Каменный мост через реку Виточка

нет комментариев, добавить первый

Каменный мост через реку Виточка, забытый объект культурного и исторического наследия. Мост интересен тем, что он является последним мостом в России, построенным (примерно в 1897 г.) по первому типовому проекту с использованием эллипсоидных сводов. Это единственный на дорожной сети трехпролетный (3×8,6 м) мост. В 1995 году мост через официально стал объектом культурного и исторического наследия (указ Президента РФ от 20.02.95 N 176).

Сейчас мост в очень плохом состоянии. Стенки промежуточных опор сильно разрушены и разрушение продолжается. При строительстве нового моста были закрыты два крайних пролета, из-за этого вся вода проходит только через центральный пролет активно разрушая промежуточные опоры. Дефекты в швах кладки, имевшие медленное развитие в течение многих десятилетий, привели за эти годы к ситуации, которая может привести к обрушению моста. На опоры страшно смотреть.

В 2004 году федеральное агентство Министерства транспорта Российской Федерации выпустило документ документ «Каменные мосты России«, в котором подробно описывались проблемы моста и действия необходимые для его сохранения.

Каменный мост через реку Виточка и Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Трубичино.

История

В 1786 году распоряжением Екатерины II была создана «комиссия о строении дорог в государстве», которая занималась благоустройством шоссейных дорог. Естественно, что главным объектом её деятельности стало шоссе между Петербургом и Москвой. Его пересекало множество рек и речушек, через которые были перекинуты деревянные мосты, требовавшие постоянного ремонта.

Было решено начать строительство каменных мостов по типовым проектам, тогда их называли «образцовыми». Инженеры разработали целую серию «образцовых» проектов мостов в один, два и три пролёта. Типовые проекты просто «привязывали» к условиям местности.

По типовым проектам были построены сотни мостов. Такого прогрессивного метода строительства в XVIII веке не знала ни одна страна. Но со временем большая часть мостов была разрушена, особенно во время Великой Отечественной войны. Да и потом об их исторической ценности не задумывались. Дороги расширялись, требования к конструкциям менялись, и мосты просто разбирали. Наш мост — один из последних.