Станция Куженкино

Станция Куженкино Бологое-Полоцкой железной дороги — практически полностью сохранившийся пристанционный комплекс 1902-1906 годов постройки. Комплекс включает в себя вокзал, две казармы и два дома для железнодорожных служащих, клуб, керосиновый склад, водонапорную башню, сторожку на переезде и две будки для стрелочников, а также вспомогательные постройки.

Вокзал станции Куженкино после реконструкции. 2018 год.
Вокзал станции Куженкино после реконструкции. 2018 год.

В целом, на Бологое-Полоцкой железной дороге почти в первозданном виде сохранились и другие сооружения. Железнодорожная линия является уникальным памятником истории, культуры, архитектуры и быта железнодорожного транспорта XX века.

Вокзал станции Куженкино до реконструкции. 2016 год.
Вокзал станции Куженкино до реконструкции. 2016 год.

Памятниками деревянного зодчества также являются сохранившиеся вокзалы станций IV класса Баталино и Фирово. Их фасады с большими окнами украшены деревянным декором, здания имеют мансарды, увенчанные невысоким шпилем с флюгером. Историко-культурный интерес представляют и многие другие придорожные постройки (водонапорные башни, сараи, путевые будки, кубовые).

Помимо этого, на Бологое-Полоцкой дороге в большом количестве сохранилось старое железнодорожное оборудование. В рабочем состоянии находятся паровозные колонки. В целом, степень вмешательства остаётся небольшой, благодаря чему дорога сохранила свою заповедную уникальность.

В продаже можно найти 3D-пазл вокзала станции Куженкино. Внешний вид здания модели воссоздан на основе фотосъемки и обмеров сохранившегося вокзала, а также изучения архитектурного проекта.

По Бологое-Полоцкой железной дороге можно совершить экскурсию на ретро-поезде под паровозом. Подобные экскурсии организует компания «РЖД Тур».

Паровозная экскурсия на железной дороге Великий Новгород — Новолисино.Из-за плохого состояния путей скорость во многих местах ограничена до 50 км/ч. Линия переведена на дневной режим работы. В мае 2015 года был отменен последний поезд дальнего следования Санкт-Петербург — Оставшков. По состоянию на 2018 года в регулярном режиме по линии курсируют только пригородные поезда Бологое — Великие Луки, которые по понедельникам и пятницам сокращены до Осташкова.

В 2017 году Всероссийскому обществу любителей железных дорог удалось добиться начала проведения реставрационных работ на станции Кужекино — наиболее сохранившемся объекте на линии. Планируется создать музей под открытым небом, в который войдут здание вокзала, водонапорная башня, керосиновый погреб, будки стрелочных постов, пассажирская платформа, гидроколонка и семафор. На участке Бологое-Московское — Осташков предполагается запуск еженедельного ретро-поезда на паровозной тяге.

После реконструкции Вокзал снабдили табичками стилизованными под начало 20 века.

Как добраться

Станцию Куженкино удобно посещать при поездке по интересным местам Валдайского района. От Валдая до станции около 50 км. Также на станцию можно заехать по пути из Великого Новгорода в Москву.

Из Великого Новгорода нужно проехать по трассе М10 в сторону Москвы до деревни Куженкино (Деревня известна тем, что в ней находится поворот на Бологое). После деревни есть указатель на «ст. Куженкино». Его нужно проехать мимо, так как он ведёт в лес. После путепровода через железную дорогу нужно повернуть по второму указателю «ст. Куженкино» и проехать около 3 км.

Со стороны Москвы нужно проехать посёлок Хотилово и повернуть по указателю «ст. Куженкино» и проехать около 3 км.

Открыть на карте

Смотрите также