Кривия (страница 3)

Различные подобные представленным глиняные поделки (глиняные бусы, погремушки и так называемые грузики “дьякова типа”) проходят по окрестным культурам почти полтора тысячелетия до славянских времен и в славянские времена.  Грузики встречены в Прибалтике, Белоруссии, на Смоленщине, т.е. территориях, как бы отдаленных от основного ареала распространения дьяковской культуры.

Грузики - конусовидные и относительно плоские предметы, с внутренним вертикальным каналом, на котором часто заметны следы потертостей и даже нитей. Основания чаще всего фигурное, украшенное рубчиками. На поверхности грузиков  точечный орнамент, линии, насечки, свастики, рисунки, и даже непонятные начертания. О назначении грузиков есть самые разные предположения - пряслица, грузила для сетей, грузики для ткацких станков, нагрудные украшения, крышечки для маленьких светильников, и даже “пуговицы для застегивания плащей или вообще верхней одежды”. Оригинальная гипотеза - грузики представляли собой предметы ритуального назначения и были связаны с астральным культом, а также с культом мертвых, причем в последнем случае они служили вместилищем для душ предков. Из новгородских археологов смыслом этих предметов особенно интересовался Борис Донатович Ершевский.

В последние два десятилетия внимание к полиэтничности культур в округе Валдайских гор (индоевропейских Рип) значительно усилилось. И. В. Исланова в интересном исследовании «Этно-культурные процессы в Удомельском Поозерье в эпоху железа и раннего Средневековья» сделала важные констатации. Многочисленные подвижки населения в южных областях Восточной Европы во второй и третьей четверти 1 тыс. н. э отозвались в этнокультурной ситуации даже Удомельского Поозерья (округа верховий Мсты). Здесь фиксируется новый Удомельский тип памятников, ярко представленный материалами поселения и могильника Юрьевская Горка…На этой Юрьевской Горке фиксируются вероятьные финские элементы, корни которых лежат в предшествующих, древностях. Это ряд керамических форм: банковидные,  мисковидные и   поронковидные  горшки,  сосуды с высокой шейкой и коротким плечиком, находки обломков бронзовых шумящих украшений и глиняной фигурки животного.

Вместе с тем остаются не ясными причины ориентации некоторых вещевых находок на Балтийские древности и, прежде всего, на земли западных балтов (наконечник дротика, звенья трехчастных удил, пряжка с расширением язычка). Судя по отдельным типам керамики и инвентаря (высокие слабопрофилированные сосуды и ребристые низкие горшки?, бронзовые обоймица и спиралька), нельзя отрицать связь с древностями КДК псковско-новгородской или боровичской группы. С одной стороны, это могли быть контакты с живший по соседству населением (ближайшие насыпи КДК лежат в 12 км южнее Удомли). С другой стороны — источником появления культурной близости между КДК и Удомельским типом мог являться присутствовавший в этих древностях один и тот же славянский (?) компонент.

По керамике и основной массе инвентаря, приток нового населения в Удомельское Поозерье прослеживается откуда-то с юго-запада, возможна связь с раннеславянскими древностями типа Корчак, Банцеровщина, Колочин, Волынцево. В целом, новые группы населения были ранне-славянскими, а местное прибалтийско-финское население регион не покидает. Удомельский тип памятников заполняет территориальную и хронологическую лакуну, существующую в результате нестыковки ранее известных в лесной зоне памятников КДК псковско-новгородской группы и сопок: насыпи КДК появились на три-четыре века раньше сопок, размещение тех и других — чересполосное.

Ответственная ученая явно показывает смешенный тип археологических памятников к середине 1 тыс. н.э. (вторая четверть тысячелетия) севернее Селигера – как результат взаимодействия финно-угров, балтов и новой волны славян. Нет противопоказаний видеть в этих полиэтничных мигрантах ранних кривичей. А эти места к середине 1 тыс. н.э. даже на свежих картах однозначно отдаются финно-уграм.

Из славистов последней четверти века наиболее последовательно рассматривал реальные глубины возникновения и распространения славянства академик РАН Валентин Васильевич Седов (1924 – 2004)

К сожалению, полиэтничный характер многих археологических культур Восточной Европы со времен античности он в полной мере не осознал. Ведущая роль венедов и кривичей – это не абсолютное славянство, а именно влиятельная роль при формировании и поддержании единого языческого государства. Государства - допускающего интеграцию разных этносов первоначально именно в языческую Русь, на что и указывают средневековые русские летописи. Вместе с тем в последних работах В.В.Седов явно отходил от однозначных этнических привязок, все более осмысливая археологические культуры примерно как технологические уровни развития тех или иных регионов в конкретное время. И на таком уровне (с веками, понятно, менявшемся) в тот или иной период оказывались жившие по соседству и финно-угры, и балты, и ранние славяне (вероятно, пришедшие в регион еще в составе индоевропейцев), да и взаимодействовавшие с ними соседние этносы.

 

По В.В.Седову. Ареал псковских длинных курганов с 6 в. Н.э.

а - могильники с длинными курганами псковского типа; б - места находок браслетообразных височных колец середины I тысячелетия н.э.; в - ареал тушемлинско-банцеровскои культуры; г - ареал позднедьяковской культуры

Вариант привязки 

По Константину Багрянородному, в середине 10 века на Руси сохранялось масштабное производство судов (как – к примеру, - в Скифии 3 века н.э.), чего другие страны мира еще не знали "Да будет известно, что приходящие из внешней Росии[4] в Константинополь моноксилы (суда с основой киля из одного дерева) являются[5] одни из Немогарда[6], в котором сидел[7] Сфендослав[8], сын Ингора[9], архонта Росии[10], а другие из крепости Милиниски", из Телиуцы[12], Чернигоги" и из Вусеграда[14].

