Турунт и Хесин

Петр Золин
доктор исторических наук, профессор

В статье «Фольклор Приильменья» отмечено, что при учете всех известных на настоящее время источников и при использовании современных научных подходов античность Северо-Запада России перестает быть предметом «идиотских ухмылок». В этом регионе сотни поколений пращуров-земляков россиян и их соседей оставили немало ярких археологических следов, включая знаменитые петроглифы или культурно-исторические комплексы типа Кижей.

Современные ностратика и глоттохронология позволяют предполагать происхождение многих географических названий Восточной Европы хотя бы с мезолита. Например, Валдай на Новгородской земле известен с 15 века, но река Валданис (Кубань) – с 7 века. А библейский Валтасар – более чем на тысячу лет раньше.

Если идти от ностратики, то необходимо учитывать хотя бы корни по Словарю Бомхарда.

  • № 367. (!al-) «Быть высоким, вознесённым, подняться высоко; над, за» (ИЕ - индоевропейство, АА – афро-азиаты, Ур - уральцы, Алт - алтайцы). Вплоть до русского «вала».
  • № 89. (da-) «Вместе с, в дополнение к» (ИЕ, Кар- картвельцы, АА, Эл - эламы, Алт, Шум - шумеры).
  • № 464. (hal-) «Другой, иначе» (ИЕ, АА).
  • № 294. (k’al-) «Поднимать, возвышать, делать высоким; возвышенный, высокий; вершина» (ИЕ, Кар, АА).
  • № 550. (mal-) «Холм, гора» (ИЕ, Др). (Иллич-Свитыч № 286 «гора»)
  • № 13. (bal-) «Быть или стать тёмным, смутным, слепым» (ИЕ, АА, Алт). (Иллич-Свитыч № 6 «слепой»).
  • № 376. (!al-) «Вызвать огонь, светить, раскалить, зажечь, жечь» (ИЕ, АА). (Иллич-Свитыч № 140 «сжигать жертву»). Палить, пал.
  • № 495. (wal-) «Развести огонь, жечь, поджарить, утеплить» (ИЕ, АА, Др).
  • № 86. (dil(y)-) «Сиять, быть или стать ярким» (ИЕ, Кар, АА, Др, Шум). (Иллич-Свитыч № 68 «солнечный свет»).
  • № 15. (bal(y)-) «Сиять, быть ярким» (ИЕ, АА, Др). (Иллич-Свитыч № 5 «сверкать»)
  • № 82. (daG-) «Блестеть, сиять, гореть ярко; день» (ИЕ, Кар, АА, Др, Шум). (Иллич-Свитыч № 70 «светлый»).
    wal- daG- (и подобные созвучия) для ранних языческих времен – преимущественно обозначение традиционных мест поклонения огню. Все остальное разнообразие трактовок оказывается подчиненным этому изначальному.
  • Если учесть ностратическое № 88. (day-) «Брать, нести, передавать» (АА, Др, Шум), то wal-day- - дарование огня. Тоже важная часть ритуалов, так как добыча огня в древности оказывалась делом трудным.
  • № 85. (daw-) «Становиться истощённым, умирать» (Иллич-Свитыч № 76 «болеть, умирать»).
  • № 172. (d(z)a?-) «Истощиться, стать изнурённым, увядшим; слабый, вялый» (ИЕ, Кар, АА, Др).
    Эти окончания приведут ононим к обозначению «увядания огня».
  • № 507. (wal-) «Ударять, ранить, разрушать» (ИЕ, Др). Валить.
  • № 144. (d(y)aw-) «Расщеплять, колоть, пронзать» (ИЕ, Кар, Шум).
  • № 144а. (d(y)aw-ar-) «Наносить удар, пронзать, проникать; любой острый предмет» (ИЕ, Кар, Шум).

Подобные соединения приведут к смыслу ононима – место, где могут (вероятно, в ритуальных целях) убить.

Вид на Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь.

