Неревский конец Великого Новгорода (страница 2)

Да, упоминания в летописях конца, сравнительно, нечастые, тяготеющие к позднему средневековью, например: «В лето 6922 (1414 год)... месяца августа погоре Неревский конец от святого Володимера (Владимирской башни и церкви кремля?) и до Гзени».  

Отмечается, что Неревский раскоп на месте Неревского конца вёлся в течение 12 лет. Была вскрыта площадь около 10 тысяч квадратных метров. На раскопе 26 июля 1951 г. во время раскопок, которые вела археологическая экспедиция Московского университета и Института археологии Академии наук СССР под руководством А. В. Арциховского, была обнаружена первая берестяная грамота. В 1952 году археологи обнаружили и вскрыли на протяжении 183 метров Великую улицу — главную улицу Неревского конца. Она вела от детинца к северу, пересекая при этом улицу Яневу, Щеркову, Розважу, Козьмодемьянскую, Холопью, и уходила дальше по Неревскому концу прямо на север в сторону княжеского Зверинца (позднее Зверин монастырь). Была вскрыта также Холопья улица, в 1955 году перекресток Великой и Козьмодемьянской улиц. При раскопках были обнаружены остатки жилых и хозяйственных построек, в том числе и усадьба новгородского посадника Онцифора Лукинича, а также предметы домашнего обихода, монеты и другие предметы.

Раскопки выявили богатую культуру жителей Неревского конца, близкую культуре других районов средневекового Новгорода. И как доказывают берестяные грамоты, были близки средневековые новгородцы уже в знании русского языка. Хотя встречены и отдельные грамоты на других языках. Например, первые памятники финской письменности.

Но все же о чем напоминает ононим «нерев» (неред и .п.)?! Нерецко, Нередица, Нерль и подобные ононимы на Руси прежде всего обращают внимание на корень «нер-« (с вероятными огласовками на а, о, у, и – и производными). Корень неизбежно имеет ностратические истоки.

Вот в арийском эпосе известен Нара («человек», «мужчина», «муж»), по древнеиндийской мифологии божественный мудрец (риши – конечно не Рош, но то ж), всегда выступающий в паре с риши Нараяной По «Рамаяне» (7, 53) сам Рама предсказывает будущее рождение Нара и Нараяны ради блага человечества. Поклонением Наре и Нараяне открывается «Махабхарата», в которой Арджуна идентифицируется с Нарой. В пуранах (Вишну-пур. 5, 37, 34-37; Бхаг.-пур. 1, 3, 8 и др.; Вамана-пур. 2 и др.) Н.-Нараяна провозглашены двуединым воплощением Вишну, сыновьями Дхармы и Ахимсы (или Мурти, дочери Дакши).

Нар, Наран («солнце»), Эх-нар, Эке-наран («мать-солнце»), Алтан-нар («золотое солнце») - в мифах монгольских народов солярное божество, имеющее многотысячелетние эпические корни.

Затем по мифологическим словарям можно вспомнить значение таких ононимов как Нарада , нарака , Нарджхеу , На-реау, Тикитики,  Нарцисс, Наркисс и т.п.

В той или иной степени важны для понимания неревов Нерей (с его нереидами) Нергал , Нерит, Нертус…

Или Нирах , Нирвана , Нирманарати ( нимманарати ), Ниррити…

А то и Нореай ( Прах Нореай), норны , Норов-ава ( Паксь-ава ), Нортия…

Если считать неревов одними из ностратической семьи (и такой шанс есть), то их наследников придется искать почти на всей планете, исключая часть Африки. Возможно, это мореходы, судоходы, покорители владений Нерея. Или… И версий на целые книги.

Если ограничить поиски индоевропейцами, то можно начинать с региона исхода 5 – 4 тыс. до н.э. вплоть хотя бы до  поздней античности.

По русским летописям, "нарци еже суть словене" в числе 72 первых народов на земле, имевших единый язык, участвовали в строительстве Вавилонской башни (около 2650 г. - по христиансвкой хронологии). Строения высотой в десятки метров возводили шумеры,что воспринимались северянами как грандиозные. Нарци затем переместились к Дунаю, где известны античные провинции Реция и Норик. Из округи Дуная уже как праславяне расходились по Европе, смешиваясь с разными народами. Геродот на время около 25 веков назад упоминал невров, которые пришли на юг от северных земель (там слишком расплодились змеи) и занимались ежегодно по несколько дней волхованием-волкованием (проводили праздники в масках волков и т.п.).

