Покрытия

Если древнейший человек не мог защитить себя от непогоды в пещере (её в местности его пребывания не оказалось), то строил простейшую крышу над головой - шалаш. Шалаш (юрту, чум, вигвам и проч.) можно с уверенностью считать праотцом крыши. Без крыши или с прохудившейся крышей любые постройки гибнут с невероятным ускорением. Поэтому крышам уделялось исключительное внимание.

За примерно полуторатысячелетнюю историю восточных славян За примерно полуторатысячелетнюю историю восточных славян [1], заложивших основу древнерусской государственности, строители разработали множество вариантов покрытий. Не все формы и конструкции их возможно реконструировать. Для кирпичной (плинфовой), каменно-кирпичной, каменной и белокаменной такая задача будет полегче. Для ее решения помогут фрески, иконы, миниатюры, некоторые летописные сведения. Но все это не глубже XI столетия. О крышах деревянных построек даже такого сказать нельзя. И все-таки многое воссоздать словесно и графически возможно.

О взаимодействии и взаимовлиянии деревянной и условно каменной архитектуры и ее форм сообщалось в части I этой книжки. Факт такой связи поможет разобраться и в форме многих крыш, развивавшихся и менявшихся почти каждое столетие.

Простейшая крыша двухскатная. Уклон скатов по отношению к горизонту составляет примерно 45°. При таком варианте свес может быть с простым прямым обрезом просто, с обрезом, упирающимся в поток для отвода воды в 4 направленные точки и с резными нижними концами тёса. При кровлях с потоками влага собиралась в деревянные кадки, поставленные просто на землю или закопанные в нее. Собранная вода шла для поливки растений на огороде, стирки белья и других хозяйственных нужд.

Кровли могли быть и положе. Обширные патриархальные избы Архангельской области и Карелии, так называемые избы "кошелем", где под одной общей крышей живут семьи трех поколений и где сконцентрированы почти все хозяйственные помещения, дают уклон большого ската всего лишь в 13°. В наше время это вызвало бы протест многих специалистов.

Делались крыши и круче, так называемые клинчатые. Цель: придать постройке выразительность, привлекательность, монументальность. Однако такие крутые покрытия будут сбрасывать воду и снег почти у самых стен. Для постройки вредно и... берегитесь жильцы и прохожие. Вот такие-то крыши и продиктовали заказчикам, хозяевам и строителям устройство в основании "клина" водо - и снегоотводящих полиц - пологих кровелек. Изобретение прекрасное. Предлагается сравнить с современными ломаными кровлями на частных домах Новгорода, на дачных участках, на дачных поселениях в Поозерье, так называемых коттеджах. Нужно под крышей разместить дополнительные вместительные помещения. Размещаются. Так раньше назывались мезонины. В XIX в. для них придумали по крайней мере три решения. Первое: высокая и крутая крыша. Второе: базиликальный вариант, при котором чердачные помещения перекрываются своей самостоятельной двухскатной крышей нормального уклона. Отсеченные мезонином пространства имеют свои пониженные скаты такого же уклона. "Загашники" используются для складирования чего-либо. Третье: похожий на "базиликальный" вариант. Только боковые пространства перекрываются не односкатными, а трехскатными крышами. Есть и другие решения. Их можно увидеть в деревнях.

Современные заказчики, архитекторы и строители сделали все наоборот. Пространство над мезонином перекрывается очень пологой двухскатной частью крыши, боковые отсеки - очень крутыми скатами. Поэтому вся вода и снег спадают у самых фасадов постройки и на головы людей. Это называлось раньше, и теперь "одевать штаны через голову". Решение совершенно не русское, конечно не новгородское и лишенное здравого смысла.

Вернемся к старым традиционным крышам. Если высокую клинчатую крышу с полицами сделать четырехскатной - это уже шатер. А дальше - число скатов или граней по потребностям и желанию.
Двухскатные крыши, как и односкатные, существовали, по-видимому, в глубокой древности. Ими можно было перекрывать почти всё от житницы, бани, жилья до боярских хором и храмов. А вот шатер предпочитался только для храмов, крепостных башен и боярских, княжеских, царских хором. Крестьянин, ремесленник, посадский человек не могли этого себе позволить. Не по карману.

