Аттила и Хольмгардия (страница 4)

Аттила, сын Озида. «Озидом звался конунг, царствовавший во Фрисландии (с фризами затем нередко связывают и Рюрика). Он был могущественным и великим властителем, равно над землями и над движимой собственностью. У него было два сына. Старшего звали Ортнит, а младшего Аттила. С раннего возраста он был рослым и сильным, хороший наездник, щедрый, мудрый и.честолюбивый и во всех отношениях достойный витязь. Когда ему было двенадцать лет °от роду, Озид поставил его вождем над всеми вождями. Конунг Аттила часто делал набеги со своим войском на царство конунга Милиаса...» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 588).

Столица Мелиаса (Милиаса) была в Вальтерборге. Столица Аттилы — «зовется Суза, а теперь Сузак.(Судак)», иногда указывалась ближе к Испании. Фризскую версию, происхождения Аттилы и части гуннов ныне поддерживает группа ученых, в т. ч. и А. Г. Кузьмин. Т. Шор – напомним — еще в 1906 г. не исключал роль гуннов в формировании англо-саксов. У реального Аттилы V в. был брат Блед (Влад), убитый по воле Аттилы или даже им самим. Сага дает несколько иную версию, приближая ее к событиям VI в. Реальным отцом Аттилы признавался Мундзук (Маджак арабских сказаний о славянах-валианах, волыни ?).

После смерти Милиаса власть над огромным царством перешла Озантриксу, руки дочери которого Эрки и просил Аттила. Отказ был таким — «его отец Озид был незначительным конунгом, и род его не так знатен, какими были русские люди, наши родичи» (с. 591). Аттила начал громить вилькинов вплоть до Балтики, в его войсках отличался Родольф. Именно Родольф разными путями и добился свадьбы Аттилы и Эрки.

Войны гуннов и вильцинов в V—VI вв. н. э. — вполне допустимая реальность, при этом каждая сторона имела в своем составе словено-русов (противостояние разных групп в одном народе — многовековая беда не только русских; например, немцы и евреи тоже давно подобное являют). Сводить все к переплетению разных эпох и «типовым формулам» эпоса не стоит (Древнейшие государства на территории СССР. 1987. М., 1989, с. 268—273; Русь до Руси, I, с. 33—34.).

Поход Вальдемара. «После недолгого пребывания дома конунг Аттила получил известие, что Вальдемар, конунг Гольмгардский (Новгородский), брат Озантрикса-конунга, пришел в землю гуннов и проводит опустошение с огромным войском. И вот однажды, когда Тидрек-конунг стоял на самой высокой башне и смотрел далеко по Гуналанду (Паннонии?), он видит сильный дым и большое пламя далеко по стране» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I. с. 610).

Тидрек поднял Аттилу на войну против Владимира (считают, что это разные временные уровни: середина V в., конец V в., конец X в.— князья встретиться не могли). Но – вероятно – Вальдемаров (Владимиров, Баламберов и т.п.) в истории было все же много. Вальдемар успел захватить один богатый город (в нем пленил и связал Родольфа), «перебил сто сот человек и сжег сто сот сел», пятнадцать замков и городов, «захватил много добра и людей». Аналогичный рейд совершил по Русской земле затем Аттила, нанеся «великий урон».

Как известно, Владимир Святославович «бежал за море» в 977 г., а вернулся с варягами и вернул себе власть в Новгороде в 980 г. Он является популярным героем скандинавских саг именно под именем Валъдемар. Но поздние русские источники (Иоакимовская летопись и др.) знают какого-то Владимира и на V—VI вв.; нашей эры, девятым в его династии был в конце VIII в. Бравлин (Буревой: Золин. Русь до Руси. Вып. I, с. 47).

Эта эпическая традиция имеет некоторые археологические и лингвистические подтверждения, отражается в ряде иноземных источников. Конечно, необходимы более тщательные научные проработки. Но никто не может отрицать тот факт, что в скандинавских сагах на державу самого Аттилы смог совершить поход «гольмгардский» (новгородский) конунг-князь Вальдемар (Владимир). И нанес очень ощутимый удар, захватив «много добра и людей». Участие словено-русов в походах против Византии в VI в. подтверждает вероятность подобных событий и в V в.. хотя — вполне вероятно, что речь в саге все же больше идет о периоде около 530 г. (см.: Сто сел, IV, с. 211 — 212).

