Станция Куженкино Бологое-Полоцкой железной дороги — практически полностью сохранившийся пристанционный комплекс 1902-1906 годов постройки. Комплекс включает в себя вокзал, две казармы и два дома для железнодорожных служащих, клуб, керосиновый склад, водонапорную башню, сторожку на переезде и две будки для стрелочников, а также вспомогательные постройки.
![Вокзал станции Куженкино после реконструкции. 2018 год.](https://i.novgorod.ru/www/images/01/26/2601.jpg)
В целом, на Бологое-Полоцкой железной дороге почти в первозданном виде сохранились и другие сооружения. Железнодорожная линия является уникальным памятником истории, культуры, архитектуры и быта железнодорожного транспорта XX века.
![Вокзал станции Куженкино до реконструкции. 2016 год.](https://i.novgorod.ru/www/images/02/26/2602.jpg)
Памятниками деревянного зодчества также являются сохранившиеся вокзалы станций IV класса Баталино и Фирово. Их фасады с большими окнами украшены деревянным декором, здания имеют мансарды, увенчанные невысоким шпилем с флюгером. Историко-культурный интерес представляют и многие другие придорожные постройки (водонапорные башни, сараи, путевые будки, кубовые).
Помимо этого, на Бологое-Полоцкой дороге в большом количестве сохранилось старое железнодорожное оборудование. В рабочем состоянии находятся паровозные колонки. В целом, степень вмешательства остаётся небольшой, благодаря чему дорога сохранила свою заповедную уникальность.
![](http://i.novgorod.ru/www/images/04/26/2604.jpg)
По Бологое-Полоцкой железной дороге можно совершить экскурсию на ретро-поезде под паровозом. Подобные экскурсии организует компания «РЖД Тур».
Из-за плохого состояния путей скорость во многих местах ограничена до 50 км/ч. Линия переведена на дневной режим работы. В мае 2015 года был отменен последний поезд дальнего следования Санкт-Петербург — Оставшков. По состоянию на 2018 года в регулярном режиме по линии курсируют только пригородные поезда Бологое — Великие Луки, которые по понедельникам и пятницам сокращены до Осташкова.
В 2017 году Всероссийскому обществу любителей железных дорог удалось добиться начала проведения реставрационных работ на станции Кужекино — наиболее сохранившемся объекте на линии. Планируется создать музей под открытым небом, в который войдут здание вокзала, водонапорная башня, керосиновый погреб, будки стрелочных постов, пассажирская платформа, гидроколонка и семафор. На участке Бологое-Московское — Осташков предполагается запуск еженедельного ретро-поезда на паровозной тяге.
![](http://i.novgorod.ru/www/images/03/26/2603.jpg)
Как добраться
Станцию Куженкино удобно посещать при поездке по интересным местам Валдайского района. От Валдая до станции около 50 км. Также на станцию можно заехать по пути из Великого Новгорода в Москву.
Из Великого Новгорода нужно проехать по трассе М10 в сторону Москвы до деревни Куженкино (Деревня известна тем, что в ней находится поворот на Бологое). После деревни есть указатель на «ст. Куженкино». Его нужно проехать мимо, так как он ведёт в лес. После путепровода через железную дорогу нужно повернуть по второму указателю «ст. Куженкино» и проехать около 3 км.
Со стороны Москвы нужно проехать посёлок Хотилово и повернуть по указателю «ст. Куженкино» и проехать около 3 км.