Ветряная мельница из Ладощина

Этот ветряк шатрового типа. Он срубной венчатой конструкции. В плане восьмигранный. Стены нижней части срублены вертикально. Они составляют около трети всей высоты "шатра". Остальная часть стен сделана наклонно к вертикальной оси постройки. Самая верхняя часть овальной формы - "шапка" каркасной конструкции. В ней размещается горизонтальный зал с вынесенными наружу четырьмя крыльями. И срубные стены и "шапка" покрыты щепой. В срубе использованы разные бревна и из какой-то старой постройки и новые, и хвойных пород (ель, сосна) и лиственных (осина). Это объясняется просто: район, как и смежные с ним, безлесный.

Следует вообще сказать несколько фраз о ветряных мельницах. "Шатровки" часто называют "голландками". Вероятно это справедливо и они могли быть "завезены" в Россию в начале XVIII в. при Петре Великом. Завезены, разумеется, теоретически, как идея.

Более старый тип мельниц-ветряков - "столбовки". Если у "голландок" поворачивается к ветру только "шапка" с крыльями, то у "столбовки" нужно поворачивать весь мельничный амбар со "всеми потрохами" и крыльями. Это потяжелее. Да и амбар высоко не вознесешь, хотя ветер там может дуть посильнее, чем внизу.

Столбовками мельницы названы за то, что их амбар покоится на столбе, вкопанном в землю и обложенном снаружи срубом-ряжем. В нем заделаны балки, удерживающие столб от смещения по вертикали. Конечно, амбар покоится не только на столбе, но на срубе-ряже (от слова режь, бревна, врубленные не плотно, а с прозорами). Поверх такого ряжа делается ровное круглое кольцо из пластин или досок. На него и опирается нижняя рама собственно мельницы.

Ряжи у столбовок могут быть разной формы и высоты, но не выше 4 метров. Они с земли могут подниматься сразу в виде четырехгранной пирамиды или сначала вертикально, а с какой-то высоты переходить в усеченную пирамиду. Встречались, правда очень редко, мельницы на невысокой раме.

Когда появились ветряки на Руси, с определенностью утверждать трудно, во всяком случае никак не позднее XV столетия. Документы (письменные и графические изображения) XVI-XVII вв. буквально пестрят свидетельствами об очень широком распространении мельниц-столбовок. Их ставили группами по нескольку штук от трех до дюжины и более.

Основание шатровок тоже может быть по форме и конструкциям различным. Например, пирамида может начаться с уровня земли, а конструкция быть не срубной, а каркасной. Пирамида может опираться на срубный четверик, а к нему могут быть пристроены подсобные помещения, тамбур, помещение для мельника и т.д.

На Новгородчине мельницы столбовки еще сохранялись в 50-60-х годах. Теперь их нет. Разобрали, сломали, сами упали. Шатровки еще кое-где стоят, но в плохом состоянии и вот-вот рухнут.

Мельница из Ладощины не лучший экземпляр. Приходилось брать из того, что уцелело.

Главное в мельницах их механизмы. В шатровках внутреннее пространство разделено перекрытиями на несколько ярусов. Сообщение с ними идет по крутым лестницам чердачного типа через люки, оставленные в перекрытиях. Части механизма могут располагаться на всех ярусах. А их может быть от четырех до пяти. Стержнем шатровки служит могучий вертикальный вал, пронизывающий мельницу насквозь до "шапки". Он опирается через металлический подпятник, закрепленный в балке, которая лежит на брусчатой раме. Балка с помощью клиньев может перемещаться в разные стороны. Это позволяет придать валу строго вертикальное положение. Тоже самое можно проделать и при помощи верхнего бруса, где штырь вала заделан в металлическую петлю.

В нижнем ярусе на вал надета большая шестерня с кулачками-зубьями, закрепленными по наружному контуру круглой основы шестерни. При работе движение большой шестерни, умноженное в несколько раз, передается на малую шестерню или цевку другого вертикального, уже металлического обычно вала. Этот вал прошивает неподвижный нижний жернов и упирается в металлическую планку, на которой через вал подвешен верхний подвижный (вращающийся) жернов. Оба жернова одеты деревянным кожухом с боков и сверху. Жернова устанавливаются на втором ярусе мельницы. Балка в первом ярусе, на которую опирается малый вертикальный вал с малой шестерней, подвешена на металлическом нарезном штыре и с помощью нарезной же шайбы с рукоятками может быть слегка поднята или опущена. С нею поднимается или опускается верхний жернов. Так регулируется тонкость помола зерна.