Битва на Руси. На время около 530 г. (если Аттила реальный, то до 450 г.) сага сообщала: «Едет конунг Аттила со своим войском. Собрал он по всему царству герцогов и графов, рыцарей и всякого рода воинов. И когда он приготовился, то поехал в Русскую землю и собрался мстить за себя. И как только он вступил в царство Вилькинланда и Руциланд. опустошал и сжигал все, где проходил, и наносил им великий урон. Конунг Вальдемар узнал о том, что учинил Аттила-конунг, собрал к себе людей по всему своему государству и послал против него. Они встретились в земле вилькинов, и было там у Вальлемара гораздо больше войска» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 510, 557).

Иордан в середине VI в. относил сражения с Валамиром (Владимиром ?), братом Тиудимера и Видемира, к периоду после смерти первого Аттилы, когда король гепидов Ардарих убил сына Аттилы Эллака, — а в битвах с остроготами (росо-монами) терпели поражение другие сыновья «великого гунна»:

«Остро-готы жили в Паннонии (округа Венгрии) под властью короля Валамира и его братьев, Тиудимера и Видемира... И вот случилось, что сыновья Аттилы пошли против готов, как против бежавших из-под их господства... Они напали на одного Валамира, тогда как другие братья ничего не подозревали. Но он хотя и встретил их с малыми силами, долго изнурял их и разбил настолько, что от врагов едва осталась небольшая часть; обращенные в бегство, они направились в те области Скифии, по которым протекают воды реки Данапра; на своем языке гунны называют его Вар» (Иордан, с. 557).

Владимира V—VI вв. помнит и русский эпос (Иоакимовская летопись), так что какие-то сражения «в земле вилькинов» могли происходить в ту пору. Войска выступали под стягами-знаменами. Аттиле частью помог Тидрек Бернский, король остроготов (восточных готов), но гунны потеряли около 500 рыцарей и бежали. Бернский пленил своего тезку — Тидрека, сына Вальдемара. Действительно, в ту пору известно несколько Теодорихов (Тидреков). Но русский «конунг» запер остатки войск Бернского в замке, где осажденные вынуждены были съесть своих коней.

После осады. В осажденном замке Бернский мечтал, как бы пробиться через русское войско. Его родич Ульфрад ночью на коне смог въехать в лагерь русских. И поджег шатер Вальдемара, затем убивает 10 русских рыцарей. Этот родич вновь привел на восток и войска Аттилы.

«Когда сторожевые Вальдемара, конунга Гольмгардского, узнали, что непобедимое войско пришло в Русскую землю, они поспешно удалились и донесли конунгу. Тогда конунг Вальдемар велит трубить в свои рога и приказывает всем своим людям вооружиться, сесть на коней и отступать» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 613).

Фактически отдавалась часть территории нынешней Польши и Прибалтика. Тидрек из замка сделал налет и убил около 200 русских. Аттила узнал, что в замке скрывалось почти 500 человек, съевших 500 коней (лишь семь коней у осажденных осталось).. Бернский подарил сына Вальдемара Аттиле, подарок был оценен «дороже груды красного золота». После этого Тидрек Бернский попал к лекарям, а Тидрек Гольмгардский брошен в темницу, хотя и «он также был очень изранен» (с. 614)....

Новгородский летописец в 1204 г. помнил, что именно в Берне жил «поганый злый Дедрик »(Тидрек, Теодорих; Иордан, с. 550), Выходит., мог быть еще «непоганый и незлой» — свой. Сага называет его — Тидрек, сын конунга Вальдемара, «конунга Гольмгардского» (Хольмгардского; Новгородского). Королева Эрка добилась, что этого «русского» (родича) ей отдали на излечение. Но когда сын Вальдемара попытался вернуться на Русь домой, его в лесу у Пулиналанда (Польши) догнал и убил Тидрек Бернский (с. 614—620).

Если такое убийство произошло реально, то у новгородцев были дополнительные причины считать Бернского «поганым злым Дедриком». Ведь этот «злой» привез голову своего тезки и бросил к ногам царицы Эрки (Ярки), которая была русских кровей. Красавица расплакалась, а рядом с Тидреком «шесть рыцарей были в добром веселии» (Иордан, с. 620).

Набег Аттилы. Когда Эрке лечила родича, а Бернский зализывал раны, «конунг гуннов» решил мстить. «Пробыв дома полгода, конунг Аттила пожелал поехать на войну. И вот велит он трубить во все рога и шлет приказ повсюду, куда только простиралась его держава, чтобы шли к нему все, кто хочет оказать ему помощь и отваживается сражаться. Аттила снарядился со всем своим войском, и было у него войска не меньше 800 рыцарей и несметная сила других людей...

Аттила идет со своим войском дальними путями по населенным и пустым местам, пока не достиг Пулиналанда и Руциланда. Здесь он воюет, и поджигает, и опустошает землю конунга Вальдемара» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 614, 615).

