Церковь в Старой Руссе

В Старорусском районе памятников народного деревянного зодчества нет, не сохранились или о них ничего неизвестно. Территория почти не обследовалась. И все-таки о двух сооружениях можно кое-что поведать и показать их изображение. Они были в самой Старой Руссе.

Первый памятник - Владимирская церковь, сооруженная, видимо, во второй половине XVIIв. или даже начале XVIIIв. Сгорела в 20-30-е годы нашего столетия.

Церковь была небольшой клетской постройкой. Состояла из четырех объемов. Квадратное в плане помещение для молящихся, возвышающееся над остальными частями, перекрывалось двухскатной крышей, имевшей промежуточную полицу под нею, и завершалось небольшой главкой на низком срубном основании. С востока к этому объему примыкал пятистенный алтарь с пятискатной крышей. Ширина его была меньше, чем у основного сруба. Западное помещение, по-видимому, тоже квадратное в плане, было шире и длиннее самой церкви, покоилось под двухскатной крышей. Уровень низа крыши совпадал с уровнем крыши над апсидой. У трапезной с запада имелось крыльцо тоже под двухскатной крышей. Типичное и широко распространенное построение малых клетских церквей.

Никакие позывы со стороны заказчиков и исполнителей-плотников к приданию церкви монументальности не выразились. Сооружение скромное. Лишь повышенный средний сруб с полицей и главкой отмечали, что постройка культовая.

Снаружи церковь была обшита вертикально поставленными досками, что по наблюдениям характерно для середины XIXв. Похоже, тогда же было сделано новое крыльцо. Запечатленное на фотографии никак не может быть отнесено к более раннему времени как по форме, так и по конструкции.

В некоторых старых публикациях высказано предположение (звучавшее как утверждение), что церковь была срублена из дубовых бревен. Фантазия. Во-первых, невозможно привести ни одного примера из известных построек этого времени, в которых был бы использован дуб. Во-вторых, леса на многие десятки километров от Старой Руссы, тем более дубового, уже не было.

Об интерьере церкви сказать что-либо невозможно. Никаких сведений нет.