Новгород не Ярославль все же (страница 5)

Вроде бы внешне все у А.М.Тюрина строго и объективно, наукообразно. На самом деле – предвзято и вероломно. Доверчивые должны клюнуть на наукообразные формальности – ссылочный аппарат, академическое оформление работы, таблицы, графики и т.п.
НХ - это тесты для профессиональных историков, которые находят правильные ответы сравнительно легко. К сожалению, очень многие россияне самостоятельно выявить истину здесь не могут. И иногда покупаются на труды «новохронологов», где – к примеру, - Великий Новгород упорно предстает Ярославлем… А это один из базовых элементов теории. Чем чудовищнее ложь, тем она правдоподобнее ?! Подобное в истории с античных времен общеизвестно.

Ладно, оставим Анатолия Матвеевича наедине с его иллюзорными представлениями. Возможно, он объективнее и сравнит Новгород и Ярославль. А есть и более острая проблема.

К сожалению, методология датировки основания многих городов окончательно не отработана. Этому посвящены мои циклы в Академии Тринитаризма и в Прозе.Ру.

Если, к примеру, в сотне летописных списков (с хронологией; списки 17 века) Сказания о Словене и Русе основание Словенска (будущего Новгорода) и Русы отнесено к примерно  к 2395 г. до н.э., учитывать эту позднелетописную версию или не учитывать ?!
Ведь неолитических следов обитания людей у истока Волхова из Ильменя хватает.
Приильменье – истоки Словенска-Новгорода: места, языки, этносы…
Прото- Новгород…

Палеолит Приильменья… и т.п.

Вот краткое современное определение города.
Го́род — населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. Отнесение населённого пункта к категории городов оформляется в законодательном порядке; при этом критерий численности населения города различается — от 250 человек в Дании, до 30 тысяч человек в Японии.

Это ныне. Но тысячи лет назад в разных местах были свои критерии «городов» (там без сельского хозяйства было не прожить) , которые признавались окрестным населением. «Город» в глубокой древности нередко – поселение (группа поселений ?), территориальный центр, властвующий сакрально или административно над округой. Такое поселение могло состоять из одного дома  (затем хорома, дворца) и нескольких домов. И иметь первоначально десятки жителей. А его история начиналась с «первых колышков» на данной территории. Со временем поселение приобретало и укрепление.

Городище Березняки (у Рыбинска). 3—5 вв. Реконструкция по П. Н. Третьякову.

Городище Аркаим 18 век до н.э. Приуралье

Досредневековый рельеф Новгородского кремля

Велика вероятность, что один из сакральных (священных) холмов (святилищ волхвов) на территории будущего средневекового Новгорода был на берегу Волхова в том месте, где затем встал каменный Софийский собор. Здесь (или в ближайшей округе ?) могло быть и небольшое (временное ?) поселение от времен неолита.

По первой новгородской летописи младшего извода:

  • В лЪто 6552 [1044]. Ходи Ярославъ на Литву; ана весну же Володимиръ заложи Новъгород и сдЪла  его .
  • В лЪто 6553 [1045]. Заложи Володимиръ святую СофЪю в НовЪгородЪ.
  • В лЪто 6558 [1050]. Свершена бысть святая  СофЪа  в НовЪгородЪ, повелЪниемь  князя Ярослава и сына его Володимира и архиепископа Лукы. И преставися жена Ярославля княгыни.

Там же
В лЪто 6624 [1116]. Иде Мьстиславъ на Чюдь с новгородци , и възя  Медвижю голову на 40 святых. В то же лЪто  Мьстиславъ заложи Новъгородъ болЪи перваго . Того же лЪта Павелъ, посадникъ ладоскыи , заложи Ладогу город каменъ.

Но по той же летописи почти три века ранее
В лЪто 6352 [854]. Начало земли Рускои.
Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: СловенЪ свою волость имЪли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо  своимъ родомъ владяше; а Чюдь своимъ родом; и дань даяху Варягомъ от мужа по бЪлЪи вЪверици ; а  иже  бяху у них, то ти  насилье дЪяху Словеномъ, Кривичемъ и Мерямъ и Чюди. И въсташа  СловенЪ и Кривици и Меря и Чюдь на Варягы , и изгнаша я  /л.29об./ за море; и начаша владЪти сами собЪ и городы ставити. Допускают, что в 854 г. и возникает среди поставленных городов один из очередных новгородов.
И въсташа сами на ся воеватъ , и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа  град на град (не племя и род), и не бЪше в нихъ правды. И рЪша к себЪ: «князя (т.е. до смут уже привыкли к выгодам княжей власти) поищемъ , иже бы владЪлъ нами и рядилъ ны по праву». Идоша за море к Варягомъ и ркоша : «земля наша велика и обилна , а наряда у нас нЪту; да поидЪте к намъ княжить и владЪть нами».
Изъбрашася  З брата с роды своими, и пояша со собою дружину многу и предивну, и приидоша к Новугороду. И сЪде старЪишии в НовЪгородЪ, бЪ имя ему Рюрикъ; а другыи сЪде на БЪлЪозерЪ , Синеусъ; а третеи  въ ИзборьскЪ , имя  ему Труворъ. И от тЪх Варягъ, находникъ тЪхъ, прозвашася Русь, и от тЪх словет Руская земля; и суть новгородстии людие до днешняго днн  от рода варяжьска.