Невров-нерцев, имевших ко временам Геродота, своих царей (василевсов, отсюда и сказочные Василисы), славяноведение давно рассматривает в числе праславян (Артамонов М.И. Венеды, невры и будины в славянском этногенезе // Вестник Ленинградского университета. — 1946. — № 2.; Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия; Язычество древних славян и др. работы; Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М.; Л., 1966; Третьяков В.П. У истоков древнерусской народности. Л., 1970 и др.). Ононимы типа Нерецко, Нередица, Нарва и созвучные отмечены на средневековых новгородских землях, но сведение их к античным нерцам-неврам проблематично.

Ононим Нарва созвучен летописному "нарци" (еже суть словене); в античности примерно по направлению Великая - озера - Нарва указана река Турунт (www.russika.ru). Ононим может указывать на места почитания Тура исходными индоевропейцами, включая и праславян (венеды в начале эры указываются в Восточной Прибалтике; см. статью Венемаа).

Со временем здесь поселились финно-угры, но вероятно их землячество или племя "нарова" (норова) названо по Нарве (Нарце - "на-реке"), а не Нарва получила от землячества имя. В целом вариации р/в в корне очевидны: Neuroi; Νέυροι [Геродот], neuroe [Плиний Старший], nerui, nervi [Аммиан Марцеллин], neriuani [Баварский Географ]. Геродот помещал Νέυροι к северу от скифов за большим озером (Припятские болота и т.п.), чаще ближе к Верхнему Днепру. Баварское Neriuani возможно обозначает жителей бассейна Нарева (< *neruv-enai), притока Вислы, река в Белоруссии и Польше (исторические земли венедов, Неврида). Созвучие Нарева и Нарвы нередко в этимологиях игнорируется. Списки "Повести временных лет" с 13 - 14 вв. определяют "народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, - эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных странах".

При таком перечислении "нарова" попадает в ряд балтов времен до 852 г. (недатированная часть летописей). Русь к концу средних веков брать дань с литвы и ряда других балтов уже не могла, не упоминаются эти данники и на времена Рюрика. Велика вероятность, что это память о зависимостях начала нашей эры, когда в округе властвовали венеды (финно-угорское Венемаа-Венейя до сих пор - Россия, Русь). Примерно к 375 г. Германарих (Герман-властитель) подчинил венедов, а с ними и чудь. мерю, весь, мурому, мордву (Иордан. 6 в.). В дальнейшем, нарова (норова) все более связывается с финно-уграми именно как заметной частью населения у Нарвы. Согласно легендарным источникам в землях наровы некогда стоял город Ругодив, известный также как «дивный город Ругов» и - возможно - бывший непосредственным предшественником современной Нарвы. Руги - по ряду источников - составная часть русов, а княгиня Ольга представлялась как "регина ругорум" (королева ругов).А.Г. Кузьмин "СВЕДЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИСТОЧНИКОВ О РУСИ И РУГАХ" //"Откуда есть пошла Русская земля", т. 2. М., 1986 Финно-угорская нарова оставила свое этнографическое своеобразии в уезде Восточная Вирумаа современной Эстонии. Это справка автора на одном из сайтов Интернета.

Аммиан Марцеллин (4 век н.э.) Римская история "Res Gestae" КНИГА XXII. 8. 1 – 49

Описывая времена тесно связанного со скифами императора Юлиана Отступника, Аммиан подробно представил Великую Скифию по своим личным впечатленриям и из многих книг.