Можем ли мы сказать, что до XVI столетия не было иной формы крыш, кроме двухскатных и шатровых? Нет, не можем. И не только потому, что деревянные церкви хотя бы XIV-XV вв. не уцелели. Различные изображения ранних столетий преподносят нам и другие варианты. Например, палаточные. Термин известен из документов XVI и XVII веков. Это не значит, что не употреблялся раньше. Палатка - небольшая двухскатная крыша. Несколько палаток - "крыта палатками". Палатки могли быть в один, два и три яруса. Так было на каменных храмах Новгорода в XVI - нач. XVIII вв. Могло быть и на деревянных культовых постройках. Палатка - не что иное, как упрощенный вариант комары, т.е. свода [2]. Ведь Новгородский Софийский собор XI в. имеет же палаточные своды. Форма чисто "деревянная". На нем же с восточной стороны над полусводами были односкатные кровельки. Академик В.В. Суслов неверно их реставрировал.


Церковная реформа, проведенная царем Алексеем Михайловичем и вскоре подхваченная патриархом Никоном, "собинным другом" государя, категорически запрещала строительство шатровых храмов, церквей "древяна вверх", по старой терминологии. Правда, на колокольни запрет не распространялся. Произошло это в середине XVII столетия. С этого времени и повелось строить одноглавые, трехглавые, пятиглавые церкви. Но для того и пишутся законы, как ставятся и заборы, - чтобы их преодолевать. И преодолевали. С успехом. Стали строить ярусные церкви. Все равно: "древяна вверх"!

Правда, здесь сказались общие тенденции эпохи - новый стиль в строительстве: барокко. А это пышность, нарядность, красочность. К краскам в деревянных постройках провинции обычно не прибегали. Но случалось и такое. Редко, однако, попадались деревянные постройки с раскрашенными элементами. В Витославлицах, к примеру, так поступили с Каширской часовней. Не сразу, позже. Краска у нее нанесена по значительно тронутым временем поверхностям. На других находили лемех, окрашенный в зеленый цвет. Тоже позднее. Может, окрашивание вызывалось необходимостью защитить уже ветшающие поверхности. Дешевле, нежели прибегать к крупным ремонтам.

Запрет на шатровые церкви и требования времени породили целую плеяду разнохарактерных, точнее разнотипных построек. Появились многоглавые храмы, церкви с кубатыми завершениями одноглавые и многоглавые, иногда и с кокошниками.

На Новгородчине автору известна лишь одна церковь с кубоватым покрытием, не сохранившаяся. Это надвратная деревянная церковь Вяжищского Николаевского монастыря. Церковь не успели даже освятить. Шла тяжелая Северная война. Петр I бежал в Новгород. Дальнейшее известно: мобилизация всех на оборонительные работы, черных и белых попов, монахов и монахинь, снятие колоколов с целью переливки на пушки.... Постройку и соседние с нею вскоре разобрали.

Подальше же на севере чихали на всякие запреты и продолжали строить шатровые храмы. До бога - высоко, до царя - далеко. А высоту русский мужик любил, почитал, стремился ввысь.

Каждую крышу следует разделить на две - три составляющих:

  • несущие конструкции - слеги, стропила;
  • промежуточные (основа для кровли - слеги, опалубка, обрешетка);
  • кровля - верхний слой крыши, защищающий постройку от влаги, ветра, прямых солнечных лучей.

Слеговая основа не требовала промежуточных конструкций.
В северной Руси применялись четыре основных вида деревянных кровель:

Работа велась или вручную или механически с помощью приводов, установленных, например, на ветряных и водяных мельницах. Были и конные приводы.

Как и прежде, преобладали три основные принципиальные конструктивные схемы: венчатая, каркасная, смешанная. В духе времени они развивались и обогащались. Чаще стали применяться стропильные конструкции крыш, брусовые срубы. В столичных постройках, особенно в Петербурге, появляется дощатая обшивка, железные кровли, резные украшения.... Император продолжал "выписывать" в Россию западных мастеров, особенно голландцев. Они привнесли много новшеств, особенно в соединении элементов, врубках. Однако провинцию это затронуло более ста лет спустя.


[1] Отдельные исследователи, например, Сергей Леснов (Парамонов) в своей книге “Откуда ты Русь?” (Изд. Ростов-на-Дону. 1995г.) считает, что зачатки Древней Руси были известны не менее 2 тысячи лет назад, а возможно и раньше.

[2] В специальной, учебной и иной литературе укрепился термин “позакомарное покрытие”. Почему же приставка “за” отрицает приставку “по”? Правильнее, покомарное, посводное!