Аттила и Хольмгардия (страница 5)

Да и распространение власти Остроготского королевства Теодориха вплоть до Руси теоретически отрицать нельзя, ибо некоторые вещи Подунавья V—VI вв. (фибулы, монеты и т. п.) встречаются и на территории Северной Руси (с. 621 — 623; и др.). На то намекают данные Иордана, Прокопия, скандинавский и русский эпос.

Тщательно существование Руси в эпоху Аттилы и Теодориха (их близких соратников) пока не проработано, но исследования с каждым годом создают необходимый фундамент доказательств. Сага фактически показывает, что Хольмгардия (Приильменье) при «походе Тидрека» непосредственно захвачена не была.

Эту суверенную территорию четко определили культуры длинных курганов (времен Аттилы и Теодориха), а затем — сопок, которую пытаются начинать с VIII в., хотя в сопках встречаются предметы VI в. (Лебедев. Эпоха викингов..., с. 202; и др.). Браслеты, пряжки и застежки. Да и те фибулы, (которые могли носить на своих плащах дети и внуки «героев Вальдсмара»... Стоически молчит о том «официозное средневеиоведение».

Полоцко-Смоленский регион имел реальные культурные связи с начала средневековья, начиная с тушемлинско-банцеровской культуры, которая оставила немало раннесредневековых укреплений. Эти связи аналогичны связям культур псковских длинных курганов и культуры новгородских сопок (Седов.)

Конкретную дату ранних захоронений в псковских длинных курганах дают В-образные рифленые пряжки. Познакомившись с одной из таких находок, происходящей из погребения в длинном кургане в Полибино на верхней Ловати, Й.Вернер отметил, что ближайшие аналогии ей находятся в среднеевропейских материалах. В частности, подобные пряжки имеются среди инвентарей могильника Притцир (Мекленбург), наиболее поздние захоронения которого относятся к первой половине V в. Учитывая отдаленность полибинской находки от Среднеевропейского ареала, Й.Вернер датировал ее второй половиной V в. Этого типа В-образные пряжки происходят из курганных могильников Линдора и Рысна-Сааре II на западном побережье Псковского озера, а также из районов Мсты и Мологи. Самая восточная находка В-образной пряжки в Новгородской земле встречена в кургане 6 могильника Усть-Белая IV на р. Кабоже. А.Н.Башенькин датирует этот курган второй половиной V в. (его радиоуглеродная дата 490±30). И.А.Бажан и С.Ю.Каргапольцев, специально занимавшиеся хронологией В-образных пряжек с рифлением, склонны ограничить время их бытования в культуре псковских длинных курганов первой-третьей четвертями V в. Это времена Аттилы и Теодориха.


И еще вспомним 512 год.

Около того года в Швеции вновь, появились герулы, прошедшие историческую школу века три у Дона и западнее. Скандинавию и острова Балтики покрывают десятки богатых кладов, в сумме включающие сотни -золотых монет, «ранние вещи дунайско-фракийского круга» (Лебедев..Эпоха викингов...,, с.. 30—31,). Руна на одном из медальонов сообщала: «Вигар, герул, сделал этот оберег». Знать будущих варягов в ту пору начинают хоронить в «великих курганах» чуть севернее нынешнего Стокгольма (с. 33, 35).

Конечно, не стоит ожидать от эпического произведения – средневековой саги – абсолютной исторической достоверности, которой и признанные исторические источники зачастую не достигают. Но зерна исторической истины в саге «О Тидреке Бернском» (списки с 13 века), безусловно, есть. И они требуют большего внимания к эпохе культуры длинных курганов на Новгородской земле. Той эпохе, которая начиналась после 350 г. походами короля Скифии и Германии Яромира (Германариха, Эрмерика) на земли венедов-праславян.

Тогда, еще до натиска гуннов Баламбера, в державу Германариха и его росо-монов вошли тхиуды (чудь), васи (весь), меренс, морденс… Это в поздней античности, по свидетельствам алана Иордана менее чем через два века после событий. А многие русские летописи относят появление языческой державы «русь, чюдь и вси языци» к первому послепотопному времени. То есть к 4 тыс. до н.э., с которым связывают начало господства скифов в Европе и Азии позднеантичные римские историки Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий.