  • «26. Позади них живут обитатели Киммерийского Боспора; там находятся колонии милетян и как бы мать их всех – Пантикапей, который омывает река Гипанид, обильная собственными водами и впадающими в нее извне . На довольно далеком расстоянии отсюда живут по обоим берегам Танаиса (Дона) амазонки вплоть до самого Каспийского моря. Танаис вытекает из кавказских скал, течет широкими излучинами и, отделяя Азию от Европы, исчезает в меотийских болотах. 28. По соседству с Танаисом находится река Ра (Волга). На ее берегах водится корень одного растения, одноименный с этой рекой, который широко употребляется в медицине. 29. За Танаисом широко раскинуты савроматы; в их земле протекают непересыхающие реки: Марабий, Ромбит, Теофаний и Тотордан. Другое племя савроматов живет на большом расстоянии оттуда в прибрежной полосе, через которую впадает в море река Коракс.
  • 30. Неподалеку отсюда лежит Меотида (Азовское море), занимающая весьма большое пространство. Много воды из ее обильных источников прорывается через Пантикапейский пролив в Понт, на правом берегу которого лежат острова Фанагур и Гермонасса, застроенные стараниями греков . Вокруг этих крайних и отдаленных болот обитает множество народов, весьма различных между собою по языку и обычаям: яксаматы, меоты, язиги, роксоланы, аланы, меланхлены, гелоны и агафирсы, у которых находятся обильные залежи камня-адаманта. За этими народами еще дальше обитают другие, нам неведомые, так как они живут дальше всех вглубь материка. 32. А на левой стороне Меотиды есть полуостров, заполненный греческими колониями. Поэтому население живет там спокойно и миролюбиво, полагает свои заботы в земледелии и питается плодами земли.
  • 33. Недалеко от них за различными царствами живут тавры; среди них арихи, синхи и напеи страшны своей дикостью, и так как продолжительная безнаказанность усиливала их свирепость, {256} то от того и пошло имя морю «Негостеприимное». Если его называют наоборот Евксинским (гостеприимным), то это ирония, подобно тому как мы, греки, называем благодушным глупого, благожелательницей – ночь, Евменидами (добромыслящими) – Фурий. Эти народы добывали милости богов человеческими жертвами и, закалывая пришельцев в жертву Диане, которая у них зовется Орсилохой, прибивали головы убитых на стенах храма, как вечные памятники славным деяниям.
  • 35. Близ Таврики 603лежит необитаемый остров Левка 604посвященный Ахиллу. Если кто случайно попадет туда, тот, осмотрев памятники древности, храм и дары, посвященные этому герою, возвращается вечером на корабль. Говорят, что там нельзя проводить ночь, не подвергая опасности свою жизнь. На острове есть пруд и водятся белые птицы, похожие на зимородков, о происхождении которых, как и о времени битв на Геллеспонте я буду рассказывать в другом месте . В Таврике есть несколько городов; более значительные среди них – Евпатория, Дандака и Феодосия; есть и другие, поменьше, не оскверненные человеческими жертвоприношениями.
  • 37. В этих местах находится самый угол лука. Теперь я прослежу по порядку дальнейшую его кривизну, обращенную к северу, до левого берега Фракийского Боспора. Замечу при этом, что тогда как у всех прочих народов луки имеют более плоскую кривизну, только скифские и парфянские луки своими сведенными с обеих сторон внутрь широкими кривыми рогами с натянутой посередине прямой круглой тетивой представляют вид луны на ущербе.
  • 38. В самом начале этого материка, там, где кончаются Рифейские горы, живут аримфеи, праведные и известные своем миролюбием люди. Область их омывают реки Хроний и Висула (Висла). По соседству с этим народом обитают массагеты, аланы и саргеты, а также многие неизвестные народы; но нам неведомы даже названия их, не то что обычаи.
  • 39. На значительном расстоянии оттуда простирается Каркинитский залив, течет река с тем же названием и находится почитаемая в тех местах роща Тривии. 40. Далее, вытекающий из гор нервиев Борисфен, многоводный от самых своих истоков и обогащающийся впадением многих рек, вливается в море бурливыми волнами. На его лесистых берегах лежат города Борисфен, Кефелонес и Жертвенники, посвященные Александру Великому и Це-{257}зарю Августу (по другим данным – ближе к Танаису-Дону). Вдалеке оттуда есть полуостров, который заселяют синды, известные только тем, что после несчастий, постигших их господ в Азии, они овладели их женами и имуществом. 607К их земле примыкает узкая береговая полоса, называющаяся у местных жителей «Ахиллово ристалище», так как здесь некогда упражнялся в беге этот фессалийский вождь. В непосредственной близости от него находится Тир, колония финикийцев 608которую омывает река Тира (Днестр)».

Здесь «горы Нервиев» у истоков Борисфена (Днепра) к началу средневековья явно тяготеют к Валдайской возвышенности, Оковскому лесу русских летописей, где и указывались истоки крупных рек Великой Скифии (традиции которой наследовала Русь).

Еще раз напомним, для спесивых и иногда очень авторитетных лингвистов.