В статье «Те в законе дурят массам головы» мною позитивно оценена работа ученых В.А.Булкина, В.Н.Седых, С.Ю.Каргапольцева (Санкт-Петербург) «Реки восточной части Балтийского бассейна в позднеантичных источниках и некоторые археологические находки на р. Луге». (Опубликовано: Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. История. 2005. Вып. 3. С. 142-152)

Правда, электронные (да и иные ) публикации П.М.Золина авторы не заметили. Тоже не грех. Кто кого сейчас, если «кого» без конкретной пользы для тебя (да еще его упоминание поди твоей репутации в верхах навредит), обычно в науке  упоминает ?! Как говорят, не в обиде. За четверть века немало ученых и просто любителей мои работы прочли, значительным числом по идеям использовали (в ряде случаев неплохо развили), но автора не упомнили. Огромное информационное поле теперь общее…

Вместе с тем любое обращение историков и археологов к досредневековым глубинам развития Северо-Запада России, включая и Приильменье, необходимо только поддерживать. Диктату медиевизма, упорно обрезающегоотечественную историю,  должен быть положен конец.

К сожалению, В.А.Булкин, В.Н.Седых и С.Ю.Каргапольцев не касаются подробностей Геродота или Птолемея.

Вместе с тем они сравнительно подробно излагают античные данные, касающиеся Северо-Запада России начала нашей эры. Отмечают недостаточную осведомленность об этих краях Страбона, как и всей римской географической традиции к временам Страбона. Но вот Тацит и особенно Птолемея, последний в опоре на возможности знаменитой Александрийской библиотеки, уже знают немало подробностей о регионе.

Ономастика Птолемея отчасти обнаруживаются и в сочинениях второй половины IV в. Один раз — вскользь — у Аммиана Марцелина о Хронии и Висуле, расположенных предположительно вблизи друг друга, а затем у  у Маркиана Гераклейского: “За устьями реки Вистулы следуют устья реки Хрона; а за рекою Хроном далее находятся устья реки Рудона. Эти реки изливаются в Венедский залив, который начинается от реки Вистулы, простираясь на огромнейшее пространство.

За рекой Рудоном находится устье реки Турунта; а за рекою Турунтом следует река Хесин и ее устье. За рекою Хесином находится неизвестный Иперборейский океан, прилегающий к Иперборейской неизвестной земле… Река Хесин и Турунт текут с вышележащих гор, которые называются Рипейскими горами и лежат внутри материка между Меотийским озером и Сарматским океаном”.

Авторы признают, что в данном описании четырех рек проступают такие черты индивидуальности, которые трудно объяснить исключительно кабинетной фантазией, и именно они вызывают чувство осторожного доверия к географической информации. Если Вистула, Хрон и Рудон определенно впадают в Венедский залив Сарматского океана (это обстоятельство подчеркнуто особо), то Хесин (Хезин) и Турунт похоже не связаны с тем же заливом, простиравшемся на “огромнейшее пространство”.

У истоков реки Великой

Название части океана, принимавшего обе реки, Маркиан не приводит: возможно, оно ему было неизвестно. Не менее отчетливо различаются позиции истоков рек: Рудон и Борисфен (Днепр) начинаются вблизи Аланской горы. Турунт и Хесин вытекают из Рипейских гор внутри материка.
Уточненное положение этих гор между Меотийским озером (Азовское море) и Сарматским океаном, куда обе реки впадают, позволило П. Шафарику сделать тонкое замечание: в описании содержится косвенное указание на северную ориентировку течений Хесина и Турунта.
Замечено, что полнота географических сведений о реках различается: она уменьшается по мере удаления от Вистулы на восток и приближения к “неизвестной иперборейской земле”.

Надо думать, что в этом, как и в устойчивом порядке перечисления рек античными авторами, отражается реальность именно такой последовательности их расположения: Вистула, Хрон, Рудон, Турунт, Хесин.

Понятно, что это преимущественно римский подход примерно с 1 века до н.э. Греции, включая Геродота, хорошо знали реки Великой Скифии: Истр (Дунай), Тирас (Днестр), Гипанис (Буг), Борисфен (Днепр), Танаис ( Дон), Ра (Волга)… Добротно знали скифские земли персы и многие иные античные народы.
В.А.Булкин еще  ранее уже представлял версии локализации античных рек  на современной географической карте. Отмечен интерес славяноведения к таким локализациям.

