Местные поставщики выходят на федеральный уровень

Новгородские фермерские хозяйства и производители продуктов питания возрождают свою деятельность. Крупные предприятия наращивают объемы и мощности, увеличивают штат работников. Возвращаются фермеры, даже в отдаленную местность, ремонтируют имеющееся сельхозимущество, осваивают новые технологии. Растет производство мяса, молока, яиц. На наших столах появляются новые продукты, местные, свежие, вкусные, не уступающие по качеству западным аналогам. Доставлять продукцию до конечного потребителя, чтобы цепочка «от поля к столу» логически завершилась, поставщикам помогают торговые сети.

Например, «Великоновгородский мясной двор», входящий в Группу компаний «Адепт», увеличивая объемы продаж, расширяет и географию продаж. Ставка изначально была сделана на Санкт-Петербург, Ленинградскую область и Северо-Западный федеральный округ в целом. Позже о новгородском производителе узнали и далеко за пределами региона, даже на Дальнем Востоке. На предприятии сформирован сильный отдел региональных продаж и логистический центр, способный осуществлять перевозку продукции по всей России на собственных рефрижераторных машинах. 

Такому распространению вглубь страны способствует сотрудничество с торговыми сетями.

— Мы сотрудничаем со многими торговыми сетями регионального и федерального значения. Это партнерство обеспечивает удобный и стабильный доступ покупателей к продукции и дает дополнительную уверенность в качестве и свежести товара на полках, — рассказывает заместитель начальника отдела маркетинга ГК «Адепт» Лидия Богданова. — Данное сотрудничество можно назвать взаимовыгодным, потому что отечественный товар обладает высоким качеством и приемлемой для покупателей ценой, что в конечном итоге приводит покупателей в магазины.

Санкции как толчок к развитию

Казалось бы, еще какие-то пару-тройку лет назад о подобной дружбе между сетями и поставщиками не могло быть и речи. Раньше все только обвиняли друг друга и кивали в сторону: поставщики жаловались, что «вход» в сети непомерно дорогой и что их обдирают до нитки, сети оправдывались, говоря, что поставщики не дотягивают по качеству и не умеют держать дисциплину, опаздывая с поставками. Но кризис и введение санкций, когда прилавки магазинов опустели, заставили компании повернуться лицом друг к другу и пойти на взаимовыручку.

Возникла необходимость наращивать объемы производства сырья и готовой продукции. Покупатели все чаще стали обращать внимание на отечественные товары. А значит пришло время, изучив зарубежный опыт и истории успеха, применять его на практике, в условиях наших реалий. Мясоперерабатывающие предприятия, производители молока, молочной и иной продовольственной продукции стали больше экспериментировать и выводить на рынок новые продукты. Согласно последним данным статистики отечественное производство некоторых товарных категорий значительно выросло со времени введения санкций. Так, доля отечественных производителей сыров выросла на 20%, масла — почти на 22%, мяса — на 13,5%, макарон — на 10%.

— Но есть и негативный момент введения санкций, — сетует Лидия Богданова, — стремительный рост курса иностранной валюты к рублю и снижение экономики, что привело к росту себестоимости готовой продукции, так как, несмотря на собственные животноводческие комплексы, мы остаемся зависимыми от цен на упаковочные материалы, вакцины, медикаменты и иные комплектующие, необходимые для производства.

Собственные торговые марки

Один из способов сдерживания и уменьшения цен, и здесь на помощь тоже приходит ритейл, — это выпуск продукции под собственными торговыми марками, которые дешевле товаров-аналогов до 40% и при этом не менее качественные. По такому пути «Адепт» сотрудничает с торговой сетью «Дикси». Он начал поставлять продукцию для собственных торговых марок «Дикси» в Северо-Западный регион, а теперь расширяет поставки и в Центральную Россию, а это уже огромный рынок.

— Товары под нашими торговыми марками пользуются популярностью у покупателей, ведь наценка на них минимальная, — комментирует директор по корпоративным и внешним связям компании «Дикси» Екатерина Куманина. — Условия у нас жестче, чем у небольших магазинов: с нами надо работать четко, без сбоев, по регулярному графику, давать высокое качество и низкую цену. Но все компенсируется объемами, которые мы забираем.

— Производство для частных торговых марок «Дикси» для нас — это большой и надежный канал продаж, — подтверждает поставщик. — И нам не надо ломать голову над продвижением товара, рекламой, маркетингом. Бизнес-процесс поставлен четко, объемы гарантированы, и они немаленькие. Главное — это оперативные поставки и высокое качество.

Продукты, выращенные на родной земле

К слову, за качество покупатели и выбирают продукцию местных производителей. Хочется же свежего хлеба, еще теплого, с хрустящей корочкой, и чтобы молоко везли не с юга России, а с ближайшей фермы в 30 километрах от Новгорода. Интуитивно продуктам, выращенным на родной земле, покупатели доверяют больше. Добавьте к качеству невысокие цены (ведь на сложную систему логистики и перевозку тратиться не нужно), и выбор становится очевиден.

Во всех магазинах «Дикси» всегда представлен широкий ассортимент продукции от локальных производителей. «Новгородхлеб», «Адепт», «Лактис» и другие. И пул поставщиков постоянно расширяется. «Местная продукция хорошо знакома новгородцам, она высокого качества и представлена в магазинах по привлекательным ценам», — отмечают в «Дикси».

Согласно аналитическим данным компаний-ритейлеров, цены по-прежнему остаются одним из самых важных критериев при выборе тех или иных продуктов.

— Мы отмечаем сохранение чувствительности покупателей к цене, нередко в качестве альтернативы покупатели выбирают продукты под собственными торговыми марками, — рассказывает Екатерина Куминина. — По отношению к прошлому году мы отмечаем значительный прирост потребления в категории курятины и свинины: это одни из самых популярных продуктов. Особое внимание в этом году мы уделяем полуфабрикатам из мяса российского производства: их ввели в ассортимент в этом году после большого исследования покупательских предпочтений.

Покупатели — это те, на кого в конечном счете направлены все усилия участников торговли: производителей и продавцов. Предприятия добиваются роста производительности и качества, снижения себестоимости и стремятся увеличить доступность продукции покупателю. Сети, обеспечивая наличие товара на полках, учитывают и интересы покупателя, и поддерживают российских поставщиков, развивая таким образом сельскохозяйственную сферу в целом.

Сегодня ритейл — очень мощная отрасль экономики. Крупные сети помогают российским поставщикам, ведь только они способны «прокачать» большой объем продукции. Получая нужные каналы сбыта, поставщики имеют возможность развиваться, зарабатывать и выплачивать зарплаты тысячам сотрудников. Да и сами ритейлеры являются уже одними из самых больших работодателей в стране, опережая промышленность и транспорт и становясь одними из крупнейших налогоплательщиков.