Елена Робертовна Михайлова - старший научный сотрудник Лаборатории археологии, исторической социологии и культурного наследия им. Г.С. Лебедева НИИКСИ СПбГУ. Начальник Санкт-Петербургской археологической экспедиции НИИКСИ СПбГУ и одновременно – начальник III отряда Северо-Западной археологической экспедиции. Сфера научных интересов – культура псковских длинных курганов, хронология раннесредневековых древностей Восточной Европы, археология Петербурга и эпохи нового времени в целом. Руководит орг. комитетом семинара «Проблемы археологии средневековья».

Е.Р.Михайлова в статье К обоснованию нижней даты псковских длинных курганов – по сути, - отметила несколько видов археологических находок в длинных курганах, которые идут с первого века нашей эры. Например, овальные каменные огнива. По деталям поясного набора, фибулам, римским монетам эти комплексы оказалось возможным датировать I–VI вв. н. э. При этом ранний из них (с “пряжками позднелатенского типа”) происходили из Восточной Пруссии. Самые поздние комплексы с огнивами были датированы VI в. по пряжкам, в том числе по бронзовой пряжке с орнаментом в зверином стиле I по Б.Салину. По мнению Х.Рюдх, временные рамки использования овальных каменных огнив – I в. н. э. (для Скандинавии – ок. 100 г. н. э.) – сер. VI в. Позднее население Балтийского бассейна переходит к другому способу добычи огня – с помощью стали и кремня.

В-образные рифленые пряжки по типологии и хронологии определены  И.А.Бажаном и С.Ю.Каргапольцевым. Авторы относли встреченные в псковских длинных курганах пряжки к двум из выделенных ими 12 групп (Витково, Притцир–Полибино), которые датируют временем от конца IV в до начала VI в. При всех спорах - это время Германариха, Аттилы и его сыновей.

Калкаман Турсунович Жумагулова — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков зарубежных стран Казахского государственного национального университета им. Аль-Фараби – отчасти прав, что с историей гуннов в Европе IV-V веков – возможно — начинается средневековая история Евразии, евразийства (хотя истоки все же на десятки тысячелетий глубже). Помимо войн и переселений она являет собой и пример многогранного взаимодействия Востока и Запада, синтеза традиций и культур, которые имели многочисленные последствия, повлиявшие, в свою очередь, на становление качественно новой цивилизации и общественных отношений.

Конечно, пока нет абсолютно убедительных археологических и иных подтверждений сведений саги о войнах Хольмгардии и войск Аттилы (или его полководцев). Есть накопление материалов в пользу таких подтверждений. И вполне справедливо говорить, что по раннесредневековым традициям германо-скандинавский эпос сохранил память о войнах Аттилы с Хольмгардией, о хольмгардских князьях той поры. Отчасти эти сведения стыкуются со сведениями Иоакимовской летописи.

«…Вандал разгневался на них (своих полководцев, которые не вернулись: П.З.) , все земли их от моря до моря (12) себе подчинил и сынам своим передал. Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построил по городу, и в их имена нарек (13), и всю землю им разделив, сам пребывал в Великом граде лета многие и в старости глубокой умер, а после себя Избору град Великий и братию его во власть передал. Потом умер Избор и Столпосвят, а Владимир принял власть над всей землей. Он имел жену от варяг Адвинду (14), очень прекрасную и мудрую, о ней же многое стариками повествуется и в песнях восхваляется…». Об истории Иоакима, Епископа Новгородского

Напомним еще раз, по сведениям саги, в битве под Смоленском Вальдемар сразил знаменосца Тидрека, но Тидрек нанес смертельный удар «русскому конунгу». После взятия Полоцка подоспел и Аттила. Брат Вальдемара «ярл Ирон» {Ирнек, сын Аттилы?; Избор Иоакимовской летописи ?) вынужден был сдать город — «снял ярл свою обувь, сложил все свои доспехи, и таким образом все «начальники русские, босые и без оружия вышли из города, показывая этим, что они побеждены» (с. 628).

Власть принял Аттила, но он посадил своим воеводой на Руси «ярла Ирона» — брата Владимира — «управлять тем царством, судить по земному закону и платить дани конунгу Аттиле и давать ему подати, когда ему понадобится» (с. 628). Ирнек, Эрнак – но сын Аттилы – действительно, правил Восточной Европой с середины У века, когда начиналось реальное средневековье…

Не утверждая эти сюжеты в качестве абсолюта, помнить о них при рассказах о дорюриковской истории Новгородской земли и всей Руси крайне необходимо. Народная память – память устных сказителей - обычно на всякую ерунду внимание не обращает. И сведения саги – именно обычный для эпической памяти случай.

Источники: www.nwae.spb.ruwww.nklibrary.freenet.kz

  Страницы: 1, 2, 3, 4, 5