Нарци еже суть словене* - знаменитая фраза первых страниц популярных русских летописей, указывающая на участии пращуров славян в строительстве Вавилонской башни в числе первых единых по языку 72 народов на земле. От нарцев (племени Афета) времен строительства башни (по христ. хронологии около 2650 г. до н.э.), по мнению летописцев, происходил язык славян. Эта версия - одна из самых популярных в славяноведении (П.Й. Шафарик, Л. Нидерле, О.Н. Трубачев и др.). Спорьте со славяноведением, а не шипите втихоря на него.

Контекст летописной версии таков (перевод академика Д.С. Лихачева): "(После потопа) Сим же, Хам и Афет разделили землю, бросив жребий, и решили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был язык (у всех) един. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба,- в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот сорок лет, и не свершили его. И сошел господь бог видеть город и столп, и сказал: "Это род един и народ един ?!". И запутал бог языки, и разделил на семьдесят два языка, и рассеял по всей земле. По разделению же языков (и народов) бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются… По разрушении же столпа и по разделении языков приняли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны. Афетовы же взяли запад и северные (полунощные) страны. От этих же семидесяти двух произошел и язык "словенеск, от племени Афетова, нарци, еже суть словене". Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по землеи прозвались именами своими от мест, на которых сели… (Повести Древней Руси. Л.,1983. - С.25, 125, 525).

Раннехристианские источники указывали, что Фалек и Рагав (не Нектан) – пращуры самого Авраама – присоединились к Великой Скифии и ее народам. И это  3 тыс. до н.э.

Римские провинции Реция (Ругия) и Норик у Дуная известны со времен античности. Близость нарцев и славян осознавалась в начале средневековья. В эпитафии, посвященной Мартину (он был сначала аббатом Думийского, Dumiensis, монастыря, находившегося близ впадения Соны в Рону, затем - епископом города Бракара в северо-западной Испании), говорится, что он приобщил к христианству представителей множества племен: "Ты привлек к союзу с Христом разные свирепые племена". Далее следует их перечисление: Alamannus, Saxo, Toringus, Pannonius, Rugus, Sclavus, Nara, Sarmata, Datus, Ostrogotus, Francus, Burgundio, Dacus, Alanus, Те duce nosse Deum gaudent; tua sugna Svevus admirans ducit... (MGH Auct. antiquiss., t. Vl2, 1883, р. 195, № XXII, Versus Martini Dumiensis in basilica). Мартин умер в 580 г. (MGH Auct. antiquiss., t. VI2, p. 195), эпитафию ему иногда связывали с Авитом (умер около 524 г.), но даже это ошибочное мнение не устраняет смысла самой эпитафии - "руги, склавы (славяне), нара и сарматы" представали в начале средневековья близкими народами.

Имя Nara трудно с чем-либо сопоставить, кроме как с Нориком, хотя для языковедов естественно было бы ожидать формы Norensis, Noricanus или, по крайней мере, Nora. Хороший материал для освещения этого малопонятного слова, вставленного в эпитафии между склавом и сарматом, дает именно "Повесть временных лет". В разночтении по рукописи б. Московской духовной академии (Троицкой 1-й летописи) встречается "нарицаемии норци" (ПСРЛ, I, 1, 1926, столб. 5, вариант 19). В комментарии к "Повести временных лет" Д.С. Лихачев пишет: "Нарци или норики - жители Норика... В VI в. здесь уже жили славяне". Поэтому очевидно, а может быть вследствие какого-либо предания, норики и были отождествлены на Руси со славянами. В перечислении 72 народов в русской "Толковой Палее" против наименования некоторых народов даны разъяснения: "авер - иже суть обези", "руми, иже зовутся греци", также и "норици, иже суть словени". По-видимому, "Повесть временных лет" и "Толковая Палея" в данном случае имели какой-то общий русский источник" ("Повесть временных лет", под ред. В.П. Адриановой-Перетц, т. II, 1950, стр. 213, ср. стр. 341).