В какой Новгород пришли Рюрик и его варяги, если Владимир (сын Ярослава Мудрого) Новгород еще не заложил?! Только – вероятнее всего, - или в упоминаемый в середине 10 века византийским императором Немогард (более проваряжская версия), «в котором сидел Сфендостлав, сын Ингора, архонта России». Или в один из тех очередных «новгородов», что в составе ряда городов возник около 854 года.

Начало княженья  Святославля. В лЪто 6454 [946]. Олга  съ сыномъ своимъ Святославомъ събра вои многы и храбры , иде на Деревъскую землю. Изидоша  Древляне противу; и снемшимася  обЪима полкома на совокупъ, и суну копьем Святославъ на Древляны,
и копие летЪ /л.34./ сквозЪ уши коневЪ, бЪ бо велми дЪтескъ. И рече СвЪнделдъ и Асмуд: «князь уже потяглъ; потягньмъ , дружино, и мы по князЪ». И побЪдиша Древляны; и возложиша на них дань тяжку, и двЪ части дани Кыеву идет , а третьяя Вышегороду  ко  ОлзЪ : бЪ бо Вышегород Олгинъ  град. И иде Олга по ДеревостЪи  землЪ съ сыномъ своимъ и с дружиною своею, уставляющи  уставы и урокы; и суть становища ея  и ловища. И прииде въ свои  град  Кыевъ  съ сыномъ своимъ Святославомъ, и пребывши  лЪто едино .
В лЪто 6455 [947]. Иде Олга к Новугороду , и устави по МьстЪ погосты и дань ; и ловища ея суть по всеиземли, и знамение  и мЪста по всеи земли, и погосты; а  санхи  ея стоять во  ПьсковЪ  и до сего дни; по ДнЪпру  перевЪсища и села, и по ДеснЪ есть село ея и доселЪ. И възвратися  къ сыну своему Кыеву, и пребываше с нимъ въ любви.

Примерно с того времени – похода Ольги - прослеживаются на территории Новгорода (времен около 854 г., но еще не города Владимира – сына Ярослава Мудрого) устойчивые деревянные мостовые. Они отчасти и отвлекают археологов. Как бы мостовые есть – есть город, а нет их – нет и города?! Версия отчасти сродни подходам А.М.Тюрина. А слои под мостовыми – это не ранняя история города?!

Даже если на территории средневекового Новгорода в 8 – 9 веках (или много ранее) стоял один неказистый домишко (или была землянка и полуземлянка), то реальная история города уже началась. А если «Новгород» - это цепочка поселений у истоков Волхова, обновляемая после паводков, то история первоначально «пульсирующего города» (заселялся и обезлюдевал) началась и веками раньше. На что и указывают киевские версии летописей еще до упоминаний о хождениях апостола Андрея.

«Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской».

Это ведь летописи самого Киева упорно констатируют про апостола Андрея с учениками
«И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп».

Да, археология следов этих «деревянных бань» первого века нашей эры пока в округе не нашла. Но она еще очень много чего не нашла, что упоминается в письменных источниках. Искать ей еще и искать на огромных российских просторах. Однако отсутствие археологических подтверждений – далеко не всегда причина, чтобы данные письменных источников игнорировать.
Текст о славянах из анонимного сочинения "Моджмал ат-таварих" ("Собрание историй"), составленного в 1126 г.
"...И Славянин пришел к Русу, чтобы там обосноваться. Рус ему ответил, что это место тесное (для нас двоих). Такой же ответ дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежал и достиг того места, где ныне земля славян. Затем он сказал: "Здесь обоснуюсь и им легко отомщу". (Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал, чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь, и на них лили воду, пока не пошел пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же. И та земля обильна (в русских летописях мотивы связаны с хождением апостола Андрея в округе Новгорода). И много занимаются они торговлей..."

Создавались города и иначе. Гардизи. У них [славян] есть обычай строить крепость, соберутся несколько человек и строят крепости, так как мадьяры постоянно нападают на них и грабят их. Когда мадьяры приходят, славяне удаляются в построенные ими крепости (обилие Новгородов почти каждый год); в крепостях и укреплениях они по большей части проводят зиму; летом живут в лесах. У них много пленных.
Худад ал-'алам (анонимный географический трактат). Все они зимою бывают в хижинах и подземельях; у них многочисленные крепости и укрепления.
Марвизи. У них такой сильный холод, что они роют глубокие ямы, покрывают их дёрном, затем нагревают паром от навоза и дров и остаются в них в зимние месяцы; зимою нападают на них мадьяры, у них много рабов, потому что они постоянно нападают.

Вот эта реалия раннего средневековья - У них [славян] есть обычай строить крепость, соберутся несколько человек и строят крепости – никак в голове нашего заскорузлого медиевизма не укладывается. Ему фундаментальный город – с обилием улиц и мостовых - подавай. А если небольших Новгородов за века возникали и исчезали десятки (да еще и в разных местах Приильменья), эту версию учитывать в науке не будем ?!
Стоит учитывать и более ранние поселения, идущие хотя бы со времен неолита.
К сожалению, неолитические находки (например, каменные топоры типа фатьяновских и ямочно-гребенчатая керамика) на территории самого Новгорода и в округе не суммированы, а сведения о них не популяризируются. Как бы этого – урочищ типа Стрелки и Питьбы – в новгородской истории и не было.

Тогда есть смысл обратиться хотя бы к знаменитому Городищу напротив Юрьева монастыря.

Источники: trinitas.ru, proza.ru, ru.wikipedia.org, cultinfo.ruwedma.fantasy-online.ru, bibliotekar.ru, krotov.info, ipiran.ru,
novgorod.ru

Страница: 1, 2, 3, 4, 5, 6