Набег Аттилы оказывается одним из многочисленных эпизодов набегов «юго-запада» (округи Нижнего Подунавья) на Русь. Арабы с VIII в., на основе ранних сказаний, подтверждали, что славяне на Руси часто строят крепости:

«(Даже) несколько человек объединяются, чтобы строить крепости (укрепления), так как венгры (угры, часть гуннов-хунгарей) на них постоянно совершают нападения и грабят их. Венгры приходят, а славяне запираются в эти укрепления, которые построили. Зимой большей частью они находятся в замках и крепостях, а летом в лесах» (Сто новгородских сел. Вып. 2, с. 259).

Констатации таких фактов появляются задолго до Владимира Святославовича, поэтому «конунг Аттила» (символ славы элиты угро-финнов) торил многовековую традицию или, вероятнее всего, продолжал ее.

Такие набеги приводили к тому, что скрывать реальные богатства на Руси можно было только глубоко и тайно в земле (редкие клады это и показывают). Терпеливый и трудолюбивый народ грабили свои и чужие, измывались над ним чудовищно и многократно. Грабители свято хранили имена своих властителей, но вычеркивали из истории имена русских героев. Кому в мире нужна реальная история этой «загаженной Руси»?!

Но даже редкие «проговорки» иноземных источников о «Руси до Руси» для нас очень ценны. Они отчасти придают реальную жизнь прахам, скрываемым в тысячах отечественных археологических памятников.

Бегство Аттилы. Смерть сына Вальдемара совпала с новым походом западного «конунга». «...Он сжег большие бурги и замки в царстве конунга Вальдемара. Когда конунг Вальдемар узнал, что на его царство напали, посылает он приказ по всей земле, чтобы все сошлись к нему, кто может владеть щитом и имеет отвагу сражаться. И когда конунг Вальдемар снарядился, чтобы идти против конунга Аттилы, было у него не меньше народу, как десять тысяч рыцарей, и много другого войска. Пошел он, пока не встретил конунга Аттилу, и была там великая битва, когда оба эти конунга сошлись. Бились они долгое время с огромной храбрость и мужеством» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 621).

Аттила ехал первым и держал свое знамя. Люди Тидрека держали знамя Тидрека. Храбро сражались враги, но — по данным саги — не уступали и наши. «Конунг Вальдемар смело идет вперед и побуждает русских и велит трубить в рога. Поднимается тогда великая сеча и шум от возбуждения и натиска русских, и пало много из войска гуннов. Дело дошло До того, что конунг Аттила бежал со всем своим войском, а до того он потерял не меньше десяти сот своих людей» (с. 621).

«Сотня» и «тысяча» как формы организации и счета войска упоминаются в летописях при описании первых походов «русов» (как и скифов с античных времен). 866 (860) г. — 200 кораблей на Царьград (обычно по 40 человек на корабль). 907 г. — 2000 кораблей. 941 г. — 10000 кораблей. Потеря «десяти сот» (тысячи) — привычная потеря в локальных сражениях начального средневековья. Столько же в той битве с Аттилой потеряли и «русские», но они разгромили и войска Гильдебранда из приближенных Тидрека.

«Случилось так, что против них вышел один греческий ярл (или ярл города Герсека) конунга Вальдемара и так сильно ударил Гильдебранда своим копьем, что Гильдебранд упал с коня на землю» (с. 624). И вскоре тоже бежал. Участие греков, как индоевропейцев, в войнах на стороне скифов-русов фиксируется еще со времен Иалмена, героя Трои. «Путь из варяг в греки», стоит подробнее знать, приводил на Русь не только варягов.

Жалобы Гильдебранта. Дома Гильдебранд сетовал покрытому ранами Тидреку: «Я рад, что вижу тебя живым, но был бы еще более рад, если бы ты стал здоровым и способным к ратному делу».

Тидрек спросил, что нового было во время похода на Русь.

«Есть о чем порассказать — отвечал соратник. — Часто ты говорил, что конунг Атилла очень храбр, добрый витязь, отважный в сражениях. Но мне кажется, что не должен он быть ни бойцом, ни храбрецом, скорее, сдается мне, величайшим псом. Ибо, когда мы пришли на Русь, выступил против нас конунг Вальдемар, и когда мы приготовились к битве, вышли против нас русские и дрались храбро, и в ходе упорнейшей битвы, когда мы должны были дружно идти вперед, тогда обратился в бегство этот сквернейший пес Аттила-конунг со всем войском гуннов и дал пасть стягу своего знамени.

Тогда вспомнил и я, как доверяли мне там, где были Омлунги и со мной маркграф Родингейр. Выехал я три раза против войска русских, и в это время пало не менее тысячи мужей. Тогда выступил против меня один ярл конунга Вальдемара, храбро наехал на меня и изо всей силы ударил меня, так что я свалился с коня на землю...» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн I, с. 624).

