЕНДОВ роды, между Эльба и Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды, сущие при Гибале реке и Доксе, левбузы, ивилины, сторреланы с иными. К западной же стороне провинция ВИНУЛОВ, которыми ленчане и РЕДАРИ именуются. Город их славный РЕТРА, там капище великое и главный бог их - Радегаст..."

"...Их четыре племени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них ИМЕЕТСЯ ДРЕВНЕЙШИЙ ГОРОД и ЗНАМЕНИТЕЙШИЙ ХРАМ, в котором выставлен идол РАДЕГАСТА и они только себе приписывают единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений..."

Источники: historiwars.narod.ru, radikal.ru, ru.wikipedia.org, www.vostlit.info, www.vostlit.info, www.kurgan.kiev.ua

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5