Видный славяновед П. Шафарик сетовал: “Неизвестно, что именно была за река Turuntes… Маркиан выводит ее из Рипеев и уверяет, что она течет на север и впадает в Сарматское море… Во многих отношениях жаль, что означенных рек, Turuntes и Chersinus, нельзя с точностью означить. Впрочем, невозможное теперь когда-нибудь сделается доступным”.

На этом славяноведение надолго остановилось. Но проблем с локализацией при правильном размещении гор Рип (Риф) – как водораздела Балтики и Каспия – никаких нет

Е. Замысловский справедливо предположил, что загадочный Турунтус следует искать к северу от Западной Двины. И свидетельства, отчасти выводящие на след Турунта, появились за несколько лет до публикации исследования П. Шафарика.
Еще в первой половине 19 в. (почти через две тысячи лет после Птолемея) жители называли Тарантусом правый приток Западной Двины — р. Полоту, особенно в ее верхнем течении.

Сведения М. Борха об этом упомянуты в Географическом словнике Польского королевства. Отождествление Тарантус — Полота есть в работах О. Турчиновича и В. Данилевича. Двойное название — Полота - Турунт — удостоверял А. Сапунов.

Турунтовская волость в составе Полоцкого повета отмечена в работе слушателя Археологического института Н.Оглоблина. Она состола из двух частей и, как другие местные волости (Неведринская, Дриссецкая и др. в районе истоков р. Великой), имела название явно озерно-речного происхождения.
Озеро Тарантово в верховьях р. Полоты обозначено на карте Литвы Большого атласа Меркатора — на современной карте, вероятнее всего, нынешнее оз. Неколочь или оз. Туричинское. То же название, приуроченное к озеру в верховьях Полоты или к верховьям самой Полоты, повторяется в Разрядной книге полоцкого похода Ивана IV в 1563 г.

Полоцкая ревизия 1552 г. упоминает село Тарантово с принадлежащим ему озером. Нынешняя д. Шведы при выходе р. Полоты из оз. Неколочь еще сравнительно недавно имела другое название — Туронтово или Торонтово (информация 1980 г.). Имение “Ulanowie y Tarantowie” на берегу р. Дриссы фиксируется материалами актовых книг Витебской и Могилевской губерний под 1668 и 1670 гг.

 

Река Великая у Пскова

Составитель публикации — М. Веревкин — пишет, что название имения “намекает на древнее название р. Полоты, Турунтес”. То же речное название — Турант (Turantus, Tarantus) приводит Герберштейн, проезжая вдоль побережья Западной Двины к Москве.

В.А.Булкин, В.Н.Седых и С.Ю.Каргапольцев констатируют, что письменные источники и картографический материал XVI-XX вв. регистрируют в области междуречья верховьев р. Великой и полоцкого течения Западной Двины группу близких по звучанию наименований: Турунтус, Турунтовская, Турунтовая, Торонтово, Тарантово, прилагаемых к реке, озеру, населенным пунктам, волости.

Сходство названий рек, озер, селений — явление весьма типичное, исключающее случайность.
Сделан взвешенный вывод, что за античным гидронимом Турунт стоит озерно-речная система, включающая реки Полоту и/или Дриссу, р. Великую, Чудское озеро, р. Нарову (рис. 1 в статье трех авторов мною отчасти дополнен – красный цвет).

Псковское и Чудское озеро, Нарва, Финский залив

Данная система, ориентированная меридионально, сообщается с Балтийским морем посредством Финского залива, т.е. вполне обособленной частью балтийской акватории.
Независимо от этих публикаций Турунт связан с системой Великая – озера – Нарва и мною в ряде публикаций.

Источники: proza.ruru.wikipedia.org, nwae.spb.ruturizm.lib.ruphotosight.ru

Страница 1, 2, 3