Поражение и позор Руси взволновали Тидрека. Он наметил через полгода стать здоровым: «И недолго будут хвалиться русские, что у них больше удачи, чем у гуннов или Омлунгов (династия Тидрека)» (с. 625).

Сага доказывает, что русские «дрались очень храбро» и одерживали внушительные победы. При этом, чаще всего, они громили врагов на территории самой Руси (как скифы в Скифии уничтожали войска Кира или Дария 1) — защищали родную землю, уничтожали захватчиков. Такая традиция шла еще со времен Рамсеса II и Дария, полчища которых были отброшены сколотами-скифами.

Подобные Гильдебранду жалобы звучали от Руси на Западе, Юге и Востоке тысячи лет. Но кто звал Гильдебранда и его ватагу на Русь?! Не жажда ли грабить и жечь вела к нам наших соседей?! И неизбежно возникала многотысячелетняя месть наших пращуров.

Осада Полоцка. Тидрек уговорил Аттилу начать тотальную войну против Руси. Аттила собрал не менее 10 тысяч рыцарей. Затем потребовал, «чтобы пришли к нему все, которым исполнилось 20 лет и более. И когда он выехал из гуннской земли, у него было 20 тысяч рыцарей и много другого войска.

Идет он с этим войском на Русь и на Польшу и сжигает бурги и замки всюду, где он проходит. И пришел конунг Аттила со всем своим войском к городу, который зовется Полоцком (Палтескиа; созвучный топоним есть и в Эстонии). Город этот так укреплен, что они не знают, как его взять. Была там крепкая каменная стена, большие башни и широкие и глубокие рвы, а в городе было большое войско для его защиты, и те, кто охранял город, мало боялись войска конунга Аттилы» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 625).

Вместе с десятками тысяч рыцарей город окружили бродяги и скоморохи (скоморохи известны при дворе реального Аттилы). За много дней осаждающие и осажденные несли большие потери. В дело пошли стенобитные машины, которыми двигали не менее 300 человек (стенобитные машины использовались скифами со времен походов в Азию около 26 веков назад). Три месяца не давали результата, поэтому Тидрек повел свое войско в дальние края Руси, а конунг Аттила продолжил осаду (он взял город через несколько дней после ухода Тидрека).

Полоцк известен по летописям с 862 г. как центр полочан, но сами полочане считаются выходцами из дунайско-днепровских славян (наряду с полянами, древлянами, дреговичами)».

«Те же славяне» построили и Новгород, о чем многие летописи сообщают еще до упоминания «пути из варяг в греки», хождений Андрея и появления Кия с братьями. Конечно, «крепкой каменной стены» в Полоцке ожидать в V—VI вв. шансов почти нет (мизерный можно оставить археологам), но деревянное укрепление на Полоте вполне могло быть.

Записи саги XI—XIII вв. использовали близкие им образы для большего впечатления от победы Аттилы, хотя и взятие деревянной крепости требовало больших усилий. Штурм мог произойти в VI в., могла почти все деятельные силы Руси были брошены на юг. Начиналось новое освоение славянами (как некогда пеласгами) Греции и Малой Азии. Отток на север произойдет лишь с конца VIII в.

Битва под Смоленском. От Полоцка Тидрек пошел по Руси, «опустошая все на пути, убивая много людей, разрушая много замков и бугров и причиняя великое зло. Вот он пришел к городу, который зовется Смоленском (Смаланд), и обложил этот город своим войском, и были v него большие битвы с горожанами. Через шесть дней пришел туда конунг Вальдемар с русским войском, и было у него не менее 40 тысяч войска (у Олега при походе на Царьград было 80 тысяч, 2 тысячи кораблей: П.З.). Тут велит конунг Тидрек трубить во все рога...» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 627).

В битве Вальдемар сразил знаменосца Тидрека, но Тидрек нанес смертельный удар «русскому конунгу». После взятия Полоцка подоспел и Аттила. Брат Вальдемара «ярл Ирон» {Ирнек, сын Аттилы?) вынужден был сдать город — «снял ярл свою обувь, сложил все свои доспехи, и таким образом все «начальники русские, босые и без оружия вышли из города, показывая этим, что они побеждены» (с. 628).

Власть принял Аттила, но он посадил своим воеводой на Руси «ярла Ирона» — брата Владимира — «управлять тем царством, судить по земному закону и платить дани конунгу Аттиле и давать ему подати, когда ему понадобится» (с. 628). Ирнек, Эрнак – но сын Аттилы – действительно, правил Восточной Европой с середины У века, когда начиналось реальное средневековье.

 Страницы: 1, 2, 3, 4, 5