Итак, все они спускаются рекою Днепр[15] и сходятся в крепости Киоава[16], называемой Самватас[17]. Славяне же, их пактиоты[18], а именно: кривитеины[19], лендзанины[20; поляки] и прочие Славинии (княжения) [21] - рубят в своих горах[22] моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти водоемы впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для оснастки и продают росам. росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моно-ксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их". И в июне месяце[24], двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичеву[25], которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы[26], тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр[27]. Источник: Константин Багрянородный. Об управлении империей. М.: Наука, 1991, в серии ДРЕВНЕЙШИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ НАРОДОВ СССР.

Иногда истоки кривичей ищут в античных временах среди фракийцев-кробизов. Теплые и благодатные фракийские земли Юго-Западного Причерноморья тысячи лет назад привлекали инициативных выходцев из разных северных племен и народов. К фракийцам относились бессы, дии, диобессы, карбилесы, брисы, одризы, пирогеры, другеры, корпиллы, фины, геты, травзы, аорзы и т.д. Даже по созвучиям бессы как бы превращаются в весь (фисса-гетов времен Геродота), другеры напоминают дреговичей, карбилесы северных карбонов времен Птолемея, аорзы – аорсов, а фины – финнов (как часть могучего полиэтноса). В одризах ищут одну из групп ранних руссов, ведь именно из фракийцев производят и легендарного царя Реза – владельца резвых коней времен Троянской войны. Земли Фракии активно заселялись славянами и с раннего средневековья.

К началу нашей эры известность у низовий Дуная получили костобоки, которых еще В.Н.Татищев считал одним из самых ранних славянских народов: «Костобоки самое славянское, и в Пафлагонии славяне были толстобоги, или толстобоки; толистосаги, или толистозады». Столь однозначный вывод ныне делать трудно, но хотя бы по смыслу и созвучию в линию кробизы – костобоки – криветеины – кривичи указанный этнос, вероятнее всего, попадает.

Культ Крива уходит в глубины прошлого на многие тысячелетия. Кроме «кривой палки» сопровождают Крива и змеи. По Геродоту, от змей бежали на юг невры, которых относят к праславянам. А примерно в округе будущих кривичей тогда обитали андрофаги – людоеды. Страшилки о «нашей Раша» упорно распространяются по миру до сих пор.

Кривейя – одно из свидетельств существования северной державы (ныне России) задолго до появления на великих и обильных землях варягов.

Все уточнения по поисковым системам Интернета (включая поиск в словарях и картинках).

Этот мой авторский текст – по правилам сайта – предполагает коллективное редактирование. К нему менее чем за год обратилось несколько десятков человек, но существенных изменений не последовало.

Ригведа сообщает о воинственном народе Криви. Латыши и литовцы так и называют всех русских — «криви» (Россию — Кривейя), по имени соседнего с ними русского ... Эпическая память в Махабхарате

Есть версия, считающая прямыми наследниками кривичей (с учетом реки Полоты и Полоцка) белорусов.

Версия не лишена оснований, но потомками кривичей хотя бы отчасти оказывается ряд этносов, включая и собственно русских. Вот как поучаствовали – к примерУ. - женщины со времен палеолита к концу средневековья в этногенетических процессах, особенно на просторах Евразии.

Совершенно очевидно, что в Прибалтике и Европейской России преобладают гены появившейся десятки тысяч лет назад Хелены (Елены – голубой цвет). Ее потомки есть в Северной Африке и в Исландии, их до половины в Скандинавии, но и до четверти в Индокитае. Можно проследить доли и других первых европейских Ев палеолита, этногенетические линии которых в Евразии, включая и Россию, продолжаются.

Обратим внимание и на многотысячелетние традиции мужчин.

Мужским гаплогруппам на просторах России тоже не менее хотя бы десятка тысячелетий. На Европейской части доминирует R1b (желтая – преимущественно славянская на верхней карте, часть красной – на нижней). Но есть и очень древняя N (темно-сиреневая вверху, часть голубой на нижней карте), что стараются связывать только с собой финно-угры. Но наука и реалии этногенеза это сделать не дают. Попадаются у нас представители  R1а (красный цвет), доминирующие на Западе Европы уже несколько тысячелетий. Но и там абсолютной однозначной чистоты этносов по генетическим составляющим нет.

Геофизик Валерий Павлович Юрковец, автор тщательных и интересных обобщений по альтернативной истории, подчеркнул особое влияние гаплогруппы R на формирование евразийских этносов.

 

Есть вероятность, что эта гаплогруппа играла и играет важную роль тысячи лет в полиэтничном содружестве Венемаа и Кривии – нынешней России. И эти реалии вполне интересны при изучении полиэтничной истории Новгородской земли – не только однозначно славянской или скандинавской.

Вот такие кратко истоки Кривии и Венемаа, во многом связанных с античной и раннесредневековой землей, что затем известна как Новгородская.

Источники: goledyanka.narod.ru, images.google.ru, www.slavya.ru, upload.wikimedia.org,  recult.by.ruhrono.rspu.ryazan.ru,  elementy.ru,  talks.guns.ru,  zhurnal.lib.ru

 Страницы: 1, 2, 3