Созданная часть и проект (часть 3)

Вначале предполагалось свезти в музей несколько культовых построек: 3-4 церкви и 1-2 часовни. Практика внесла коррективы. Пришлось разместить 7 церквей и 3 часовни. Эти постройки гибли на своих исконных местах, и спасти их там было невозможно. Возникла проблема: как и где их ставить. Она решена так. Одна церковь (Успенская из Курицко) поставлена на краю "деревни", на берегу озера Мячино и сравнительно недалеко от реки Волхов, т.е. оказалась примерно в тех условиях, в которых и была создана. Вторую церковь (Никольскую из Мякишева) разместили на "кладбище", которого пока нет, и в стороне от основной застройки. Позже, если будет создан юго-западный сектор, она будет при нем. Для третьей церкви (Троицкой из Реконской пустыни) нашлось место в рощице у дороги на Юрьево, в условиях приближенных к первоначальным. Для Никольской церкви из Тухоли созданы на местности особые условия, приближенные к старым: подсыпан холм, сделана полуразвалившаяся валунная ограда, посажены ели, отрыт водоем. Три остальных церкви (Рождества Богородицы из Передок, Никольская из Высокого Острова и Успенская из Никулина) скомпонованы в одну композиционную группу, они размещены между двумя секторами (северо-восточным и Мстинским) и будут представлять собою погост в позднем понимании этого слова, т.е. как группу культовых построек *, обнесенных деревянной оградой. Кстати, такая ограда запроектирована и разработаны все рабочие чертежи вплоть до мелких деталей. Она бревенчатая, венчатая, рубленая в тарасы, двух распространенных вариантов, имеет трое ворот, в том числе главные "святые", и калитку. По углам три башни. В участках стен и башне предусмотрены торговые лавки.

Кроме культовых построек и ограды на территории погоста должны размещаться административный дом-двойня, два амбара, колодец и небольшой садик.

Часовни разместились так: одна (из деревни Гарь) перед "деревней" с запада, вторая (из деревни Кашира) среди Мстинского сектора (в "деревне") и третья (из деревни Малышева) на отшибе, у берега озера, как бы на "заповедном" месте.

На основном маршруте оказываются два уцелевших каменных дома бывшей усадьбы помещиков Семевских. Служа фактически административным и научным целям, внешне они воспринимаются как помещичья усадьба.

Оставалось разместить хозяйственные и производственные постройки. Многое из них (амбары, сараи, бани, гумна) естественно вошли в набор построек крестьянских усадеб.

Оставалось найти место таким производственным постройкам, как ветряные и водяная мельницы. Для ветряков нужно открытое, продуваемое ветрами пространство, для водяной мельницы - проточная вода (ручей, река). Таким местом в границах музея было только одно - свободная площадка к северу от Юрьева монастыря.

Основной туристский маршрут, прослеженный от начала и до Поозерского сектора, продолжается далее, до стен Юрьева монастыря по дамбе-аллее. Проложенная, вероятно, в начале XIX столетия, дамба все-таки не высока и в паводковые периоды заливается водой. Проектом предусмотрено поднятие ее до необходимой отметки. В месте, где ее пересекает ручей, запроектирован деревянный мост в старых традиционных формах. Эта аллея приводит к последней экспозиционной группе построек Витославлиц - Мельничному комплексу. Здесь предполагается разместить четыре ветряных мельницы (одну столбовку и три шатровки), водяную мельницу на ручье и усадьбу мельника. Один ветряк уже стоит, второй в разобранном виде лежит в сарае, третий, к сожалению, сожжен ночью пьяными хулиганами, лежит под навесом в разобранном виде и водяная мельница из деревни Сорокино Пестовского района.
Из этого комплекса запроектирован выход из музея как раз напротив главного входа в Юрьев монастырь.

Кроме перечисленных основных секторов, комплексов и построек, в проекте предусмотрено воссоздание или имитация археологических объектов - жальников с каменными крестами, позднего православного кладбища с высокими деревянными крестами, камней-следовиков, памятных крестов, сопки. Запроектированы лужайки, места отдыха для туристов, пашни, сенокосные луга, так называемые малые архитектурные формы - колодцы, качели, сенные весы, рассадники, мочильные ямы, изгороди различных типов вокруг огородов и вдоль лугов и пашен и т.д.

Проект рецензировали архитекторы Попов В.А. и Шургин И.Н. Их оценка положительная. ................. он рассматривался на расширенном Ученом совете музея с привлечением представителей из других специализированных организаций, был одобрен и согласован.

Назад