От Аттилы к Бравлину и далее…

Петр Золин
доктор исторических наук, профессор

В институтскую пору автора – почти полвека назад (как годы летят !) - была популярна приведенная ниже карта-схема, которая в той или иной степени иногда повторяется и ныне.

Карта 1. Славяне в VI - IX веках.

Она – по сути – объективнее многих нынешних научных построений этногенеза славян. Но не учитывает полиэтничность ряда раннесредневековых культур, однозначно приписываемых славянам или аварам (славяне составляли значительную часть населения и войск Аварского каганата; там в первой половине 7 века они создали знаменитое государство Само). Это карта к тому же не древних славян (венедов Тацита и Иордана, споров Прокопия и т.п.), а раннесредневековых. При  этом анты во главе с королем Божем известны и в позднеантичных событиях 4 века н.э. Многие этнические названия – уже не племена, а обозначение «своих княжений» у славян. Вот этого – особенно, античных венедов и споров как пращуров славян (включая и полиэтничных антов) - официозная наука крайне не любит. Не любит – ее дело, сердцу не прикажешь. Не вредила бы своим оппонентам и ментальности (наряду с информированностью) россиян, включая и новгородцев.

Очень не любит наш официоз, например, и солидный труд русско-американского академика Г.В.Вернадского «Древняя Русь», где отечественная история ведется от палеолита (академик Б.А.Рыбаков продолжил эту линию – его медиевисты-средневековеды тоже не любят). Ныне в сумме от палеолита до Аттилы отечественная история отражается десятками тысяч страниц, в том числе и в Интернете. Любишь – не любишь, а неопровержимые факты учитывай. Периоду от Аттилы до образования Киевской Руси посвящено только одним Г.В.Вернадским сотни страниц, что повторять здесь нет смысла. Хотя для осмысления новгородской истории они тоже очень важны..

Немного из более ранней истории… Около 512 г. до н.э. полчища Дария Великого (его славит Ветхий Завет) перешли Танаис (Дон, Северный Донец ?) и сожгли город будинов, окруженный деревянной стеной. Это,вероятно, был уже не Гелон (город гелонов, Бельск под Полтавой ?). Персы несколько дней шли по стране будинов за отступавшими войсками Великой Скифии, пока не достигли «пустыни на семь дней пути» (незаселенных мест). Севернее и жили фиссагеты (их иногда относят даже к рекам Печере и Тагилу, не оставляя мест гипербореям). Из округи фиссагетов текли на юг реки Танаис (Дон), Оар (Волга ?), Лик (Маныч ?) и Сиргис (Гиргис, якобы тоже Дон). Но Сиргис созвучен Селигеру, эпической «протоке в горах Рипах», которую якобы проходили аргонавты. Лик при исходе Танаиса и Ра (Оар) от земель фиссагетов все же больше тяготеет к Оке, ибо иного достойного Танаису по величине водоема в округе нет. Хотя за истоки Лика могли приниматься и истоки реки Москвы.

Во времена Геродота известные народы, отчасти связанные и с Новгородской землей, располагались около 25 веков назад примерно так (подробности в Интернете). 

Почти 20 веков назад известных этносов в этом регионе было уже заметно больше. Сам Г.В.Вернадский отразил это состояние крайне схематично, указав из нескольких десятков народов Сарматии самую малую часть. Да и хунны у него уже на Украине (а были восточнее Танаиса), языги и роксоланы только у Меотиды (Эстиса по Вернадскому) и т.д. Но даже такой карты школьникам и студентам наш официоз не предлагает.

 

 
На самом деле, только в регионе будущей средневековой Новгородской земли – по Птолемею- античных народов (княжений, землячеств) было почти двадцать .

 

 Есть варианты локализации и написания.

Вероятно, хоссии Птолемея – это фиссагеты Геродота – Васи-ин-амбронки Иордана – весь русских летописей – нынешние вепсы (с веками они корректировали места обитания). Свардены – предположительно мордва (морденс Иордана). Пажириты – ижорцы. Аорсы (их большая часть тяготела к низовьям Дона) – жители округи Порусьи. Идры переместились к верховьям Великой, где есть река Идрица. Вельты (велеты, волоты – к ним иногда относили и Гостомысла) контролировали пути от Балтики к горам Рипам (водоразделу), что делали и боруски (прусы ?). Выбионам (стражникам ?) , вероятно, приходилось противников из региона выбивать, турить их по Турунту (водной системе от Великой через озера до Тарту или Наровы).

 Ставаням (их относят к ранним славянам) в регионе городищ у верховий Днепра и Западной Двины – ставить и охранять заставы. Акибы – более мирный и осторожный народ, если исходить из того, что «аки бы» (яко бы что не случилось) - прозвище. Наски – носильщики на волоках ? Закаты – дальние, обеспечивающие перекаты судов на волоках Северной Двины и других рек. Сали – морские (добытчики соли ?). Кареоты и карбоны – тяготеют к карелам. Агафирсы – часть античных агафирсов, большинством попавших под переселения в Римскую империю во времена императора Траяна.

Понятно, что могут быть и иные трактовки этих этнонимов времен Птолемея и мест их локализации. В книгах автора этой статьи (совместных с В.М.Кандыбой) варианты приведены. Но главное, что все указанные народы связаны с будущей Новгородской землей в начале нашей эры. Примерно во времена хождений в эти места апостола Андрея с учениками. Во времена разнообразных археологических культур, на полное изучение которых потребуются века. И понятна вероятность выхода части готов на эти великие и обильные земли – Ойюм (Пойма) ? – во времена Фелимера.

