О находках поисковиков. Рассказ Орловой С.М.

Сегодня мы предлагаем продолжить разговор о поисковых находках. Каждый, кто хоть когда- то участвовал в раскопках, помнит тот интерес, возникающий при рассмотрении всего, обнаруженного в ходе поиска и непередаваемые ощущения " кладоискателей".

Результаты работы военных археологов (а это мы с вами)- это найденный солдатский скарб, военное снаряжение, имущество, боевая техника. Все это - живые страницы недавней Великой войны. Но, пожалуй, самыми живыми являются документы, найденные у погибших солдат.

К сожалению, найти документы у погибших сегодня - большая редкость. Чаще всего - это книги, брошюры и документы, удостоверяющие личность.

Книжно- брошюрные находки в нашей практике были разными, порой очень необычными. Однажды у погибших сибиряков-таежников в вещмешках мы обнаружили обыкновенные буквари. Вероятно, неграмотных мужиков-охотников решили в перерывах между боями обучить грамоте.

Но чаще всего у солдат в их личных вещах обнаруживаются брошюры военно-технической и военно-политической тематики: "Основы минно-подрывного дела", "Зверства фашистов", "Богдан Хмельницкий". Вот отрывок из брошюры "Зверства фашистов над пленными и ранеными красноармейцами", найденной под Старой Руссой (2001г.) у погибшего солдата. "Из дневника немецкого ефрейтора: "Видел русских пленных. Несимпатичная раса", а это отрывок из письма ефрейтора Грубера: "всех, кто нам мешает в пути, мы расстреливаем, когда едем через русскую деревню и в нас стреляют, мы расстреливаем всю деревню-".

Конечно, самая желанная находка для любого поисковика-это личные документы солдат. Они очень разнообразны: записные книжки, справки, подписанные личные вещи, удостоверения личности, красноармейские книжки и, конечно, медальоны.

Очень интересную записную книжку мы нашли летом 2001г. (Старорусский район), принадлежавшую бойцу В. Суркову. В ней и конспекты прослушанных лекций (по поводу возможной химической атаки), и адреса друзей (один из них - Путин из Ленинграда), и даже подсказки о том, кто есть т. Сталин и т. Молотов. В 1942 г. т. Сталин занимал посты (цитирую):

1. наркома обороны,
2. председателя СНХ,
3. председателя комитета обороны,
4. секретаря ЦК.

А вот социалистические обязательства, которые В. Сурков принял в 1942 г.: "Я, красноармеец 2-ого взвода 1 отделения Сурков В. М., беру следующие пункты, вызываю красноармейца т. Казанцова:

1. не иметь ни одного потерянного боевого имущества,
2. не иметь ни одного отставания,
3. не разглашать тайну,
4. не иметь ни одного дисциплинарного взыскания,
5. не иметь ни одного обмораживания,
6. при марше соблюдать тишину, не курить. 22. 03. 42 г."

Интересные надписи встречаются на личных вещах солдат и офицеров. Вот надпись на портсигаре: "Горному инженеру Власенко Ивану Васильевичу на добрую память. Ася", на ложке "Родионов Никита Дмитриевич. Приморье. Лазо. 2 ОКАД. Привет, дорогая". А вот по надписи на мундштуке: "Лейтенанта Кипина Сергея. Урож. Молотовской обл., с. Искор" мы сумели найти сестру погибшего офицера.

Но вот то, что заставляет дрожать руки каждого поисковика- это солдатский медальон. В Новгородской области встречаются все типы медальонов, использовавшихся в армии: "Ладанка", пластмассовые, деревянные и " самопальные", когда для записки использовалось все, что попадалось под руку. В 1998 г. мы нашли погибшего, у которого в качестве медальона была использована воспламенительная трубка от взрывателя.

К сожалению, в большинстве случаев можно прочитать только те вкладыши, которые находились в пластмассовых капсулах. Содержание их различно, хотя существовали определенные правила заполнения вкладышей. Эти правила строго выполнялись писарями, которым вменялось в обязанность заполнение солдатских медальонов. По воспоминаниям старых поисковиков, на знаменитой "офицерской" поляне в Мясном Бору было найдено несколько десятков медальонов, заполненных одной рукой четким каллиграфическим почерком. Там же в 1999 г. мы нашли Пивова Владимира Николаевича, в медальоне которого в графе "воинское звание" была запись- писарь.

Но, конечно, чаще всего медальоны солдаты заполняли самостоятельно. И потому помимо стандартных данных Ф. И. О., звание, год рождения и др. появлялись приписки: "Передайте жене Черномазовой Павлине Васильевне, сыну Геннадию, дочери В-, отцу Егору Егоровичу от сына А. Е. Сараева" ( медальон найден в 2000 г. в Малом Замошье), "Писал 10. 02. 42. В г. Боровичи в выздоравливающем батальоне Лещенко Константин" ( 1999 г. Земтицы).

В своем медальоне Федор Подгузов делает дважды приписки на обеих сторонах листка: "Подгузова Поля. Подгузова Поля Васильевна. 03.01.42 г. " (медальон 1999 г. найден у " острова" Мясной Бор).

Медальонные записи делались часто не на стандартных бланках, в ход шел любой чистый лист бумаги: кусок обоев с синенькими цветочками на одной стороне, чистые полстранички из библиотечной книги со штампом библиотеки и даже этикетка с банки рыбных консервов-

Некоторые записки мы так и не сумели расшифровать. Так, есть в нашем архиве медальон, заполненный по-узбекски, а солдат- казах вместо фразы "год рождения" написал "гат разден". Вот и попробуй прочитать!

Но все это, конечно, не важно. Главное то, что через годы эти послания приходят людям, которым они были когда-то отправлены.

С. Орлова,
командир поискового отряда «Шкраб»,
г.Великий Новгород
Поисковый отряд "Гвардия- Шкраб".

Источник: www.novgorod.net/~dolina/