От кожуха жерновов вниз наклонно пропущен глухой дощатый желоб с доской задвижкой на конце и двумя металлическими крючками, на которые подвешивается мешок, наполняемый мукой.

Рядом с блоком жерновов устанавливается кран-укосина с металлическими дугами-захватами. С его помощью жернова могут сниматься со своих мест для отковки.

Над кожухом жерновов с третьего яруса спускается жестко закрепленный к перекрытию подающий зерно бункер. Он имеет задвижку, с помощью которой можно перекрыть подачу зерна. Он имеет форму опрокинутой усеченной пирамиды. Снизу к нему подвешен качающийся лоток. Он для пружинистости имеет можжевеловую планку и штырь, опущенный в отверстие верхнего жернова. В отверстии эксцентрично устанавливается металлическое кольцо. Кольцо может быть и с двумя-тремя косыми перьями. Тогда устанавливается симметрично. Штырь с кольцом называются обечайкой. Пробегая по внутренней поверхности кольца, штырь все время меняет положение и раскачивает косо подвешенный лоток. Это движение ссыпает зерно в зевло жернова. Оттуда оно попадает в зазор между камнями, размалывается в муку, та поступает в кожух, из него в закрытый лоток и мешок.

Зерно засыпается в бункер, врезанный в пол третьего яруса. Мешки с зерном подаются сюда с помощью во'рота и веревки с крюком. Ворот может подключаться и отключаться от шкива, насаженного на вертикальный вал. Делается это снизу с помощью веревки и рычага. В досках перекрытия прорезан люк, перекрытый наклонно поставленными двухпольными створками. Мешки, проходя через люк, открывают створки, которые потом произвольно захлопываются. Мельник отключает ворот, и мешок оказывается на крышках люка. Операция повторяется.

В последнем ярусе, находящемся в "шапке", на вертикальном валу установлена и закреплена другая, малая шестерня со скошенными кулачками-зубьями. Она заставляет вращаться вертикальный вал и запускает весь механизм. Но ее заставляет работать большая шестерня на "горизонтальном" валу. Слово в кавычки заключено потому, что фактически вал лежит с некоторым уклоном внутреннего конца вниз. Штырем этого конца он заключен в металлическом башмаке деревянной рамы, основы шапки. Приподнятый конец вала, выходящий наружу, спокойно лежит на камне-"подшипнике", слегка скругленном сверху. На валу в этом месте врезаны металлические пластины, предохраняющие вал от быстрого стирания.

В наружную головку вала врезаются два взаимно перпендикулярных бруса-кронштейна, к которым крепятся хомутами и болтами другие балки - основа решетчатых крыльев. Крылья могут принимать ветер и вращать вал лишь тогда, когда на них будет расправлена парусина, обычно свернутая в жгуты в покойное, не рабочее время. Поверхность крыльев будет зависеть от силы и скорости ветра.

Шестерня "горизонтального" вала снабжена зубьями, врезанными в боковую сторону круга. Сверху ее обнимает тормозная деревянная колодка, которая с помощью рычага может быть освобождена или сильно затянута. Резкое торможение при сильном и порывистом ветре вызовет высокую температуру при трении дерева о дерево, и даже тление. Этого лучше избегать.

До работы крылья мельницы следует повернуть навстречу ветру. Для этого имеется рычаг с подкосами - "водило".

Вокруг мельницы вкапывали небольшие столбики количеством не менее 8 штук. К ним "водило" и крепилось цепью или толстой веревкой. Силою 4-5 человек, даже если верхнее кольцо шатра и части рамы хорошо смазаны солидолом или чем-то подобным (ранее смазывали свиным салом), провернуть "шапку" мельницы очень трудно, почти невозможно. "Лошадиная сила" тут тоже не годится. Поэтому пользовались небольшим переносным воротом, который попеременно одевали на столбики его трапециевидной рамой, служившей основанием всей конструкции.

