Крещение Господне

Тропарь, гласъ 1:

Во Iордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклоненiе. Родителевъ бо гласъ свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына, именуя и Духъ, в виде голубине, извествоваше словесе утвержденiе. Явлейся, Христе Боже, и мiръ просвещей, слава Тебе.

Кондак, гласъ 4:

Явился еси днесь вселенней, и светъ Твой Господи, знаменася на насъ, въ разуме поющих Тя: пришелъ еси и яаился еси Светъ неприступный.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в апостольских постановлениях, а от II в. сохранилось свидетельство Климента Александрийского о праздновании Богоявления. В древности этот праздник назывался также "праздник Светов" или "Просвещение".

Праздник напоминает о поворотном моменте в земной жизни Иисуса Христа. 30 лет он оставался вдали от мира, в глухом селении, где "возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости", и никто, кроме Матери не был посвящен в Его тайну. Но вот пробил час, и Христос явился миру. Содержание праздника находится в Евангелиях:

Когда Спасителю по человеческому естеству исполнилось 30 лет, Он пришел на Иордан, где Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и исповеданию грехов и крестил в водах Иордана. Будучи безгрешным, Иисус Христос не имел нужды в таком покаянии, но Своим Крещением от Иоанна Он положил начало Таинству Крещения, являющемуся обязательным условием принадлежности верующих к Церкви. При Крещении Спасителя было особое явление миру всех Трех Лиц Святой Троицы: Бог Сын крестился в водах Иордана, Бог Дух Святой сходил на Него с небес в виде голубя, Бог Отец из отверстых небес свидетельствовал, возглашая: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Поэтому праздник Крещения называется еще и Богоявлением.

Праздник Крещения заключает святочный праздничный цикл, который, начинаясь с Рождества Христова, прерывается строгим постом крещенского сочельника, служба которого сходна с чином Рождественского сочельника (Царские часы). В конце вечерни крещенского сочельника совершается первое освящение воды. Второе водоосвящение бывает в сам день праздника. В эти дни положен чин великого водоосвящения. Освященная вода именуется по-гречески агиасмой (великой святыней). Верующие с благоговением хранят ее в течении всего года.

Раньше в России обряд освящения воды проходил очень торжественно - он назывался "Иордань". Священники в праздничных ризах и множество народа с пением стихир великого водосвятия крестным ходом шли на "Иордань" - на реку к специально приготовленному и украшенному месту с прорубью во льду. Священник трижды под пение тропаря праздника погружал в прорубь крест, - после чего верующие набирали освященную воду и несли ее по домам, освящая (кропя) водой все в доме. Этот древний обряд (в Греции он совершается у моря) свидетельствует, что весь сотворенный мир освящается вместе с Крещением Богочеловека. "Днесь вод освящается естество" - поется в праздничной стихире.

Морозный воздух, проникающий с улицы в храм, большие чаны с освященной водой, множество людей, берущих воду - все это создает неповторимую атмосферу праздника Крещения.

На праздничной Литургии, как и в Рождество Христово и в некоторые другие великие праздники, поется особое песнопение "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия". Оно напоминает времена, когда в эти праздники происходило крещение новых членов Церкви.

Этот праздник также имеет множество авторских сочинений духовных композиторов : концерты на Крещение Господне Д.Бортнянского, А.Веделя, С.Дегтярева, ирмосы В.Лирина "Глубины открыл есть дно" и др.

Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Он празднуется Церковью во многом сходно с праздником Рождества Христова.