По Г.В.Вернадскому, какие-то коммерческие отношения были, вероятно, установлены между племенами на Верхней Волге и прибалтийскими племенами еще в период неолита и бронзового века. Это во времена эпических Словена и Руса (Гл. У1. 1).

Новый подъем коммерции в районе Волги в начале нашей эры не мог не повлиять также на торговлю с Прибалтикой. Сам Вернадский относил возникновение Новгорода к 6 веку, понятно, предполагая развитие города из ранних городищ. И с античных времен развивались в регионе различные формы государственности – архонства, княжения, «демократии» (с ролью веча)… К примеру, венедов, вендов, вандов…

 По «Иоакимовской летописи» (список 18 века ?) можно прочесть:

«После устроения Великого града (этот Велицеград, как и Старград давно привлекают исследователей Великого Новгорода: П.З.) умер князь Славен, а после него властвовали сыновья его и внуки много сот лет. И был князь Вандал (10), правил славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив, возвратился во град Великий.

Гардорик князь. Гунигард князь. Избор князь. Владимир. Столпосвят. Адвинда. После сего Вандал послал на запад подвластных своих князей и свойственников Гардорика и Гунигара (11) с великими войсками славян, руси и чуди. И сии уйдя, многие земли завоевав, не возвратились. А Вандал разгневался на них, все земли их от моря до моря (12) себе подчинил и сынам своим передал.

Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построил по городу, и в их имена нарек (13), и всю землю им разделив, сам пребывал в Великом граде лета многие и в старости глубокой умер, а после себя Избору град Великий и братию его во власть передал.

Потом умер Избор и Столпосвят, а Владимир принял власть над всей землей. Он имел жену от варяг Адвинду (14), очень прекрасную и мудрую, о ней же многое стариками повествуется и в песнях восхваляется.

Е. По смерти Владимира и матери его Адвинды княжили сыновья его и внуки до Буривоя, который девятым был после Владимира, имена же сих восьми неведомы (15), ни дел их, разве в песнях древних воспоминают (16).

Буривой. Кумень р. Буривой побежден. Бярмы гр. Князи в Корелии. Буривой, имея тяжкую войну с варягами, неоднократно побеждал их и стал обладать всею Бярмиею до Кумени (17). Наконец при оной реке побежден был, всех своих воинов погубил, едва сам спасся, пошел во град Бярмы, что на острове стоял, крепко устроенный (18), где князи подвластные пребывали, и, там пребывая, умер. Варяги же, тотчас пришедшие, град Великий и прочие захватили и дань тяжелую возложили на славян, русь и чудь (19).

Варяги Русью овладели. Гостомысл. Варяги изгнаны. Люди же, терпевшие тяготу великую от варяг, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили, и град во имя старшего сына своего Выбора при море построил (20), заключил с варягами мир, и стала тишина по всей земле.

Сей Гостомысл был муж великой храбрости, такой же мудрости, все соседи его боялись, а его люди любили, разбирательства дел ради и правосудия. Сего ради все близкие народы чтили его и дары и дани давали, покупая мир от него. Многие же князи от далеких стран приходили морем и землею послушать мудрости, и видеть суд его, и просить совета и учения его, так как тем прославился всюду. 

О русском Гостомысле сотня летописных списков 17 века говорила примерно следующее:

«Второе запустение Словенску. По мнозе же времени оного запустения слышаху скифские жителие про беглецы словенстии о земли праотец своих, яко лежит пуста и никим не брегома, и о сем зжалишаси вельми и начаша мыслити в себе, како б им наследити землю отец своих. И паки приидоша из Дуная множество их без числа, с ними же и скифы и болгары и иностранницы поидоша на землю Словенскую и Рускую, и седоша паки близ озера Илмеря и обновиша град на новом месте, от старого Словенска вниз по Волхову яко поприща и боле (примерно от Городища), и нарекоша Новград Великий.

И поставиша старейшину и князя от роду же своего именем Гостомысла. Тако же и Русу поставиша на старом месте, и ины грады многи обновиша. И разыдошася кииждо с родом своим по широте земли, и овии же седоша в полях и нарекошася поляне, сиречь поляки, овии полочане речки ради Полоты, овии мазовшане, овии жмутяня, инии же бужане по реце Бугу, овии дреговичи, овии кривичи, овии чюдь, инии меря, инии же древляне, и инии морава, серби, болгари сих же от роды, и инии же северы, и инии лопи, и инии жн мордва, и инии же мурама, инии же в различная именования прозвахуся.

И тако начаша разширятися страна она вельми, а общим же имянем прозывахуся. Сын старейшаго князя новгородцкаго Гостомысла, именуемый младый Словен, сей отъиде от отца своего в Чюдь и тамо постави град во имя свое над рекою на месте, нарицаемом Ходницы, и нарече граду имя Словенеск, и княжив в нем три лета, и умре. Сын же его Избор, сей преименова имя граду своему и нарече Изборск. Сей же князь Избор змием изъяден умре. Земля же Руская тогда сверже с себя ризы сетованныя и паки облечеся в порфиру и виссон и к тому уже не вдовствуя, ниже сетуя, но паки по сем же и дети разилоди и на многа лета опочивая пребывши с премудрым Гостомыслом.

Источники: slawianie.narod.ru, www.gumer.info, www.trinitas.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5