Блок жерновов с кожухом со всеми частями и деталями, расположенными выше и ниже его, назывался одним словом - постав. Обычно небольшой и средней величины ветряки делались "об одном поставе". Большие ветряки могли строиться с двумя поставами. Были ветряные мельницы и с "толчеями", на которых отжималось льняное или конопляное семя для получения соответственного масла. Отходы - жмых, - тоже использовали в домашнем хозяйстве. "Пильные" ветряки как будто не встречались.

Мельница из Ладощины имела один постав. Это удалось установить сразу при первых исследованиях. Но весь механизм оказался настолько поломанным, а его детали уничтожены, что разгадать полностью его устройство оказалось трудно. Недоставало знаний. Пришлось изучать аналогичные постройки, где механизм и оборудование сохранились лучше или почти полностью. В частности в этом помогла мельница в д. Завал Новгородского района. Впоследствии пришлось заниматься ее реставрацией на месте и переоборудовать помещение под местный краеведческий музей.
Ветряк в Ладощине (точнее у деревни в поле, а не в самом поселении) утратил даже решетчатые крылья. Отдельные их части валялись на земле. Их удалось сфотографировать, зарисовать и замерить. Делалось осенью 1970 г.

Остальные обмеры, исследования, фотофиксация и описания в дневнике велись при разборке и перевозке мельницы в архитектурно-этнографический музей Витославлицы. Работы велись в январе 1971 г. Под руководством автора работали плотники Стрижов Е.А., Липатов Г.П. и другие. Разборке помогал автокрановщик Коровичев Ю.М. Он же грузил разобранный материал на машины, которые перевозили его в Витославлицы на площадку временного складирования у места сборки. Разборка заняла несколько дней.

Опрос старожилов деревни помог установить примерное время возведения мельницы, то были 1920-е годы.

Под стены мельницы, точнее под ее углы были заложены столбчатые фундаменты. Такие же были заложены и под центральную брусовую раму, на которую опирался центральный вертикальный вал. Всего 12 фундаментов. Затем между ними сделана ленточная забирка валунами в один ряд.

Затем шла сборка и реставрация постройки в соответствии с проектом реставрации и его рабочими чертежами.

В проекте были допущены две ошибки, которые впоследствии были исправлены. Первая: неправильно был рассчитан шаг между зубцами малой шестерни в первом ярусе мельницы. При ее запуске перед сдачей-приемкой произошел казус. Не входившие в зазор между зубцами зубцы малой шестерни стали взламывать зубцы с большой. Отломив, шестерня с огромной силой отбрасывала их в строну. Некоторые обломки впивались в стены, другие через открытые ворота со свистом вылетали на улицу. Прораб настолько перепугался, что пулей метнулся из мельницы и через минуту был уже в десятках метров от нее. Больше он не подходил к ней, особенно тогда, когда мельница готовилась к запуску. Ошибку исправили, сделав новую шестерню.

Вторая ошибка: в чертежах были укорочены, против прежних, крылья мельницы примерно на 1 метр. При очередном ремонте и ее выправили. Внутренняя "начинка" постройки была полностью реставрирована. Мельницу с ног до "шапки" одели в панцирь из осиновой щепы. На решетчатые крылья сшили и повесили парусиновые паруса. Для сдаточно-приемной комиссии мельницу запускали в холостую. Работала вполне хорошо. К сожалению, не удалось подогнать и проковать жернова. Не сыскался мастер. Для интересующихся. Стоимость всех работ в прежних ценах (к сентябрю 1971 г., без стоимости научного отчета, еще не готового) составила сумму в 12,481 рубль.

На комиссии и в научном отчете отмечалось, как совершенно обязательное условие: "шапка" мельницы и крылья хотя бы раз в месяц должны проворачиваться. Иначе произойдет перекос мельницы, провис (прогиб) крыльев, их излом. Работу с успехом могли бы выполнять двое смышленых мужчин в течение 1,5-2 часов. К сожалению, эта операция ни разу не выполнялась и, похоже, не будет проводиться.

В целях предотвращения проникновения посторонних лиц в ее помещения на окнах пришлось установить металлические решетки.

Рядом с этой "шатровкой" собиралась вторая...