Таким образом, в эпитафии Мартину, составленной в год его смерти или несколько позднее, следовало бы читать "Sclavus - Nara", подразумевая под этими двумя словами представителя одного племени, а именно склава, склавена, который иначе мог быть назван "нарой" ("нарцем", "норцем"). Так, Русская летопись и ее источники способствуют пониманию раннесредневекового эпиграфического памятника, созданного где-то в Бургундии на берегах Роны, в местах вокруг Лугдуна и Вьенны - древних римских колоний в Галлии. При сопоставлении столь отдаленных друг от друга по времени и по месту возникновения исторических источников (эпитафии и летописи) несколько шире становится представление о тех материалах, которые легли в основу "Повести временных лет" и "Толковой Палеи", углубляется их литературная традиция. Едва ли эти русские памятники базировались только на "каком-то общем русском источнике" (как думает Д.С. Лихачев) и едва ли фиксировали - в "реабилитированном сказании Нестора" - "широкую эмиграцию нурско-неврских иллирийских племен на север и восток" (С.П. Толстов, "Нарцы" и "волхи" на Дунае, стр. 8), если уже в VI в. склавов называли нарами-нарцами, причем столь далеко на запад от берегов Днепра.

От нарцев-нервиев вели происхождение части гуннов. Нервии принимали участие в Каталаунской битве 451 г. С ними связывают невров времен Геродота. Ищут связи ононима с рекой Нарвой и Неревским концом (районом) средневекового Новгорода. На территории конца археологи нашли первую новгородскую (1951) и почти триста берестяных средневековых грамот.

Главной улицей района была прибрежная Великая, что соответствовала Великому Словенску (эпоса) и Великому Новгороду.

Подробнее о нервиях как индоевропейцах.

Нервии — одно из племён белгов, живших к востоку от Шельды в I веке н. э. По одной из версий, нервии относились к кельтоскифам и вели начало от известных Геродоту невров. Однозначно происхождение нервиев не установлено. Но если какой народ называется германцы, а какой-то типа германдулы, то неизбежно поискать реальные связи между европейскими народами со сравнительно близкими названиями.

Наибольшую известность нервии получили в войнах против Юлия Цезаря, хотя сопротивлялись и натиску германцев. Победив войска с Ариовиста, Цезарь выступил против мощного союза бельгов и нервиев. Но связанные с союзом ремы выдали римлянам замыслы противников. Цезарь в 57 году до н. э. с восьмью легионами направился к северу. Союз белгов он уничтожил, даже не прибегая к оружию. Остановившись на берегах реки Аксоны (Aisne) в сильно укреплённом лагере, направил своих союзников, эдуев, в набег против белловаков, одного из племён, входивших в состав союза белгов и нервиев.

Белловаки (одни из пращуров белорусов ?) сосредоточились на защите родной земли, вынуждены были отделиться от союза, который заметно ослаб. Содержание общего большого войска обходилось недёшево, и когда белловаки поспешили на защиту своей родины, их примеру последовали и другие, а с каждым племенем в отдельности справиться было уже нетрудно.

Труднее всего Цезарю было покорить именно нервиев — «храбрейшее из всех северных племён». На одной из высот в верховьях Самбра, римляне стали разбивать укреплённый лагерь; а римская конница билась с отдельными сотнями конных нервиев и погнала их за реку. А между тем в лесочке на высотах за рекой нервии скрывали значительные силы. «Густыми толпами» высыпали из лесочка, быстро спустились к реке и перебрались через неё, ударили против римлян, что те едва успели построиться в боевой порядок. Резкий звук сигнальной трубы, призывавшей в строй солдат, высланных на работы, смешался с ревом рогов, под звуки которых неприятель бешено наступал на высоты.

Битва была продолжительная, серьёзная и на мгновение даже отчаянная для римлян, и сам Цезарь оставил превосходное описание её. На правом, наиболее угрожаемом крыле римского войска, где Цезарь лично принимал участие в сече, опасность миновала только тогда, когда подоспели и приняли участие в битве те два легиона, которые на походе прикрывали обоз. Нервии тем временем успели подняться на высоты, и битва кипела уже у самых окопов начатого постройкой лагеря. Нервии не сумели вовремя окончить битву и отступить, а наоборот, с яростным мужеством старались удержаться на том же месте, всё ещё надеясь сломить римлян. Но битва 57 года окончилась для них полным поражением. Приводились цифры, что из 60 тысяч нервиев осталось в живых едва 500 человек. И нередко сведения о нервиях в энциклопедиях на этом завершаются.

Вместе с тем история нервиев продолжалась. В одном из сражений нервий VARTIC помог спастись Цицерону, осаждённому в своём лагере. В честь этого выпустили монету нервиев.

Источники: myths.kulichki.ru, wikimediafoundation.org, www.alanica.ru, mystudies.narod.ru, www.pravoslavieto.com, www.russika.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5