- Церковь в с. Турны
- Церковь в с. Сопины
- Церковь в с. Мошенкском
- Церковь в с. Муссы
- Церковь в с. Илемно
- Церковь в Старой Руссе
- Церковь в с. Ильина Гора
Вступление
Выявление и обследование памятников деревянного зодчества в области началось как бы случайно, эпизодически, во время отпусков, одним или двумя лицами. Если не считать беглого турне И.В.Маковецкого, то начало этому положено в 1959 году. Предпочтение отдавалось культовым постройкам, о которых были получены какие-либо сведения: устные, письменные, рисунки и другие. За 3-4 года разовых поездок выявлено, по крайней мере, 6 церквей и несколько часовен. Состояние их было в разной степени сохранности от предаварийного, аварийного до незначительных остатков.
Естественно возникла проблема их сохранения. Об оставлении их на местах, организации действенной охраны, о поддержании и ремонтах, тем более организации комплексной реставрации не могло быть и речи. Причин много: плохие грунтовые дороги, невозможность организации постоянной и действенной охраны, солидные командировочные расходы, тяжелое состояние построек, истинное положение которых можно было установить только путем глубоких и широких вскрытий или разборки, умирающие населенные пункты ("неперспективные" деревни) и другие.
Естественно назрела проблема перевозки ценнейших памятников в Новгород или под Новгород, и организации на их основе музея деревянного зодчества. Об этом подробнее изложено в разделе, посвященном Витославлицам (часть I)
Коль скоро Витославлицы заложены в 1964г., потребовалось пополнение их архитектурными и этнографическими экспонатами. Комплексные экспедиции по районам области стали регулярными. Работа по созданию музея и проведение экспедиций велись практически уже параллельно. Этим и объясняется факт окончательной разработки генплана столь поздним временем (1990г.). Идеальным положением было бы такое: наиболее полное обследование области по интересующей нас теме, разработка генплана музея и создание музея. Но идеальных случаев в жизни не бывает или почти не бывает. Жизнь часто диктует свои условия, которым мы вынуждены подчиняться. Отсюда часть II не стала частью I, где ей следовало быть. Тем более, что районы области исследованы далеко недостаточно.
Экспедиции выявили и такие печальные факты.
1. Архитектура Новгородской области (провинций) практически оказалась мало изученной. Упущено более 100 лет (!), начиная со второй половины XIXв. Причина самая банальная. Сам Новгород несет в себе такую богатейшую историю, мировой значимости памятники зодчества, монументальной и станковой живописи да еще почти неисчерпаемый археологический материал, а еще его окрестности, города Старая Русса, Валдай, Боровичи, Сольцы, поселения поменьше, что куда там до глубинки. Первенство держал, конечно, Господин Великий Новгород.
2. В результате первого факта исчезли не зафиксированными и неизученными многие, порой уникальные деревянные и каменные памятники архитектуры. Процесс был продолжен очень активной атеистической пропагандой.
3. Теперь вторая мировая война. Она уничтожила не только многие постройки-памятники архитектуры, но и множество деревень почти на всей западной территории области.
4. Послевоенное восстановление экономики страны несколько замедлило процесс исчезновения памятников материальной и духовной культуры. Ненадолго. Пошли различного рода перестройки: преобразование колхозов в совхозы, укрупнение деревень и разукрупнение их, возрождение, всплеск атеизма и в связи с этим закрытие и разрушение церквей. Погибли целые пласты культуры.
5. От атеизма - к религии. Результаты печальные. Напоминает ситуацию ученика-шофера, который впервые сел за руль автомашины и бросает ее из одного кювета в другой. А государственные и общественные органы охраны памятников почти бездействуют, - ударили по рукам. Закон об охране памятников не работает.
6. Время. Оно безжалостно, оно обладает эффективными разрушительными факторами: непогода, стихийные бедствия (ураганы, грозы, наводнения), людское непонимание, пренебрежение и даже злостное хулиганство. Дерево гниет и горит. Это беда деревянных построек.
7. Мода. Она преходяща, случайна и капризна. В пору нашей экономической и политической нестабильности она принесла уже не мало бед. Чья земля, постройки, памятники? Куда идем? Где средства? Кто хозяин? Или: что хочу, то и ворочу?
Чувствую, нужно вернуться к пункту 5-му. В послевоенные годы были приняты серьезные меры по охране и реставрации памятников, по восстановлению древних разрушенных городов, санкционированные Сталиным. Были созданы соответствующие государственные органы. Сделано много. Реставраторы и представители государственных инспекций в большинстве своем выступали за передачу церквей и монастырей общинам верующих. И это состоялось. Но вот что тревожит. Если приходские общины, монастыри, епархии и т.д. полностью возьмут на себя роль единственных хозяев, откажутся от согласованных с представителями государственных и общественных инспекций действий, перейдут от научно обоснованных ремонтов, приспособлений и реставрации к "самодеятельности", - то могут случаться и уже случаются серьезные искажения культурных памятников, возведение доморощенных "новоделов".
Таких примеров в прошлом достаточно. Есть и по Новгороду.